Решение по делу № 2-693/2017 от 13.06.2017

                                                                                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 августа 2017 г.                                                                                          <адрес>

Судья Сунженского районного суда Республики Ингушетия Бекботова Т.А.,

с участием представителя истца – отдела ТУ Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> – Дарчиева У.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – администрации с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия – Дзангиева И.Х., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – МУП «Сунжа-Водоканал» – Келлематовой Т.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

при секретаре судебного заседания Алмазовой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению отдела ТУ Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в защиту интересов неопределенного круга потребителей к администрации сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия о признании незаконными действий (бездействия) ответчика в отношении неопределенного круга лиц, выраженных в нарушении санитарных норм и правил в процессе выбора участка под скважину, строительства и эксплуатации систем водоснабжения, оказывающего негативное влияние на качество питьевой воды в с.<адрес> и о принуждении выполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

установил:

    И.о. начальника отдела ТУ Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> Саутиев М.М. обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга потребителей к администрации сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия о признании незаконными действий (бездействия) ответчика в отношении неопределенного круга лиц, выраженных в нарушении санитарных норм и правил в процессе выбора участка под скважину, строительства и эксплуатации систем водоснабжения, оказывающего негативное влияние на качество питьевой воды в с.<адрес> и о принуждении выполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

    Из искового заявления усматривается, что в ходе контрольно-надзорных мероприятий на протяжении 2015-2017 г.г. отмечается высокий уровень неблагополучных результатов лабораторного исследования проб питьевой воды, подаваемой населению с.<адрес>, одной из причин которого является несоблюдение требований санитарных норм и правил в процессе выбора участка под артезианскую скважину, строительства и эксплуатации систем водоснабжения. Ранее по результатам внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, на основании требования прокуратуры РИ от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении эксплуатирующей организации МУП «Сунжа-Водоканал», были выявлены нарушения в части соблюдения зон санитарной охраны водозаборных сооружений, отсутствия исходной документации, т.е. санитарно-эпидемиологического заключения по отводу земельного участка на эксплуатируемые по договору МУП «Сунжа-Водоканал» с местной администрацией источники водоснабжения на территории с.<адрес>. В частности, в с.<адрес> было установлено наличие артезианских скважин в жилой зоне частных домов в границах 1 пояса СЗЗ артезианских скважин – 30м: артезианская скважина «Костоева» - на <адрес> ) – дом построен на расстоянии 11 м от водозабора; артезианская скважина «Центральная» на территории бывшей насосной станции по <адрес> – строится дом на расстоянии 23 м через проселочную дорогу; артезианская скважина «Гулидовка» по пер. Международная - построен дом на расстоянии 24 м от скважины. Указанные домовладения, вероятно, имеют в пределах охранной зоны надворные туалеты на ямах поглощающего типа, что чревато загрязнением водоносных горизонтов. В этой связи настораживают высокие показатели неблагополучных результатов лабораторного мониторинга качества питьевой воды из данных источников. Так, по итогам сравнительного ретроспективного анализа показателей лабораторного контроля за период 2014-2016 г.г. не соответствуют нормативным требованиям по микробиологическим данным в пределах 12- 14% исследованных проб, в то время как из других артезианских скважин аналогичные результаты за тот же период варьируют в пределах 10-11%. А за текущий 2017 год - в с.<адрес> из 3 исследованных проб неблагополучна 1 проба со скважины «Костоева» по содержанию: ОМЧ-113/99 КОЕ в 1мл (при норме не более 50), ОКБ – 2/0,4 (при норме-0) и ТКБ-1,1/0,4 (при норме-0). Общая жесткость во всех пробах варьирует в пределах 8.5 - 11.4 мг-экв/л, при норме 7.0), что обусловлено объективными геологическими особенностями и химическим составом грунтов на глубине водозабора. Данные факты свидетельствуют о получении населением питьевой воды, не соответствующей нормативным требованиям, и об определенном превышении уровня риска ее загрязнения из данных источников. Виновность администрации с.<адрес> в данном случае заключается в том, что на протяжении многих прошедших лет администрация выдавала земельные участки под индивидуальную застройку или строительство источников питьевой воды без согласования с органами Госсанэпиднадзора, получения санитарно-эпидемиологического заключения, допускала на территории сельского поселения нарушения зоны санитарной охраны артезианских скважин застройщиками, не принимая должных мер реагирования и пресечения. Направленное в администрацию с.<адрес> письмо от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации, с приложением копии подтверждающих документов, о датах и основаниях строительства на территории с.<адрес> указанных водозаборных скважин и выделении земельных участков для индивидуальной застройки близлежащих домовладений с нарушением санитарно-защитной зоны 1 пояса, осталось без ответа. Просит признать виновным юридическое лицо - администрацию с.<адрес> в нарушении прав неопределенного круга лиц, выразившегося в нарушении санитарного законодательства в части организации, устройства и содержания зон санитарной охраны источников водоснабжения на территории с.<адрес> и обеспечении потребителей питьевой водой, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил; обязать администрацию с.<адрес> неукоснительно выполнять требования санитарного законодательства в части соблюдения зон санитарной охраны при выделении земельного участка под строительство жилых и иных объектов, при выборе земельного участка под строительство скважин и иных источников и объектов водоснабжения. а также при эксплуатации систем водоснабжения в целях обеспечения населения района питьевой водой нормативного качества; добиваться, как минимум, от жильцов близлежащих к артезианским скважинам домовладений переноса надворных туалетов за пределы 30 м от скважин, с постройкой новых туалетов на сплошь бетонированных ямах выгребного типа, предусматривающих возможность периодической своевременной их очистки ассенизационной машиной.

В судебном заседании представитель истца – отдела ТУ Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> – Дарчиев У.А. поддержал исковые требования по мотивам, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.

    В судебном заседании представитель ответчика – администрации с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия – Дзангиев И.Х. исковые требования признал и обязался исправить и устранить допущенные нарушения.

    В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – МУП «Сунжа-Водоканал» – Келлематова Т.М. пояснила, что артезианские скважины на территории с.<адрес> принадлежат ГУП «Ингушводоканал». Вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.

    Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно статье 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - для подземных источников:

1.10. На санитарно-эпидемиологическое заключение выбора в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в том числе ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения;

1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

         2.2.1.1. Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    3.2.1. Мероприятия по первому поясу

3.2.1.1. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

3.2.1.2. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

3.2.1.3. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.

Согласно требованиям МУ от ДД.ММ.ГГГГ «по санитарному контролю и технической эксплуатации водопроводов с подземными источниками водоснабжения» для подземного источника:

I. Выбор подземного источника водоснабжения. При выборе участков для размещения водозаборных сооружений необходимо учитывать, что участок должен находиться, в благоприятных, в санитарном отношении, условиях, исключающих возможность загрязнения используемых подземных вод бытовыми и промышленными сточными водами, или водами с повышенной минерализацией, газонасыщенностью и вредными компонентами.

II. Зоны санитарной охраны:

1. Для обеспечения санитарно-эпидемиологической надежности водоисточника должны предусматриваться зоны санитарной охраны.

2. Проект зоны санитарной охраны водопровода и санитарные мероприятия, проводимые в зонах, должны согласовываться с органами санитарно-эпидемиологической службы.

3. При проектировании зон санитарной охраны подземного источника водоснабжения необходимо выявить: область его питания; характер слоев грунта, разделяющих водоносный горизонт от поверхностных вод и других водоносных горизонтов; установить характер и наличие нарушений естественных гидрогеологических условий.

4. Для первого пояса санитарной охраны устанавливаются следующие расстояния от водозабора:

- для надежно защищенных горизонтов - не менее 30 м;

- для незащищенных, недостаточно защищенных горизонтов и инфильтрационных водозаборов - не менее 50 м.

5. Территория первого пояса отдельно стоящих артезианских скважин или любого другого водопроводного сооружения, а также группы водопроводных сооружений, должна быть обнесена глухим ограждением высотой не менее 2,5 м. Примыкание строений к ограждению не допускается.

6. Территория первого пояса должна быть озеленена, освещена и спланирована с обеспечением отвода поверхностного стока за ее пределы.

7. Все здания и туалеты должны быть обеспечены системами водоотведения за пределы зон санитарной охраны.

10. Все виды строительства на территории второго пояса должны согласовываться с санитарно-эпидемиологической службой.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ходе контрольно-надзорных мероприятий на протяжении 2015-2017 г.г. отмечается высокий уровень неблагополучных результатов лабораторного исследования проб питьевой воды, подаваемой населению с.<адрес>, одной из причин которого является несоблюдение требований санитарных норм и правил в процессе выбора участка под артезианскую скважину, строительства и эксплуатации систем водоснабжения.

Ранее по результатам внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, на основании требования прокуратуры РИ от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении эксплуатирующей организации МУП «Сунжа-Водоканал», были выявлены нарушения в части соблюдения зон санитарной охраны водозаборных сооружений, отсутствия исходной документации, т.е. санитарно-эпидемиологического заключения по отводу земельного участка на эксплуатируемые по договору МУП «Сунжа-Водоканал» с местной администрацией источники водоснабжения на территории с.<адрес>.

В частности, в с.<адрес> было установлено наличие артезианских скважин в жилой зоне частных домов в границах 1 пояса СЗЗ артезианских скважин – 30 м:

- артезианская скважина «Костоева» - на <адрес>) – дом построен на расстоянии 11 м от водозабора;

- артезианская скважина «Центральная» на территории бывшей насосной станции по <адрес> – строится дом на расстоянии 23 м через проселочную дорогу;

- артезианская скважина «Гулидовка» по пер. Международная - построен дом на расстоянии 24 м от скважины.

Указанные домовладения, вероятно, имеют в пределах охранной зоны надворные туалеты на ямах поглощающего типа, что может привезти к загрязнению водоносных горизонтов.

Вместе с тем, в соответствии п.п. 3.2.1.1-3.2.1.3. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», для подземных источников в зоне 1 пояса ЗСО, т.е. в радиусе 30 м от артезианской скважины территория должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие, не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации водопроводных сооружений, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.

Установленные нормативные размеры СЗЗ и регламентированные мероприятия в этих зонах являются научно обоснованными и вытекают из результатов многолетних изыскательских, экспериментальных и лабораторных исследований и мониторинга, по изучению причин и факторов, влияющих на качество питьевой воды и мер по оптимизации его микробиологических показателей.

Следовательно, нарушение утвержденных санитарных норм и правил может негативно влиять на качество добываемой воды, особенно при строительстве домовладения в границах СЗЗ 1 и 2 поясов с надворной уборной на яме поглощающего типа, при не глубоких горизонтах водозабора.

В этой связи вызывают опасения высокие показатели неблагополучных результатов лабораторного мониторинга качества питьевой воды из данных источников.

Так, по итогам сравнительного ретроспективного анализа показателей лабораторного контроля за период 2014-2016 г.г., не соответствуют нормативным требованиям по микробиологическим данным в пределах 12- 14% исследованных проб, в то время как из других артезианских скважин аналогичные результаты за тот же период варьируют в пределах 10-11%.

За текущий 2017 год - в с.<адрес> из 3 исследованных проб неблагополучна 1 проба со скважины «Костоева» по содержанию: ОМЧ-113/99 КОЕ в 1мл (при норме не более 50), ОКБ – 2/0,4 (при норме-0) и ТКБ-1,1/0,4 (при норме-0). Общая жесткость во всех пробах варьирует в пределах 8.5 - 11.4 мг-экв/л, при норме 7.0 ), что обусловлено объективными геологическими особенностями и химическим составом грунтов на глубине водозабора.

Суд считает, что данные факты свидетельствуют о получении населением питьевой воды, не соответствующей нормативным требованиям, и об определенном превышении уровня риска ее загрязнения из данных источников.

При этом письмо от ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес администрации с.<адрес> о предоставлении информации, с приложением копии подтверждающих документов, о датах и основаниях строительства на территории с.<адрес> указанных водозаборных скважин и выделении земельных участков для индивидуальной застройки близлежащих домовладений с нарушением санитарно-защитной зоны 1 пояса, оставлено без внимания.

Таким образом, администрация с.<адрес> на протяжении многих прошедших лет выдавала земельные участки под индивидуальную застройку или строительство источников питьевой воды без согласования с органами Госсанэпиднадзора, получения санитарно-эпидемиологического заключения, допускала на территории сельского поселения нарушения зоны санитарной охраны артезианских скважин застройщиками, не принимая должных мер реагирования и пресечения.

Между тем, признание юридического лица, в данном случае администрации с.<адрес> виновной, относится к компетенции суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях, в связи с чем суд считает, что в удовлетворении иска в этой части следует отказать.

Кроме того, исковое требование об обязании администрации с.<адрес> добиваться, как минимум, от жильцов близлежащих к артезианским скважинам домовладений переноса надворных туалетов за пределы 30 м от скважин, с постройкой новых туалетов на сплошь бетонированных ямах выгребного типа, предусматривающих возможность периодической своевременной их очистки ассенизационной машиной, суд считает необоснованным, поскольку стороной истца не предоставлено суду данных, подтверждающих постройку надворных туалетов до установления артезианских скважин.

При таких условиях, с учетом выясненных в судебном заседании действительных обстоятельств по делу, требования истца в защиту интересов неопределенного круга потребителей к администрации сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия о признании незаконными действий (бездействия) ответчика в отношении неопределенного круга лиц, выраженных в нарушении санитарных норм и правил в процессе выбора участка под скважину, строительства и эксплуатации систем водоснабжения, оказывающего негативное влияние на качество питьевой воды в с.<адрес> и о принуждении выполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, суд находит подлежащими частичному удовлетворению.

По изложенным основаниям, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

    исковое заявление отдела ТУ Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в защиту интересов неопределенного круга потребителей к администрации сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия о признании незаконными действий (бездействия) ответчика в отношении неопределенного круга лиц, выраженных в нарушении санитарных норм и правил в процессе выбора участка под скважину, строительства и эксплуатации систем водоснабжения, оказывающего негативное влияние на качество питьевой воды в с.<адрес> и о принуждении выполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, удовлетворить частично.

    Признать незаконными действия (бездействие) администрации сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия в отношении неопределенного круга лиц, выраженные в нарушении санитарных норм и правил в процессе выбора участка под скважину, строительства и эксплуатации систем водоснабжения, оказывающего негативное влияние на качество питьевой воды в с.<адрес> и о принуждении выполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Обязать администрацию сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия неукоснительно выполнять требования санитарного законодательства в части соблюдения зон санитарной охраны при выделении земельного участка под строительство жилых и иных объектов, при выборе земельного участка под строительство скважин и иных источников и объектов водоснабжения, а также при эксплуатации систем водоснабжения в целях обеспечения населения района питьевой водой нормативного качества.

Остальную часть исковых требований оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его вынесения, через Сунженский районный суд Республики Ингушетия.

Судья

Копия верна:

судья Сунженского

районного суда РИ                                                                     Т.А. Бекботова

Поступило ДД.ММ.ГГГГ
Принято к производству ДД.ММ.ГГГГ
Назначено ДД.ММ.ГГГГ
Начато рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ
Рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ
Срок рассмотрения 1 месяц 19 дней
Строка

2-693/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Суд
Сунженский районный суд Республики Ингушетия
Дело на странице суда
sunja.ing.sudrf.ru
13.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2017Передача материалов судье
16.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2017Подготовка дела (собеседование)
10.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2017Судебное заседание
26.07.2017Судебное заседание
02.08.2017Судебное заседание
02.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее