№ 2а-707/2022 г.
11RS0020-01-2022-001096-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,
с участием: административного истца Саввина Д.Д., представителя административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Коротаевой В.С., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 08 июня 2022 года административное дело по административному иску Саввина Д.Д. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с <Дата> по <Дата> в размере 300000 рублей и взыскании судебных расходов в виде госпошлины при подаче иска в суд в размере 300 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Саввин Д.Д. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с <Дата> по <Дата> в размере 300000 рублей и взыскании судебных расходов в виде госпошлины при подаче иска в суд в размере 300 рублей.
Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 23.05.2022 г. в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании проведенного путем видеоконференцсвязи, административный истец Саввин Д.Д. доводы и основания, изложенные в административном иске поддержал в полном объеме.
Между тем, считает, что ответчиком нарушены его права в период отбывания наказания в колонии-поселении ФКУ ИК-31, а именно: 1.) во всех камерах ЕПКТ/ШИЗО столы с лавками вмонтированы кустарным способом к кровати, не возможно писать и читать; 2.) кровати в ЕПКТ не соответствуют требованиям (металлические пластины), невозможно спать; 3.) в санитарных узлах отсутствуют сливные бачки; 4.) у стены напротив окна смонтированы отсекатели во всю длину, по высоте и ширине камеры, ограничивает доступ к окну; 5.) несоответствие полов в виде щитов, собирается пыль, выпирают металлические края; 6.) форточка окна открывается только на 25-30 градусов, не обеспечивает достаточного притока свежего воздуха; 7.) вентиляция не работает; 8.) на санитарно-технических приборах отсутствуют гидравлические затворы-сифоны; 9.) система отопления, радиаторы в ЕПКТ смонтированы с нарушениями, в результате чего, функционируют только два отсека (колена), остальные остаются холодными не отдающими тепло; 10.) поступающая из крана вода, имеет мутное содержание, гнилостный запах и вкус, вода из столовой не является питьевой, емкости в которых приносят воду не подвергаются очистке изнутри; 11.) после бани чешется тело, кожный зуд, появилась экзема; 12.) в бане отсутствует приватность, перегородки; 13.) в камерах ЕПКТ/ШИЗО ведется постоянное видеонаблюдение, сотрудниками женского пола; 14.) в медицинских кабинетах установлены видеокамеры, отсутствует приватность; 15.) в ночное время, сотрудники администрации ЕПКТ с отбоя и до подъема каждые 30 минут нарушают 8 часов непрерывный сон; 16.) из-за отсутствия в камерах ЕПКТ сливных бачков, при включении воды создается шум и вибрация, которые нарушают непрерывный сон; 17.) расположение здания ЕПКТ непосредственно вблизи к железнодорожным путям в ночное время нарушает 8 часовой непрерывный сон.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Коротаева В.С. административный иск не признала, поддержав доводы и основания, изложенные в письменных возражениях на заявленный иск.
Заслушав административного истца, представителя административных ответчиков, проверив и оценив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административный истец Саввин Д.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, где просил признать условия содержания ненадлежащими, присудить в порядке части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в размере 300000 рублей.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с положениями статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьёй 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признаётся, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учётом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. Согласно требованиям, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Положениями статей 1, 3, 10, 12 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовноисполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека; при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством; предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание, при этом не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц; установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической и социальной сферы.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовноисполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 82 УИК РФ под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осуждённых, предусматривает действие в
исправительных учреждениях правил внутреннего распорядка, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
В соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, пунктом 20 которых определено, что в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учётом особенностей работы с тем или иным составом осуждённых, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели,отсутствие индивидуального спального места, естественного либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания
на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды (статья 99 УИК Российской Федерации).
Проверяя доводы административного истцаСаввина Д.Д.,судом установлено следующее:
1.) во всех камерах ЕПКТ/ШИЗО столы с лавками вмонтированы кустарным способом к кровати, не возможно писать и читать.
Согласно подпункту 10 пункта 32 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04 сентября 2006 года № 279 (далее - Наставление по оборудованию ИТСОН) камеры ЕПКТ оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу.
Подлежат отклонению доводы истца о том, что в нарушение требований Наставления стол и скамейка в камерах приварены к обратной стороне откидной кровати.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 32 Наставления, требования которого согласуются с Приложением № 2 раздела 2 Приказа ФСИН России №512 ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ, одиночные камеры, в исправительных колониях особого режима оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу.
Из представленных фотоматериалов следует, что камеры ЕПКТ ИК-31 оборудованы в том числе, откидными металлическими кроватями, тумбочкой, столами для приема пищи, скамейками; камеры ШИЗО - откидной металлической кроватью, столом для приема пищи, сиденьями. Камерные столы и места для сиденья приварены к металлическому каркасу откидных кроватей, места для сиденья рассчитаны на каждого пребывающего в камере 4 штуки, в ШИЗО 2 шт.
То обстоятельство, что стол и места для сиденья не приварены к полу (сиденье в соответствии с пунктом 15.3 Приказа ФСИН № 407 служит, помимо основного предназначения, и опорой для откидных коек), не может свидетельствовать о существенных ненадлежащих условиях содержания осужденного в исправительном учреждении, поскольку стол и сиденье предназначены для пользования в дневное время, откидная металлическая кровать предназначена для пользования только в ночное время. В случае соблюдения осужденным постельного режима, принимать пищу и работать с документами возможно за вторым столом, имеющимся в камере.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика и соответчиков об отсутствии нарушении условий содержания Саввина Д.Д.
2.) кровати в ЕПКТ не соответствуют требованиям (металлические пластины), невозможно спать.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика и соответчиков о несущественном нарушении условий содержания Саввина Д.Д.,в связи с небольшим отклонением от габаритных размеров полотен коек.
Откидная койка КОД-1 крепится к стене и имеет разные комплекты деталей, устанавливаемых в стену здания (со сквозным пробоем стен) путем сваривания металлоконструкцией между конструктивными элементами режимных изделий.
Согласно подпункту 10 пункта 32 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 №279 (далее - Наставление по оборудованию ИТСОН) камеры ЕПКТ оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу. Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 (Приложение N 2 Раздел II параграф 1) предусмотрено оборудование камеры ЕПКТ откидной металлической кроватью из расчета 1 кровать на 1 человека, табурет из расчета 1 табуретка на 1 человека, стол прямоугольный на отряд.
Пунктом 12.3 Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России" (далее - Каталога), утв. Приказом ФСИН России от 27.07.2007 №407 предусмотрено, что полотна коек с металлическим настилом, устанавливаемых в камерах ЕПКТ, имеют каркасы из стального уголка сечением 45x45x4 мм с решетчатым заполнением из стальных полос сечением 50x4 мм.
Скамья камерная СК-1 приварена к металлическому каркасу откидной кровати и имеет высоту над уровнем пола 475 мм., габаритные размеры скамьи – 410х400 мм., в камере расположены четыре скамьи.
Представленными суду фотоматериалами следует что камеры ЕПКТ оборудованы откидными металлическими кроватями без деревянного покрытия, закрываемыми в дневное время на замок, из расчета 1 кровать на 1 человека.
Доводы административного истца о нарушении его прав за содержание в камерах ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми с откидной железной кроватью с металлическим покрытием, суд признает несостоятельными в силу следующего.
Положениями пункта 163 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, частью 2 статьи 99 УИК РФ, положениями статей 1, 3, статьи 13 Федерального закона № 5471-7 от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», требованиями вышеприведенного Приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 27.07.2006 г. № 512, с учетом того, что спальными принадлежностями административный истец был обеспечен и не лишен был возможности пользоваться спальным местом для ночного отдыха.
3.) в санитарных узлах отсутствуют сливные бачки.
Согласно приказа ФСИН от 27.07.2008 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в камерах ЕПКТ/ШИЗО в санитарных помещениях предусмотрен унитаз, для слива оборудован сливной кран. Санитарные узлы (туалеты) в камерах ЕПКТ огорожены от основных спальных помещений фанерными перегородками до потолка с оборудованной в одной из перегородок дверью. Запорная арматура в исправном состоянии, что предотвращает протечку и шум при сливе.
Указанное административным истцом нарушение, не свидетельствует о существенных отклонениях от таких требований, являющихся основанием для компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, поскольку, он имеет возможность пользоваться туалетом и справлять свою естественную нужду и не свидетельствует о невозможности произвести уборку санузла.
4.) у стены напротив окна смонтированы отсекатели во всю длину, по высоте и ширине камеры, ограничивает доступ к окну.
В соответствии с подп.10 п.20 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 №279 (далее – Наставление по оборудованию ИТСОН) в камерах ЕПКТ устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер.
Согласно п.16.3.3 СП308.1325800.2017 "Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденные приказом Минстроя РФ от 20.10.2017 №1454/пр (далее - СП308.1325800.2017) для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер ЕПКТ следует предусматривать устройство отсекающих решетчатых перегородок, преграждающих доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и наружной стеной камеры следует принимать равное 0,6 м.
По сведениям администрации ИК-31 для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер в режимном корпусе ЕПКТ установлены отсекающие перегородки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и стеной камеры составляет 0,6 м, что также подтверждается фотоматериалами, выполненными в камерах ЕПКТ.
Таким образом, наличие отсекающих решетчатых перегородок, преграждающих доступ к окнам со стороны камер, предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, вследствие чего не может рассматриваться как незаконное.
5.) несоответствие полов в виде щитов, собирается пыль, выпирают металлические края.
Не нашли своего подтверждения и доводы административного иска об обустройстве полов в камерах ЕПКТ из щитов, имеющие выступающие части крепления, что создает риск получения травм. Согласно справке ФКУ ИК-31 и фотоматериалов в камерах ЕПКТ, полы в камерах выполнены из древесно-стружечных плит, скрепленных с бетонным основанием пола с помощью болтовых соединений. В целях исключения устройства осужденными схронов, края плит укреплены металлическим уголком. Данное обустройство пола не противоречит нормам уголовно-исполнительного законодательства РФ. При этом, имеющаяся якобы под полом пыль сама по себе не указывает на нарушение прав и законных интересов истца.
Уборка в камерах ЕПКТ возлагается поочередно на каждого осужденного в соответствии с пунктами 165, 166 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Сведений об обращении истца к администрации учреждения с жалобами на состояние здоровья из-за пыльного состояния в камерах ЕПКТ, не установлено.
6.) форточка окна открывается только на 25-30 градусов, не обеспечивает достаточного притока свежего воздуха.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 32 Наставления по оборудованию ИТСОН окна в камерах ЕПКТ и ШИЗО с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.
Пунктом 3.1 Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", утв. Приказом ФСИН России от 27.07.2007 №407 (далее - Каталог) предусмотрено оборудование оконных проемов, в которые устанавливается решетка, имеющая каркас из стальной полосы сечением 60x12 мм; решетчатое заполнение выполнено из стального прутка диаметром 20 мм и стальных полос сечением 60x12 мм, размеры ячеек решетчатого полотна не превышают 100x200 мм.
Согласно пункту 16.2.8 СП 308.1325800.2017 оконные блоки в камерах ЕПКТ для обеспечения проветривания оборудуются форточкой (фрамугой), расположенной в верхней части блока и открывающейся в горизонтальной плоскости (откидное открывание - максимально под углом 45° к плоскости пола). Допускается оконные блоки оборудовать откидной створкой. Конструкция оконного блока и механизма открывания должны обеспечивать фиксацию форточки (фрамуги, створки) как в положениях "закрыто" и "открыто", так и в промежуточных положениях.
По сведениям ФКУ ИК-31 окна в камерах ЕПКТ открываются в горизонтальной плоскости с помощью специального механизма, представляющего собой металлическую ручку длиной около 30 см. с круглым наконечником для регулировки положения створки окна.
Представленным фотоматериалом, доводы административного истца о том, что необходимости залезать на отсекающую решетку для доступа к ручке данного механизма опровергнуты, имеется возможность регулировать притвор окна, стоя на полу не залезая на отсекающую решетку.
Таким образом, механизм открывания, которым оборудованы окна в камерах ЕПКТ, соответствует установленным нормативным требованиям, его использование по назначению не нарушает установленные условия содержания, а также прав, свобод и законных интересов истца.
7.) вентиляция не работает.
Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц, может свидетельствовать отсутствие либо недостаточность вентиляции.
По сведениям ФКУ ИК-31 вентиляция камер ЕПКТ осуществляется естественным притоком воздуха через внутристенные вентиляционные каналы и открытые окна камер. Во всех камерах имеются окна, оборудованные специальным механизмом открывания, регулирующим приток воздуха в камеры, а также вытяжные отверстия вентиляционных каналов, расположенные в туалетах и непосредственно в камерах. Система вентиляции обеспечивает отвечающие нормативным требованиям условия содержания в камерах ЕПКТ.
Для обеспечения более качественного воздухообмена камеры ЕПКТ оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, что подтверждено справкой начальника ОКБИиХО ФКУ ИК-31 от 06.06.2022 г. и фотоматериалом системы вентиляции с механическим побуждением.
Согласно указанной справке от 20.10.2021 г. следует, что санитарные узлы (туалеты) в камерах ЕПКТ огорожены от основных спальных мест фанерными перегородками до потолка с оборудованной в одной из перегородок дверью, в санитарных комнатах имеются вытяжные отверстия, обеспечивающие вентиляцию. Вентиляция камер осуществляется естественным притоком воздуха через внутристенные вентиляционные каналы и открытые окна камер. Система вентиляции обеспечивает отвечающие нормативным требованиям условия содержания в камерах ЕПКТ. Нарушений условий содержания в указанной части, а также прав, свобод и законных интересов административного истца не имеется.
8.) на санитарно-технических приборах отсутствуют гидравлические затворы-сифоны.
Согласно представленной справки начальника ОКБ,И и ХО от 06.06.2022 г. в помещениях камер ЕПКТ умывальники оборудованы гофрами для смыва воды в общую канализационную систему, для предотвращения выхода воздушных осадков система оборудована гидрозатвором.
Соответственно, нарушений условий содержания административного истца в указанной части, а также прав, свобод и законных интересов административного истца не имеется.
9.) система отопления, радиаторы в ЕПКТ смонтированы с нарушениями, в результате чего, функционируют только два отсека (колена), остальные остаются холодными не отдающими тепло.
Система отопления здания ЕПКТ выполнена из металлических труб верхней разводки, что повышает тепло потери и эффективность теплоотдачи. В летний период производятся ремонтные работы с промывкой системы отопления под давлением. Температурный режим в камерах ЕПКТ соответствует требованиям ГОСТа 30494-11 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата», СП 17-02 Минюста России (гл. № 20 табл. № 45 № п/п40). Допустимая норма температуры в жилых помещениях не ниже + 18 С, что соответствует требованиям. Температурный режим в камерах поддерживается на уровне +19-22 С. Постоянно ведется журнал проверки состояния температурного режима, контролируемый медицинскими работниками. Доводы административного ответчика подтверждаются представленными журналами контроля температурного режима ЕПКТ/ШИЗО.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика и соответчиков об отсутствии нарушении условий содержания Саввина Д.Д.
10.) поступающая из крана вода, имеет мутное содержание, гнилостный запах и вкус, вода из столовой не является питьевой, емкости в которых приносят воду не подвергаются очистке изнутри.
Вода в котельную поступает из скважины № 2374 Э, далее подготавливается в котельную ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, работающей на котельно-печном топливе и по системе трубопровода поступает горячая вода во все общежития жилой зоны ФКУ ИК-31. Поступающая вода в камеры ЕПКТ используется только для умывания. Вода отвечает требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
Согласно пункту 6 Приложения №2 Раздела II параграфа 1 Норм обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512, в ЕПКТ должен находиться бак для питьевой воды с кружкой и тазом.
По сведениям ФКУ ИК-31 в камерах ЕПКТ установлены 5 литровые баки с питьевой водой. Питьевой водой осужденные обеспечиваются без ограничений. Питьевая вода привозится в бутылках для пищевых продуктов со столовой жилой зоны. Согласно программе производственного контроля, в столовой ежеквартально отбираются пробы воды на бактериологические исследования. Вода отвечает требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 по микробиологическим показателям. Бутылки для пищевых продуктов регулярно обрабатываются дезинфицирующими средствами. Истец в период нахождения в ЕПКТ с жалобами на качество питьевой воды не обращался. Утверждения истца об использовании для помывки водой мутного содержания с гнилостным запахом и вкусом, не нашли своего подтверждения.
11.) после бани чешется тело, кожный зуд, появилась экзема.
Согласно выписке фельдшера филиала «Медицинская часть № 4» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России следует, что Саввин Д.Д. <Дата> прибыл в ЕПКТ без медицинской карты, жалоб не предъявлял, на ДУ не взят, сдал анализы, проведена флюрография, без патологии. С момента прибытия по настоящее время с жалобами на состояние здоровья к медицинским работникам не обращался. Состояние здоровья оценивается как удовлетворительное. Таким образом, доводы Саввина Д.Д. не нашли своего подтверждения.
12.) в бане отсутствует приватность, перегородки.
Пунктом 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 предусмотрено, что помывка осужденных должна обеспечиваться не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья. При этом помывка осужденных, содержащихся в ЕПКТ, должна производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.
Как установлено судом, техническое состояние душевой и установленного в ней оборудования находится в удовлетворительном состоянии, что так же подтверждается справкой отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения от 06.06.2022 г.
Также вопреки утверждениям истца наличие в душевой, оборудованной в ЕПКТ, отдельных кабинок, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрено, а учитывая строгость установленного в ЕПКТ режима, наличие таких кабинок создало бы препятствия для контроля за поведением осужденных.
13.) в камерах ЕПКТ/ШИЗО ведется постоянное видеонаблюдение, сотрудниками женского пола.
При рассмотрении дела судом установлено, что осужденный Саввин Д.Д. содержится в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми отбывая меру дисциплинарного взыскания в ЕПКТ в период с <Дата> по <Дата>.
Поводом для обращения в суд в порядке административного судопроизводства послужило нарушение, по мнению административного истца, его прав со стороны сотрудников ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, выразившееся в установке за ним в камере постоянного видеонаблюдения, что по мнению административного истца является нарушением статьи 8 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод».
Все единые помещения камерного типа в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми оснащены системой видеонаблюдения путем установления в жилой территории камерных помещений камер видеоконтроля, работающих по системе круглосуточного наблюдения за поведением осужденных.
Из представленных фотоматериалов камер № 4 А, № 17 А, № 19 А, № 1 В, № 3 В, № 6 В, отображающих расположение камер видеонаблюдения в камерах ЕПКТ, следует, что зона санитарного узла, изолированная глухими стенами, возведенными от пола до потолка и дверным коробом, системой видеоконтроля не оснащена.
В соответствии с частью 1 статьи 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Согласно части 1 статьи 83 УИК РФ перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 04 сентября 2006 года № 279 утверждены Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее по тексту также Приказ № 279).
Инженерно-технические средства охраны и надзора применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными и лицами, содержащимися под стражей, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их проведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (пункт 3 Приказа № 279).
Положениями пункта 30 раздела 4 Приказа № 279 Минюста России регламентируется оборудование инженерно-техническими средствами охраны и надзора постоянных объектов исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, в том числе оборудование инженерно- техническими средствами надзора жилой зоны указанных объектов.
Подпункт 4 пункта 30 Приказа № 279 содержит указание на то, что жилые и коммунально-бытовые объекты оборудуются видеокамерами.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд на основании положений Конституции РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ, учитывая позицию ЕСПЧ, приходит к выводу, что помещения камерного типа ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, где содержался Саввин Д.Д.,а также использование технических средств надзора инормам действующего законодательства, что ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми действовало исключительно в рамках законности, нарушения прав и законных интересов осужденного при этом отсутствуют.
Законодателем установлены требования к местам возможного размещения видеокамер в постоянных объектах исправительных колоний; количество видеокамер и процент охвата (обзора) площади помещений видеонаблюдением в Приказе Минюста России № 279 от 04 сентября 2006 года не содержится.
Само по себе использование исправительными учреждениями технических средств контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ведение видеонаблюдения не может расцениваться как действие, унижающее человеческое достоинство лиц, содержащихся под стражей, напротив, направлено на предотвращение возникновения либо своевременное выявление каких-либо ситуаций, составляющих угрозу, как для административного истца, так и иных лиц, недопущение нарушение прав сотрудниками учреждения.
Применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы, как гражданина, и изменяется его статус как личности. Лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате подобных действий оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя на ограничения, в том числе в правах на неприкосновенность частной жизни.
Таким образом, ограничение конституционных прав, в том числе на неприкосновенность частной жизни, является допустимым и оправданным в целях обеспечения личной безопасности осужденных, а также сотрудников учреждения.
Гарантируя каждому право на уважение его частной и семейной жизни, статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод вместе с тем допускает вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права в случаях, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.
Согласно положениям, закрепленным в части 3 статьи 55 Конституции РФ, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу статьи 43 УК РФ состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3 и 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и иконных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
На основании вышеизложенного, суд соотносит применение видеомониторинга за административным истцом с требованиями профилактики правонарушений путем надзора, принимая во внимание установленные при рассмотрении дела обстоятельства, характеризующие Саввина Д.Д., поставленного на профилактический учет как лицо, склонное к совершению преступлений с использованием технических средств связи.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» к бесчеловечному обращению относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом, лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
14.) в медицинских кабинетах установлены видеокамеры, отсутствует приватность.
В соответствии с пунктом 10 названного приказа Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 осмотр медицинским работником медицинской организации осужденных, содержащихся в одиночных камерах, ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, и выполнение назначений врача (фельдшера) производится: в рабочие дни ежедневно - во время покамерных обходов или в медицинской части (медицинском кабинете); в выходные дни и праздничные дни - в медицинской части (медицинском кабинете) при обращении указанных категорий лиц за медицинской помощью к любому сотруднику дежурной смены учреждения УИС или при наличии назначений врача (фельдшера).
Постоянный контроль за поведением осужденных, переведенных в ЕПКТ, путем использования аудиовизуальных средств надзора, направлен на создание условий для исправления осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, и предупреждения совершения ими новых преступлений и иных правонарушений.
Доводы административного истца о не соблюдении условий приватности в медицинском кабинете, суд отклоняет, поскольку, согласно имеющейся информации в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в медицинском кабинете имеется ширма для переодевания и раздевания осужденных.
Соответственно, требования приватности соблюдались и прав истца не нарушают.
15.) в ночное время, сотрудники администрации ЕПКТ с отбоя и до подъема каждые 30 минут нарушают 8 часов непрерывный сон.
Согласно пункту 21 Правил № 295 распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени.
Несение службы на постах надзора в учреждении организовано согласно плана надзора ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми на 2022 г.
Периодичность проверок по спальным местам в ночное время суток, лиц содержащихся в запираемых помещениях, а так же отбывающих меру дисциплинарного взыскания в ЕПКТ/ШИЗО и т.д. определена Приказом № 252 и планом надзора.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласно п. 16 которых осужденные обязаны, в том числе, соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
Пунктами 20, 21 данных Правил установлено, что в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя, помимо прочего, время подъема и отбоя. Предусматривается непрерывный восьмичасовой сон осужденных.
Не могут быть признаны состоятельными и доводы административного истца о незаконном нарушении режима 8-часового сна.
Поскольку, положения пункта 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, предусматривающего для осужденных непрерывный восьмичасовой сон, не подлежат применению в случае этапирования осужденного.
Кроме Савина Д.Д. содержащегося в ЕПКТ ФКУ ИК-31 содержатся и другие осужденные, поступащие и отправляющиеся в другие учреждения уголовно-исполнительной системы.
Между тем, правила внутреннего распорядка исправительных учреждений не регламентируют организацию перевозок спецконтингента. Нарушение указанного режима в день этапирования не свидетельствует о допущенных в отношении Савина Д.Д. незаконных действиях, поскольку связано с перемещением других осужденных из одного учреждения в другое, обусловленное необходимостью оказания им медицинской помощи и сопряжено с подготовкой к этапированию посредством железнодорожного транспорта, движение которого запланировано по соответствующему расписанию с учетом маршрута следования.
Доводы административного истца о постоянном открывании и закрывании дверей сотрудниками ИУ, являются необоснованными.
Поскольку, действия сотрудников исправительного учреждения согласуются с требованиями действующего законодательства, устанавливающего, что проверки наличия осужденных могут проводиться с использованием технических средств в местах, определенных администрацией ИУ, и в установленное распорядком дня время. Проверки наличия осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, в тюрьмах проводятся покамерно, а отбывающих наказание в строгих условиях, содержащихся в безопасных местах, пользующихся правом передвижения без конвоя и освобожденных из-под стражи под надзор администрации ИУ, - в местах их проживания (гл. 9 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
При этом, младший инспектор по надзору за осужденными в запираемых помещениях обязан: наблюдать за осужденными, предупреждать и пресекать с их стороны преступления и нарушения установленного порядка отбывания наказания, докладывать о результатах несения службы каждый час (п. 108 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях).
Обязанность младшего инспектора на посту у камер контролировать выполнение подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными установленного порядка содержания под стражей и правил внутреннего распорядка установлена Приказом Министерства юстиции РФ от 03 ноября 2005 г. N 204-ДСП.
16.) из-за отсутствия в камерах ЕПКТ сливных бачков, при включении воды создается шум и вибрация, которые нарушают непрерывный сон.
Доводы административного истца так же не обоснованны, поскольку, здание ЕПКТ оборудовано канализацией для смыва нечистот с режимных помещений (камер). Внутриквартальная сеть трубопроводов рассчитывается на самотечное (безнапорное) движение жидкости с частичным заполнением труб. Система канализации обеспечивает слив воды с санитарных узлов камер, для обеспечения герметичности трубопроводы и фасонные элементы выполнены из полиэтиленовых труб диаметром 110 и 50 мл. В целях прочистки канализационной системы на основной магистрали проходящей внутри здания в коридоре имеются ревизии, для удаления воздушных осадков система оборудована вентиляционной вытяжной трубой. Перебоев в работе канализации системы не зафиксировано, трубопроводы и места соединения видимых нарушений целостности не имеет. Соответственно, административным истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих его доводы о нарушении непрерывного сна при использовании системой канализации лицами, содержащимися совместно с Саввиным Д.Д., другими осужденными.
17.) расположение здания ЕПКТ непосредственно в близи к железнодорожным путям в ночное время нарушает 8 часовой непрерывный сон.
Согласно справки начальника отдела коммунально-бутового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-31 от 06.06.2022 г. подъездные пути общего пользования Микунь-Кослан находятся на расстоянии свыше 300 м.
В ночное время, согласно расписанию поездов, Кослан-Микунь, железнодорожный состав проезжает 13 раз в месяц в 4 часа 06 минут утра.
Шум от проходящего транспорта не превышает допустимые нормы согласно ГОСТА 333-2015. Акустического воздействия от железнодорожного транспорта в связи с редкими проездами железнодорожного транспорта не наблюдалось. Также доказательств того, что наличие шума от железнодорожных составов повлекло для самочувствия административного истца крайне неблагоприятные последствия, им не представлено.
Кроме этого, нарушение сна административного истца, вызванное шумом передвижения железнодорожных составов, не свидетельствует о наличии оснований для компенсации, поскольку указанные обстоятельства не связны с незаконными действиями исправительного учреждения и его должностных лиц.
На основании вышеизложенного, суд, соглашается с доводами представителя административных ответчиков, об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца.
Специальный статус Саввина Д.Д. отбывающего наказание в местах лишения свободы предполагает существенное ограничение его прав, связанное с применением в отношении него карательной меры за совершение преступления в виде назначенного судом уголовного наказания.
Администрацией колонии выполняются надлежащие меры по содержанию помещений колонии в надлежащем санитарном состоянии.
Таким образом, суд приходит к выводу, что никаких нарушенных прав административного истца Саввина Д.Д., нуждающихся в судебной защите, в данном случае не усматривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Частями 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
На основании вышеизложенного, суд считает, что административный иск Саввина Д.Д. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с <Дата> по <Дата> в размере 300000 рублей, надлежит оставить без удовлетворения.
Поскольку, основное требование истца оставлено без удовлетворения, соответственно, на основании ст. 103 КАС РФ, требование истца Савина Д.Д. о взыскании госпошлины в сумме 300 рублей, надлежит оставить без удовлетворения.
руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Саввина Д.Д. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с <Дата> по <Дата> в размере 300000 рублей и взыскании судебных расходов в виде госпошлины при подаче иска в суд в размере 300 рублей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья - А.Ю. Лисиенко