Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2018 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-568/2018 по административному исковому заявлению Азанова С.В., Федотовой Г.И., Жуковой С.В., Неясовой Г.Г., Малютиной В.В., Демьяновой Л.В., Каратаевой Т.Н., Тетюхиной И.Н., Белова С.А., Гераевой М.Г. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости,
с участием представителя административных истцов Петрушовой Е.Н.,
У с т а н о в и л :
административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 28 628 268 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 680 699 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 9 075 759 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 318 989 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 734 102 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 1 168 167 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 238 737 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 2 888 400 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 444 581 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 8 480 252 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 2 316 896 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 2 441 800 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 2 406 801 руб., и с учетом уточнения нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 4078 819,90 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 1 031 816,76руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 1 518 597,51 руб.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками названных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости указанных объектов недвижимости, тем самым затронуты их права и обязанности как плательщиков налога на имущество.
Представитель административного истца поддержала заявленные исковые требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении..
Административные ответчики Управление Росреестра по Самарской области, Правительство Самарской области, а также заинтересованные лица: Администрация г.о. Тольятти, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Малько А.Б., Гераев А.С., Дудочкина Е.Ю. не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти представили письменные отзывы.
Малько А.Б., Гераев А.С., Дудочкина Е.Ю. поддержали заявленные требования.
Заслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административными истцами требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Из материалов дела следует, что Неясова Г.Г. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №. В общей долевой собственности Демьяновой Л.В. находится нежилое помещение с кадастровым номером № (доля в праве **/**), нежилое помещение с кадастровым номером № ( доля в праве **/**). Азанов С.В. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №. В собственности Жуковой С.В. находится нежилое помещение с кадастровым номером №, в собственности Малютиной В.В. – нежилое помещение с кадастровым номером №, в собственности Тетюхиной И.Н. - нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, в собственности Белова С.А. - нежилое помещение с кадастровым номером №, в общей долевой собственности Гераевой М.Г. –нежилое помещение с кадастровым номером № ( доля в праве №), в общей долевой собственности Каратаевой Т.Н. ( доля в праве ****/****) и Тетюхиной И.Н. ( доля в праве ***/****) - нежилое помещение с кадастровым номером №. Нежилое помещение с кадастровым номером № находится в общей долевой собственности Азанова С.В., Алякишева А.М., Борменской О.Г., Федотовой Г.И., Позднякова Н.Н., Кичаевой Н.Н.
Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 в следующих размерах: по состоянию на 15 апреля 2012 года: нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 1 017 883,10 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером № - в размере 2 172 089,84 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером № - в размере 66 853 108,15 руб..
По состоянию на 9 августа 2013 года определена кадастровая стоимость нежилых помещений в следующих размерах: с кадастровым номером № - в размере 1 460 177,55 руб.; с кадастровым номером № - в размере 2 323 560,54 руб.; № - в размере 5 922 504,37 руб.; с кадастровым номером № - в размере 5 119 709,66 руб.; с кадастровым номером № - в размере 4 989 444,86 руб.; с кадастровым номером № - в размере 3 471 708,44 руб..
По состоянию на 24 июля 2013 года определена кадастровая стоимость нежилых помещений в следующих размерах: с кадастровым номером № - в размере 681 618,15 руб.; с кадастровым номером № - в размере 2 117 560,39 руб.; с кадастровым номером № - в размере 1 269 324,47 руб.; с кадастровым номером № - в размере 6 137 592,76 руб.; с кадастровым номером № - в размере 16 867 777,15 руб., с кадастровым номером № в размере 9 003 418,41 руб.; с кадастровым номером № в размере 18 052 278,03 руб..
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений, административные истцы 27 декабря 2017 года обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В отношении объектов с кадастровыми номерами №, №, № пропущен срок для обращения в суд с административными требованиями.
Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости №, выполненный 23 декабря 2017 года независимым оценщиком ФИО1, согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений определена в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 28 628 268 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 680 699 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 4 143 473 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 9 075 759 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 318 989 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 734 102 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 1 168 167 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 238 737 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 1 034 572 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 2 888 400 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 444 581 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 8 480 252 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 2 316 896 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 2 441 800 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 2 406 801 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 1 570 305 руб..
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству Администрации г.о. Тольятти была назначена судебная экспертиза в отношении 12 объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №. Производство экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью «Глобал Апрайс».
По результатам судебной экспертизы, проведённой 12 марта 2018 года, составлены 2 экспертных заключения.
Согласно экспертному заключению № по состоянию на 15 апреля 2012 года определена рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 31 583 508, 75 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 749 846,34 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 379 980,31 руб.
Экспертным заключением № по состоянию на 24 июля 2013 года определена рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 4 078 819,90 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 239 918,41 руб., с кадастровым номером № в размере 1 031 816,76 руб., с кадастровым номером № в размере 2 911 720,08 руб., с кадастровым номером № в размере 497 716,96 руб..
По состоянию на 9 августа 2013 года определена рыночная стоимость нежилых помещений в следующих размерах: с кадастровым номером № в размере 2 497 298,60 руб., с кадастровым номером № в размере 2 501 183,92 руб., с кадастровым номером № в размере 1 518 597,51 руб., с кадастровым номером № в размере 2 411 859,23 руб.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, экспертное заключение выполнено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отчету об оценке.
Заключение экспертизы базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах экспертизы, в заключении приведены источники информации.
Заключение эксперта содержит определение рыночной стоимости земельных участков на основе исследования качественных и количественных характеристик объектов, внешних факторов, влияющих на рыночную стоимость исследуемых объектов, с применением сравнительного и доходного подходов.
Суд принимает во внимание, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, стаж работы в оценочной деятельности составляет 5 лет, в связи с чем, сомнений в компетентности и объективности эксперта у суда не имеется, представитель административного истца замечаний к экспертному заключению не представила.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит его выводы правильными и отмечает, что установленные им величины рыночной стоимости нежилых помещений являются достоверными, в связи с этим кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № подлежит установлению равной рыночной стоимости в размерах, определённых заключением экспертизы.
Рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, установленная отчетом об оценке, не оспаривалась сторонами, сведений о рыночной стоимости данных объектов в ином размере суду не представлено, в связи с этим величина рыночной стоимости указанных объектов признается судом достоверной, в связи с этим кадастровая стоимость этих объектов полежит установлению равной рыночной стоимости в размере, определённом отчетом об оценке.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 27 декабря 2017 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Азанова С.В., Федотовой Г.И., Жуковой С.В., Неясовой Г.Г., Малютиной В.В., Демьяновой Л.В., Каратаевой Т.Н., Тетюхиной И.Н., Белова С.А., Гераевой М.Г. удовлетворить частично.
Восстановить Азанову С.В., Жуковой С.В. пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 31 583 508, 75 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 749 846,34 руб..
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 379 980,31 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 4 078 819,90 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 239 918,41 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 031 816,76 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 2 911 720,08 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 497 716,96 руб..
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2013 года в размере 2 497 298,60 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2013 года в размере 2 501 183,92 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2013 года, в размере 1 518 597,51 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2013 года в размере 2 411 859,23 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2013 года в размере 734 102 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2013 года в размере 1 168 167 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 9 075 759 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 8 480 252 руб.
Датой обращения административных истцов в суд считать 27 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина