Решение от 24.01.2017 по делу № 2-440/2017 (2-7869/2016;) от 16.12.2016

Дело № 2-440/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2017 года           город Уфа

Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,

при секретаре Хазиахметовой Э.Т.,

с участием представителя истцов – ФИО5, действующей на основании нотариальной доверенности, зарегистрированной в реестре за Д<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Администрации городского округа <адрес> и УЗиО Администрации ГО <адрес>ФИО6, действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1, ФИО3 к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО1, ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации ГО <адрес> РБ, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО <адрес> РБ о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка, площадью 440 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 02:55:010320:21. В обоснование исковых требований указано, что истцы являются собственниками жилого дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке.

В 2016 году с целью оформления прав собственности на земельный участок, истцы обратились с заявлением в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО <адрес>, однако получили отказ, мотивированный тем, что согласно решения Совета городского округа <адрес> РБ от 28.01.2015г. «О резервировании земельных участков в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд» испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственность. Кроме того, данный земельный участок расположен в границах красных линий.

Указанный отказ, по мнению истцов, является незаконным и нарушающим их права, как собственников жилого дома.

Истцы на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявление через своего представителя о рассмотрении дела без их участия.

Представитель истцов по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала полностью, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснила, что в соответствии с п. 9 Решения Совета городского округа <адрес> РБ от 28.01.2015г. «О резервировании земельных участков в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд» Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента опубликования настоящего решения должно провести необходимые действия для осуществления регистрации ограничения прав на резервируемые земельные участки в порядке, установленном действующим законодательством. Однако, никаких зарегистрированных ограничений на данном земельном участке не имеется.

Представитель ответчика Администрации ГО <адрес> РБ по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать, ввиду того, что земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Указала, что при обращении в Росреестр им было отказано в регистрации обременения.

Суд с учетом мнения представителей сторон и на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно статье 64 Земельного Кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 59 Земельного Кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Судом установлено, что истцы являются собственниками жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии <адрес>, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Данный земельный участок имеет кадастровый , площадь 440 кв.м., разрешенное использование: для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (литер А), пристроев (литеры А1, А2, А3) и надворных построек.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО <адрес> с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность спорного земельного, но получили письменный отказ, мотивированный тем, что согласно решению Совета ГО <адрес> РБ (ред. 28.01.2015г.) «О резервировании земельных участков в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд» испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с пп.13 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ, отнесен к землям, ограниченным в обороте, которые, согласно п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ, в частную собственность не предоставляются, за исключением случаев, установленным федеральными законами. Кроме того, данный земельный участок расположен в границах красных линий. В соответствии с п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и др.объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Подпунктом 5 п.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним. Согласно ст. 56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ. Согласно п. 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно п.9 Решения Совета городского округа <адрес> РБ от 28.01.2015г. «О резервировании земельных участков в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд» Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента опубликования настоящего решения должно провести необходимые действия для осуществления регистрации ограничения прав на резервируемые земельные участки в порядке, установленном действующим законодательством.

Таким образом, любое планируемое использование участка для государственных или муниципальных нужд, не оформленное как резервирование соответствующего участка в установленном законом порядке, не может являться законным и обоснованным основанием для отказа в приобретении права собственности на соответствующий участок.

Как видно из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о наличии каких-либо ограничений прав, арестов, либо запрещений на спорном земельном участке.

В кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сведений о том, что спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд не имеется.

Представителем Администрации городского округа <адрес> РБ каких-либо доказательств обращения в Росреестр, в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с заявлением о регистрации ограничений прав на спорный земельный участок не представлено. Также не представлен отказ в регистрации ограничения права на зарезервированный для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером 02:55:010320:21, на который ссылается в своих возражениях представитель ответчика.

Пунктами 2 и 3 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, установлен пунктами 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ, в соответствии с которыми ограничены в обороте земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Данный земельный участок не изъят из оборота, в отношении его не установлен запрет на приватизацию, а также не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Другие ограничения в передаче земель в собственность законодательством не предусмотрено.

Споров по пользованию земельным участком по границам с соседними правообладателями земельных участков не имеется, что подтверждается актом согласования границ землепользования.

Отказывая истцу в заключение договора купли-продажи спорного земельного участка УЗИО Администрации города указало на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий; земельный участок является ограниченным в обороте, поскольку входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель; на испрашиваемом земельном участке имеется объект недвижимости, который находится на прилегающем земельном участке, доказательств чему в материалы дела не представлено. Следовательно, оснований для отказа в предоставлении в собственность за плату истцу, как собственнику жилого дома, расположенного в границах спорного земельного участка, не имелось. Отказ УЗИО Администрации города, выраженный в письме <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в рассматриваемом случае нарушает права собственника жилого дома, так как он имеет право на приобретение земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, не соответствует закону. В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательств обратного ответчиками не представлено. Доводы Администрации города, послужившие основанием для отказа в предоставлении истцу спорного земельного участка, что испрашиваемый земельный участок в силу решения Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании земельных участков в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд» частично расположен в границах резервируемых земель и в соответствии с пп.13 п.5 ст. 27 Земельного кодекса отнесен к землям, ограниченным в обороте, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца, поскольку доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок изъят или ограничен в обороте и не может быть предоставлен заявителю, в материалы дела не представлено, тем самым ответчиками не выполнена возложенная ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию. Документов, подтверждающих запланированное размещение на спорном земельном участке какого-либо объекта на основании утвержденной в установленном порядке градостроительной документации и обосновывающих правомерность резервирования земельного участка, занимаемого принадлежащим истцом объектом недвижимости, в материалах дела также не имеется.

Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).

Исходя из системного толкования приведенных норм, красными линиями обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты. В то же время п. 12 ст.85 Земельного кодекса РФ предусматривает запрет на приватизацию только в отношении земель общего пользования. При этом данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

При этом основанием для установления планируемых красных линий в силу пункта "а" части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.

Согласно Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ , установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки.

В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости. На плане красных линий должны быть показаны соответствующие элементы, перечисленные в пунктах 6, 3.2.1 вышеуказанной Инструкции.

Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Планировка территории и установление красных линий без учета имеющейся застройки спорного земельного участка противоречит приведенным выше нормам градостроительного законодательства и нарушает права истцов как собственников недвижимого имущества. Установление красных линий подлежит осуществлению с учетом существующей застройки, красные линии не могут проходить через существующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности отдельных лиц (поскольку красной линией должны отграничиваться только территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц).

В данном случае, спорный земельный участок используется для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, пристроев и надворных построек, что отражено в представленном кадастровом паспорте.

Указанный земельный участок не является земельным участком, находящимся в границах территории общего пользования, как и не является частью существующей автомобильной дороги или иной территории, которой пользуется неограниченный круг лиц. В пределах границах его расположен жилой дом, принадлежащий истцам.

Пунктом 2 ст.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пп. 6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного Кодекса.

В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Согласно ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно Постановления Правительства Республики Башкортостан за от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках» цена земельных участков устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости.

В соответствии с п.4 ст.445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из представленных истцом документов видно, что данный земельный участок не является ограниченным в обороте, либо изъятым для государственных, либо муниципальных нужд, на основании представленных документов данный земельный участок свободен от каких – либо прав третьих лиц, строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры для муниципальных нужд на данном земельном участке в ближайшие сроки не планируется.

Ответчиком каких – либо документов, подтверждающих наличие ограничений в обороте данного земельного участка суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на приобретение земельного участка путем выкупа, поскольку право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░1, ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 440 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>░░░2 ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░, ░ ░░░1 <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░, ░ ░░░3 ░░ 2/10 ░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                 ░/░                ░.░. ░░░░░░░░.

2-440/2017 (2-7869/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Муфтахутдинова Л.Н.
Муфтахутдинов Ф.С.
Муфтахутдинов Р.Ф.
Ответчики
Управление земельных и имущественных отношенй АГО г. Уфа РБ
Администрация городского округа г.Уфа
Суд
Ленинский районный суд г. Уфы
Дело на сайте суда
leninsky.bkr.sudrf.ru
16.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2016Передача материалов судье
20.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2017Подготовка дела (собеседование)
10.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2017Судебное заседание
24.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее