88-5905/2024
2-2122/2023
49RS0001-01-2023-002215-48
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
4 июля 2024 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Соловьевой О.В.,
судей Егоровой А.И., Прасоловой В.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нечая Сергея Владимировича к ГУ - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,
по кассационной жалобе ГУ - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 24 августа 2023 года (с учетом определения Магаданского городского суда Магаданской области от 24 ноября 2023 года об исправлении описок), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 5 марта 2024 года,
Заслушав доклад судьи Егоровой А.И., выслушав пояснения представителя истца адвоката Базылева Д.А.,
установила:
Нечай С.В. обратился в суд с иском к ГУ - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указал, что 24 августа 2022 года он обратился в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области с заявлением о назначении страховой пенсии. Решением № 221/4 от 7 декабря 2022 года пенсионный орган отказал ему в установлении страховой пенсии досрочно. При оценке пенсионных прав его стаж работы с вредными условиями труда и в горячих цехах по Списку № 1 установлен равным 4 года 7 месяцев 25 дней, не учтены в качестве льготного стажа периоды его работы в Республике Казахстан: с 18 апреля 1990 года по 10 мая 1990 года; с 16 мая 1993 года по 1 июня 1996 года; с 1 июня 1996 года по 8 января 1998 года; с 17 января 1998 года по 12 июля 1998 года; с 9 июля 1999 года по 29 января 2001 года; с 29 января 2001 года по 25 июня 2005 года; с 13 сентября 2005 года по 19 января 2006 года; с 21 января 2006 года по 25 мая 2006 года; с 25 мая 2006 года по 1 июля 2007 года; с 13 ноября 2007 года по 14 марта 2017 года. Всего неучтенный стаж составляет 21 год 7 месяцев 15 дней.
Полагая, что пенсионный орган необоснованно не учел при подсчете его страхового стажа и стажа работы в особых условиях спорные периоды, с учетом уточнений исковых требований, просил признать решение об отказе в установлении пенсии от 7 декабря 2022 года № 221/4 незаконным; возложить на ответчика обязанность включить в общий трудовой стаж, а также в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, следующие периоды работы: на основании пункта 1 раздела 1 Списка № 1 (утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10): с 16 мая 1993 года по 1 июня 1996 года; с 1 июня 1996 года по 8 января 1998 года; с 27 января 1998 года по 12 июля 1998 года; с 13 сентября 2005 года по 19 января 2006 года; с 25 мая 2006 года по 1 июля 2007 года; с 13 ноября 2007 года по 14 марта 2017 года.
На основании пункта 1 раздела 1 Списка № 2 (утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10): с 18 апреля 1990 года по 10 мая 1990 года; с 29 июля 1999 года по 29 января 2001 года; с 29 января 2001 года по 25 июня 2005 года; с 21 января 2006 года по 25 мая 2006 года; возложить на ответчика обязанность назначить ему страховую пенсию по старости с 24 августа 2022 года.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 24 августа 2023 года (с учетом определения Магаданского городского суда Магаданской области от 24 ноября 2023 года об исправлении описок) исковые требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение ГУ - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области от 7 декабря 2022 года № 221/4 об отказе в установлении пенсии Нечаю С.В. по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На ГУ - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области возложена обязанность зачесть в льготный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы Нечая С.В. с 16 мая 1994 года по 8 января 1998 года в Научно-производственном объединении «Джезказганцветмет»; с 27 января 1998 года по 12 июля 1998 года в Научно-производственном объединении «Джезказганцветмет»; с 13 сентября 2005 года по 19 января 2006 года, с 25 мая 2006 года по 1 июля 2007 года, с 13 ноября 2007 года по 14 марта 2017 года, с 29 июля 1999 года по 29 января 2001 года, с 29 января 2001 года по 25 июня 2005 года, с 21 января 2006 года по 25 мая 2006 года в ТОО «Корпорация Казахмыс».
На ГУ - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области возложена обязанность зачесть в страховой стаж период работы Нечая С.В.: с 18 апреля 1990 года по 10 мая 1990 года, с 16 мая 1994 года по 8 января 1998 года, с 27 января 1998 года по 12 июля 1998 года в Научно-производственном объединении «Джезказганцветмет»; с 29 июля 1999 года по 29 января 2001 года, с 29 января 2001 года по 25 июня 2005 года, с 13 сентября 2005 года по 19 января 2006 года, с 21 января 2006 года по 25 мая 2006 года в ТОО «Корпорация Казахмыс», с 25 мая 2006 года по 1 июля 2007 года в ТОО «Корпорация Казахмыс», с 13 ноября 2007 года по 14 марта 2017 года в ТОО «Корпорация Казахмыс».
На ГУ - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области возложена обязанность назначить Нечаю С.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 24 августа 2022 года.
С ГУ - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области в пользу Нечая С.В. взысканы судебные расходы по оплате госпошлины, в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 5 марта 2024 года решение суда изменено в части возложения на ГУ - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области обязанности включения периодов работы истца в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На ГУ - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области возложена обязанность включить в стаж Нечая С.В. на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 16 мая 1994 года по 8 января 1998 года, с 27 января 1998 года по 12 июля 1998 года в АО «Джезказганцветмет»; с 13 сентября 2005 года по 19 января 2006 года, с 25 мая 2006 года по 1 июля 2007 года, с 13 ноября 2007 года по 14 марта 2017 года в ТОО «Корпорация Казахмыс».
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Считает, что стаж работы Нечая С.В. в Республике Казахстан, который суд обязал зачесть для назначения пенсии, в установленном порядке не подтвержден. Формуляр, требуемый для реализации Международного Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года для подтверждения страхового стажа истца в спорные периоды, в пенсионный орган не поступил. Информация от компетентных органов по факту уплаты обязательных пенсионных взносов в период работы Нечая С.В. в Республике Казахстан в деле отсутствует.
Представитель ответчика в судебное заседание кассационного суда не явился, извещался надлежащим образом.
Ходатайство представителя истца адвоката Чашина А.Н. об участии в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи отклонено ввиду отсутствия технической и организационной возможности проведения судебного заседания с использованием средств системы видеоконференцсвязи в назначенное время.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца частично, суд первой инстанции руководствовался статьями 2, 4, 8, 11, 14, 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, положениями Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, и исходил из того, что периоды работы истца с 16 мая 1994 года по 8 января 1998 года, с 27 января 1998 года по 12 июля 1998 года в Научно-производственном объединении «Джезказганцветмет», периоды работы истца с 13 сентября 2005 года по 19 января 2006 года, с 25 мая 2006 года по 1 июля 2007 года, с 13 ноября 2007 года по 14 марта 2017 года, с 29 июля 1999 года по 29 января 2001 года, с 29 января 2001 года по 25 июня 2005 года, с 21 января 2006 года по 25 мая 2006 года в ТОО «Корпорация Казахмыс» Республики Казахстан подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, поскольку соответствующие записи о работе имеются в трудовой книжке истца, а особый характер работы и полная занятость подтверждены уточняющими справками работодателей.
Периоды работы истца в период с 18 апреля 1990 года по 10 мая 1990 года, с 16 мая 1994 года по 8 января 1998 года, с 27 января 1998 года по 12 июля 1998 года в Научно-производственном объединении «Джезказганцветмет»; с 29 июля 1999 года по 29 января 2001 года, с 29 января 2001 года по 25 июня 2005 года, с 13 сентября 2005 года по 19 января 2006 года, с 21 января 2006 года по 25 мая 2006 года, с 25 мая 2006 года по 1 июля 2007 года, с 13 ноября 2007 года по 14 марта 2017 года в ТОО «Корпорация Казахмыс» подлежат включению в общий страховой стаж, поскольку справки о заработной плате истца подтверждают отчисление обязательных пенсионных взносов.
Проверяя обоснованность и законность принятого судом решения, судебная коллегия признала вышеизложенные выводы суда верными, за исключением возложения на пенсионный орган обязанности по включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периодов работы истца в ТОО «Корпорация Казахмыс» в качестве машиниста погрузочно-доставочной машины, занятой на погрузке и транспортировке горной массы в карьере, с 29 июля 1999 года по 29 января 2001 года, с 29 января 2001 года по 25 июня 2005 года, с 21 января по 25 мая 2006 года.
Принимая во внимание, что судом не учтены правила суммирования периодов работ, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которым к периодами работ, указанных в подпункте 1 (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах) суммируются только работы, указанные в подпункте 12 (работа граждан (в том числе временно направленных или командированных) в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС), суд второй инстанции пришел к выводу о неправомерном включении в стаж, дающий право на назначение пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, работы истца в ТОО «Корпорация Казахмыс» в качестве машиниста погрузочно-доставочной машины, занятой на погрузке и транспортировке горной массы в карьере, с 29 июля 1999 года по 29 января 2001 года, с 29 января 2001 года по 25 июня 2005 года, с 21 января по 25 мая 2006 года.
Изложенные выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных названным Федеральным законом.
По общему правилу, содержащемуся в части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Из положений пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы.
Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Принимая во внимание приведенное нормативное регулирование, учитывая представленные в дело доказательства, суды пришли к правильному выводу о возможности включения определенных периодов работы истца в Республике Казахстан, как в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, так и в общий страховой стаж.
Доводы ответчика о том, что с вступлением в силу 1 января 2021 года Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года в целях оценки пенсионных прав могут быть использованы только формуляры, предусмотренные пунктом 3 Порядка взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года № 122, несостоятельны.
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в стаж на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 года № ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Поскольку спорные периоды работы истца на территории Республики Казахстан имели место до 1 января 2021 года (вступления в силу Соглашения ЕАЭС), суды обоснованно учитывали ранее действующее правовое регулирование в части подтверждения страхового стажа, в том числе, справки работодателей, уточняющие особый характер работы, дающих право на досрочную пенсию, а также заполненные по запросу пенсионного органа РФ формуляры о стаже работы Нечая С.В. организациями, в которых осуществлялась трудовая деятельность (НПО «Джезказганцветмет», ТОО «Корпорация Казахмыс»).
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что периоды работы истца в Республике Казахстан не подлежат включению в страховой стаж, поскольку в деле отсутствует информация об уплате взносов на обязательное пенсионное страхование от компетентного органа - некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан», тогда как судом приняты во внимание справки организаций, в которых работал истец в Республике Казахстан, об удержании из его заработной платы обязательных пенсионных взносов, подлежат отклонению.
В части 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Подвергая сомнению имеющиеся в деле доказательства в подтверждение того, что в период работы истца на территории Республики Казахстан его работодателями уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение, ответчик не представил доказательств, подтверждающих, что, осуществляя проверку пенсионных прав Нечая С.В., пенсионный орган получил сведения, опровергающие установленные судом обстоятельства.
Выводы судов основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 24 августа 2023 года (с учетом определения Магаданского городского суда Магаданской области от 24 ноября 2023 года об исправлении описок) в части, оставленной без изменения апелляционным определением, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 5 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: