Дело № 5-131/2020
УИД № 70RS0012-01-2020-000294-96
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
село Бакчар Томской области 2 июля 2020 года
Судья Бакчарского районного суда Томской области Шатохин В.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении:
Волощенко Евгения Вячеславовича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, паспорт серии № <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Волощенко Е.В. привлекается к административной ответственности за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, то есть за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении, 9 апреля 2020 года в 19 часов 30 минут по адресу: Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, пер. Трактовый, дом 10 обнаружено, что Волощенко Е.В. не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Томской области, а именно: в нарушение пункта 10 распоряжения Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра «О введении режима функционирования «повышенная готовность» для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области» в редакции, действовавшей в момент совершения указанного правонарушения, находясь на территории Томской области, не выполнил свою обязанность не покидать место проживания (пребывания), расположенное по адресу: <адрес>, в период с 22.00 часов 31 марта 2020 года до 15 апреля 2020 года в условиях фактического отсутствия исключительных обстоятельств, указанных в пункте 10 распоряжения Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра.
В суд для рассмотрения дела Волощенко Е.В. не явился. О месте и времени рассмотрения дела Волощенко Е.В. извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой сотрудника суда. Ходатайство об отложении рассмотрения дела Волощенко Е.В. не заявлял, в связи с чем, на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело рассмотрено в его отсутствие.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Организационно-правовые нормы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 1 апреля 2020 года) (далее – Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В силу пункта «а.2» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании подпунктов «м», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера; вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 1 «Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 417) граждане и организации обязаны выполнять решения должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «в» пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» одним из таких должностных лиц, наделённых полномочиями по принятию дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определено высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
На основании пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должностное лицо, установленное пунктами 8 и 9 настоящей статьи, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации (подпункт «а»).
Таким образом, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, указанные нормативно-правовые акты обязывают граждан выполнять решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра, принятым в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», Законом Томской области от 11 мая 2005 года №206-ОЗ «О защите населения и территорий Томской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях исключения завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в пределах границ Томской области с 18 марта 2020 года введен режим функционирования «повышенная готовность» для органов управления сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Томской области (пункты 1 и 2 Распоряжения).
Пунктом 10 указанного распоряжения Администрации Томской области от 18 марта 2020 года №156-ра (в редакции от 5 апреля 2020 года, действовавшей в момент совершения инкриминируемого деяния) предписано, что граждане, находящиеся на территории Томской области, обязаны с 22.00 часов 31 марта 2020 года до 15 апреля 2020 года не покидать места проживания (пребывания) за исключением следующих случаев: обращения за медицинской помощью и случаев прямой угрозы жизни и здоровью; следования к месту (от места) осуществления деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами Томской области; осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Томской области, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами Томской области, в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки; следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами Томской области; выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 200 метров от места проживания (пребывания); выноса твердых коммунальных отходов до ближайшего места (площадки) накопления отходов.
Из материалов дела следует, что 9 апреля 2020 года в 19 часов 30 минут сотрудниками полиции возле <адрес> был остановлен Волощенко Е.В., управлявший своим личным автомобилем (л.д. 1 – 6).
В рапорте сотрудника полиции Л.Ю.А. (л.д. 2) отмечено, что 9 апреля 2020 года в 19 часов 30 минут в ходе патрулирования улиц <адрес> в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции был остановлен Волощенко Е.В., который не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории <адрес>, а именно: в нарушение пункта 10 распоряжения Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра «О введении режима функционирования «повышенная готовность» для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области»» в редакции, действовавшей в момент совершения указанного правонарушения, находясь на территории Томской области, не выполнил свою обязанность не покидать место проживания (пребывания), расположенное по адресу: <адрес>, в период с 22.00 часов 31 марта 2020 года до 15 апреля 2020 года в условиях фактического отсутствия исключительных обстоятельств, указанных в пункте 10 распоряжения Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра.
В своём объяснении сотруднику полиции от 9 апреля 2020 года (л.д. 3) Волощенко Е.В. пояснил, что 9 апреля 2020 года он выехал из дома в 19 часов с целью посещения магазина «Ярче» для покупки продуктов питания, перед этим проследовал на автозаправочную станцию, находящуюся на выезде из с. Бакчар, затем направился к магазину «Ярче». Возле дома 10 по пер. Трактовому в 19 часов 30 минут был остановлен нарядом ДПС.
Вместе с тем, распоряжением Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра не запрещалось покидать место проживания (пребывания) с целью следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами Томской области. Так же не запрещалось следовать обратно от указанного выше места приобретения товаров, работ, услуг к месту своего проживания.
В деле имеется справка, составленная сотрудником полиции Л.Ю.А. (л.д. 19), в которой указано, что ближайшие от места проживания Волощенко Е.В. магазины находятся на <адрес>, в связи с чем Волощенко Е.В. не было необходимости ехать в магазин «Ярче», который находился на расстоянии 2 км от места проживания.
Однако из объяснений Волощенко Е.В. видно, что вначале он ездил на автозаправочную станцию и был остановлен сотрудниками полиции на пути следования от автозаправочной станции к магазину. Доказательства, опровергающие объяснения Волощенко Е.В., материалы дела не содержат.
Деятельность автозаправочных станций на территории Томской области на момент совершения инкриминируемого деяния ограничена не была. Сведения о том, что Волощенко Е.В. следовал не к ближайшей от его места жительства автозаправочной станции, в материалах дела отсутствуют. Из открытых источников в сети «Интернет» (https://2gis.ru) видно, что место остановки Волощенко Е.А. сотрудниками полиции (<адрес>) расположено по пути следования от ближайшей к месту жительства Волощенко Е.А. автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>
В деле также отсутствуют доказательства того, что продукты питания, которые Волощенко Е.В. намеревался приобрести в магазине «Ярче», имелись в ближайших к его месту проживания магазинах, указанных в справке сотрудника полиции Л.Ю.А. (л.д. 19). Пункт 10 распоряжения Администрации Томской области от 18 марта 2020 года №156-ра (в редакции от 5 апреля 2020 года, действовавшей на момент совершения инкриминируемого деяния) из его буквального толкования не запрещал гражданам, в случае отсутствия необходимых товаров в ближайшем магазине от места проживания (пребывания), приобрести эти товары в другом магазине, который в тот момент времени являлся ближайшим из тех, где данные товары реализовались.
То обстоятельство, что Волощенко Е.В. указал в протоколе об административном правонарушении о своём согласии с нарушением, само по себе не является основанием к привлечению его к административной ответственности по статье 20.6.1 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения Волощенко Е.В. каких-либо правил поведения, установленных распоряжением Администрации Томской области от 18 марта 2020 года №156-ра при введении режима повышенной готовности на территории Томской области.
В силу частей 1, 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных обстоятельствах судья находит, что действия Волощенко Е.В., выразившиеся в оставлении своего места проживания с целью следования к ближайшей к его месту проживания автозаправочной станции и затем в продовольственный магазин «Ярче» для приобретения продуктов питания, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 – 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Волощенко Евгения Вячеславовича по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в деянии состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья (подписано) Шатохин В.В.