Решение от 05.02.2020 по делу № 2-93/2020 от 13.12.2019

Дело № 2-93/2020

УИД 32RS0028-01-2019-001533-54

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 февраля 2020 г. г. Стародуб

Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Геращенко О.А., при секретаре Табуновой Н.В., с участием истца Третьякова А.В., представителя ответчика Рубайло Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Третьякова А.В. к администрации Стародубского муниципального района Брянской области об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Третьяков А.В. обратился в суд с указанным иском. Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как выехавший добровольно из зоны отселения, включен в сводный список граждан, получателей социальных выплат для улучшения жилищных условий в соответствии с порядком выделения субсидий из областного бюджета на улучшение жилищных условий граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.В 2018 году истцу стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из Сводного списка. О принятом постановлении истец уведомлен не был, с ним не согласен, так как мать истца Т. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в д.<адрес>, которая относилась к зоне отселения, на ДД.ММ.ГГГГ истец находился в состоянии внутриутробного развития. Истец жилья не имеет, при выбытии из зоны отселения мерами социальной поддержки ни мать истца, ни он не обеспечивались. Считает, что не относится к категории граждан, которым, в соответствии со ст.22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», меры социальной поддержки могут быть оказаны после выхода на пенсию. Уточнив требования, Третьяков А.В. просит суд признать незаконным постановление администрации Стародубского муниципального района Брянской области №421 от ДД.ММ.ГГГГ об исключении истца из сводного списка граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; обязать ответчика восстановить истца в сводном списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и выдать жилищный сертификат.

В судебном заседании истец Третьяков А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что вместе с матерью в ДД.ММ.ГГГГ добровольно выехал из зоны отселения. Мать при отъезде получила компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества, однако данная компенсация включала в себя стоимость домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяла перевезти его на новое место жительства, компенсацию за дом, переданный на баланс сельской администрации, мать истца не получала. После постановки истца на жилищный учет, он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в виде лишения свободы, поэтому ему не было известно о принятом ответчиком обжалуемом постановлении, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика, администрации Стародубского муниципального района Брянской области Рубайло Н.Н. против иска возражала. Суду пояснила, что истец обоснованно исключен из сводного списка участников указанной подпрограммы. Администрация при принятии обжалуемого постановления принимала во внимание, что истец родился в радиационной зоне после ДД.ММ.ГГГГ и не достиг пенсионного возраста. Кроме того, при рассмотрении дела в суде установлено, что матери истца при выезде из зоны отселения была выплачена денежная компенсация за строение в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС». В списках участников программы не имеют права находиться граждане, получившие за счет федерального бюджета единовременную денежную компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества, включающую в себя стоимость, в том числе, жилого помещения, расположенного в зоне отселения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.

Ранее действовавшим распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р утвердившим Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, населенный пункт <адрес> был отнесен к зоне отселения.

Из материалов дела усматривается, что Третьяков А.В. обладает статусом лица, выехавшего добровольно из зоны отселения (д.<адрес>), проживал в указанной зоне с момента рождения ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры Брянской области (л.д. 27).

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Третьяков А.В. зарегистрирован по месту жительства в <адрес>. Указанное домовладение состоит на балансе ТнВ «Авангард» (л.д. 77).

В судебном заседании установлено, что решением комиссии по жилищным вопросам Занковской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ Третьяков А.В. включен в списки общей и льготной очереди на получение жилой площади по договору социального найма как гражданин, отнесенный к категории выехавших добровольно из зоны отселения (л.д.11).

Постановлением Занковской сельской администрации Стародубского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ Третьяков А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготный список «Вынужденные переселенцы» в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», программой «Жилище на 2011-2015 г.г.» (л.д.12).

Постановлением Занковской сельской администрации Стародубского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ Третьяков А.В. включен в список граждан- получателей социальной выплаты для улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан (л.д.13).

Постановлением администрации Стародубского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ Третьяков А.В. исключен из сводного списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2010 г.г.» на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссии администрации Стародубского муниципального района <адрес> (л.д. 29-31).

Обосновывая исключение истца из указанного сводного списка, ответчик ссылается на то обстоятельство, что истец родился в радиационной зоне после ДД.ММ.ГГГГ и не достиг пенсионного возраста.

Кроме того, представитель ответчика указывает, что у истца отсутствует право на включение в Сводный список, поскольку при рассмотрении дела в суде было выявлено, что матери истца Т. в 1990 году предоставлялась компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества в связи с выездом за пределы зоны радиоактивного загрязнения (согласно п.4 ст.17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), домовладение, принадлежащее Т. принято на баланс Петровобудской сельской администрацией.

Данное обстоятельство суд признает установленным, поскольку оно подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Петровобудской сельской администрации <адрес> (л.д.52).

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Данным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы".

В соответствии с п.п. «е» п.5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, гарантируются меры социальной поддержки, в том числе:

- единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года;

- обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» при наличии у гражданина права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору.

Из смысла приведенных норм следует, что меры социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жильем и единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, направлены на достижение одной цели – создание условий для приобретения жилья, и предоставляются в рассматриваемом случае одной и той же категории граждан – лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В данном случае суд отмечает, что основой двух рассматриваемых федеральных льгот, является факт утраты возможности проживать в жилом помещении, расположенном в зоне отселения, в связи с радиационным загрязнением данной местности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Таким образом, суд приходит к выводу об однородности указанных выше мер социальной поддержки, о недопустимости их одновременного применения к одному и тому лицу.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданин обладает правом выбора, по какому основанию, предусмотренному вышеуказанным законом, ему должны предоставляться льготы и компенсации.

Согласно свидетельству о рождении II-МД матерью истца Третьякова А.В. является Т. (л.д.25), которая умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49).

Несовершеннолетние дети признаются членами семьи своих родителей, согласно требованиям как ныне действующего (ст. 69 ЖК РФ), так и действовавшего в 1990 году жилищного законодательства (ст. 53 ЖК РСФСР). Законом при таких обстоятельствах не предусмотрена отдельная выплата детям денежной компенсации за утраченное жилое помещение и обеспечение детей жилым помещением отдельно от их родителей, в том числе при переселении из зон радиоактивного загрязнения.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец в силу несовершеннолетнего возраста, являлся членом семьи своей матери, которая получила компенсацию за утраченное имущество в связи с добровольным выездом семьи в 1990 году из зоны отселения в соответствии с требованиями Закона РФ "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Данная социальная выплата имела целью восстановление имущественных и жилищных прав лиц, добровольно переселяющихся из зон, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, путем приобретения жилого помещения на территории, не подвергшейся радиационному загрязнению.

Истец признает, что входил в состав семьи своей матери Т.

Таким образом, семья Третьяковых, в том числе истец, реализовала свое право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по обеспечению жильем по названному выше Закону. Следовательно, Третьяков А.В. своим правом на получение компенсации за утраченное имущество вследствие аварии на ЧАЭС воспользовался, что лишает его возможности претендовать на улучшение жилищных условий путем получения социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом на основании п. 7 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Суд отклоняет, как основанный на неверном понимании закона, довод истца о том, что его мать при отъезде получила компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества, однако данная компенсация включала в себя стоимость домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяла перевезти его на новое место жительства, компенсацию за утраченный дом его мать не получала.

Как усматривается из предоставленной истцом справки Петровобудской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52), матери истца Т. в связи с выездом 1990 г. за пределы зоны радиоактивного загрязнения предоставлялась компенсация материального ущерба в соответствии с п.4 ст.17 Закона РСФСР от 15.05.1991 N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно первоначальной редакции Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выплата полной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, включала в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и т.д.), исходя из фактических затрат на строительство или приобретение строений аналогичных утраченным; стоимость всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, стоимость утраченных садово - ягодных насаждений, посевов; стоимость домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства, исходя из фактических затрат на приобретение имущества, аналогичного утраченному.

Таким образом, данная выплата являлась единой, раздельная компенсация стоимости строений и домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства, законом не предусматривалась. Аналогичная норма содержится в действующей редакции Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Кроме того, справкой Петровобудской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что домовладение матери истца Т. принято на баланс <адрес> сельской администрацией в связи с выездом из радиационной зоны, связанной с аварией на ЧАЭС в 1990 году, что свидетельствует об отказе собственника от данного домовладения в связи с получением указанной компенсации.

Учитывая изложенное, обжалуемое постановление принято ответчиком в рамках предоставленных ему полномочий, не противоречит нормам действующего законодательства, права, свободы и законные интересы истца не нарушены, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░     ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░ 07.02.2020.

2-93/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Третьяков Алексей Владимирович
Ответчики
администрация Стародубского муниципального района
Суд
Стародубский районный суд Брянской области
Судья
Геращенко Оксана Анатольевна
Дело на сайте суда
starodubsky.brj.sudrf.ru
16.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2019Передача материалов судье
17.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2019Подготовка дела (собеседование)
13.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2020Судебное заседание
05.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее