Судья: Казарова Т.В. дело <данные изъяты>
УИД <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Красногорск Московской области <данные изъяты>
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шмелева А.Л.,
судей Золотницкой Н.Е., Романенко Л.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Ангаповой К.Т.
рассмотрела в закрытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело <данные изъяты> по иску Бахуревич Т. В. к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от <данные изъяты>
Заслушав доклад судьи Золотницкой Н.Е.,
объяснения представителя Бахуревич Т.В. – Ясенчук Е.И.,
УСТАНОВИЛА:
Бахуревич Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области, в котором просит признать за Бахуревич Т.В. право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 617 кв.м. по адресу: <данные изъяты>, в порядке бесплатной приватизации.
В обоснование требований истец указала, что является членом СНТ «Ветеран-4», в ее пользовании находится земельный участок <данные изъяты> в указанном товариществе. Для оформления земельного участка в собственность Бахуревич Т.В. обратилась в администрацию, однако ей было отказано в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка. Решением Сергиево-Посадского городского суда от <данные изъяты> указанное решение администрации было признано незаконным. Постановлением администрации от <данные изъяты> <данные изъяты> предварительно согласовано предоставление земельного участка, площадью 617 кв.м. по адресу: <данные изъяты> Земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>. Однако в предоставлении в собственность указанного земельного участка ответчик отказал, указав на наличие ограничений прав на земельный участок.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям указанным в решении администрации от <данные изъяты>.
Представитель третьего лица СНТ «Ветеран-4», а также представитель привлеченного к участию в деле определением суда от <данные изъяты> третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.
С указанным решением суда не согласилось Министерство обороны Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке имеются.
В силу части 2 статьи 153 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья, признав дело подготовленным, вправе завершить предварительное судебное заседание и при согласии сторон открыть судебное заседание, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте предварительного судебного заседания и просят рассмотреть дело по существу в их отсутствие, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение дела.
Как видно из протокола предварительного судебного от <данные изъяты>, открытого в <данные изъяты>, судом в предварительном судебном заседании в отсутствие третьего лица – Министерства обороны РФ принято определение о назначении дела к судебному разбирательству на <данные изъяты> в <данные изъяты>, и в судебном заседании <данные изъяты> принято решение по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, назначив дело к слушанию в судебном заседании в день проведения предварительного судебного заседания в отсутствие совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 153 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, без учета мнения третьих лиц участвующих в деле, суд фактически рассмотрел дело в отсутствие лица, надлежащим образом не извещенного о дне слушания дела, что в силу п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является существенным процессуальным нарушением и безусловным основанием к отмене судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда <данные изъяты> определила перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, поскольку Министерство обороны РФ привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не было извещено о дате и времени проведения судебного заседания.
В судебное заседание представитель истца явилась, исковые требования поддержала.
Остальные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки судебную коллегию своевременно не известили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, с учётом мнения представителя истца и положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Загорского городского совета народных депутатов МО от <данные изъяты> <данные изъяты> произведен отвод земельного участка площадью 10 га в р-не д. Шарапово из земель ЭХ ВНИТИП для организации коллективного садоводства для в/ч <данные изъяты> (л.д.44-45).
Из материалов дела усматривается, что государственным актом на право пользование землей от <данные изъяты> войсковой части <данные изъяты> в бессрочное и бесплатное пользование закреплен земельный участок площадью 10 га для коллективного садоводства (л.д.36-43).
Постановлением Главы администрации Сергиево-Посадского района МО от <данные изъяты> <данные изъяты> утвержден проект планировки и застройки с/т «Ветеран-4» войсковой части <данные изъяты> (л.д.46).
Постановлением Главы администрации Сергиево-Посадского района МО от <данные изъяты> <данные изъяты> из состава землепользования ЭХ ВНИТИП в связи с добровольным отказом от землепользования был изъят земельный участок площадью 1,1 га (пастбища) и предоставлен под коллективное садоводство с/т «Ветеран-4» (л.д.47).
В связи с указанным постановлением были внесены изменения в генеральный план товарищества (л.д.48-49).
Постановлением Главы администрации Сергиево-Посадского района МО от <данные изъяты> <данные изъяты> земля общего пользования площадью 1,84 га предоставлена членам с/т «Ветеран-4» в общую совместную собственность и постановлено на основании личных заявлений граждан предоставить земельные участки в собственность 106 чел. (л.д.50-58).
Постановлением Главы администрации Сергиево-Посадского района МО от <данные изъяты> <данные изъяты> утверждены границы земельного участка площадью 2,63 га (пашня) в р-не д.Шарапово под коллективное садоводство с/т «Ветеран-4» для сотрудников и военнослужащих в/ч <данные изъяты> (л.д.59-60).
На основании решения общего собрания членов СНТ «Ветеран-4» от <данные изъяты> Бахуревич Т.В. принята в члены СНТ «Ветеран-4», за ней закреплен земельный участок <данные изъяты> (л.д.15-26).
Истец обратилась с заявлением в администрацию о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Решением администрации Сергиево-Посадского городского округа от <данные изъяты> истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы лесничества в площади 9,08 кв.м.
Решением Сергиево-Посадского городского суда от <данные изъяты>, вступившим в законную силу, решение администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» было признано незаконным, администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области обязана повторно рассмотреть заявление Бахуревич Т.В. <данные изъяты> о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка площадью 617 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д.15-20).
Постановлением администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> Бахуревич Т.В. было предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 617 кв.м. по адресу: <данные изъяты> в собственность бесплатно; утверждена схема расположения указанного земельного участка (л.д.27-32).
Решением администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> Бахуревич Т.В. отказано в предоставлении государственной услуги «предоставление земельных участков государственная собственность на которые не разграничена бесплатно» в отношении испрашиваемого земельного участка в связи с наличием ограничений прав на земельный участок, предусмотренных ст.56 ЗК РФ (срок действия с <данные изъяты>) на основании Приказа Министерства обороны РФ об установлении зон с особыми условиями использования территорий военных объектов ВС РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д.33-34).
Из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 617 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> следует, что указанный земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером <данные изъяты> от <данные изъяты>.
Запретная зона при военном складе, охранная зона военного объекта установлена на основании Приказа Министерства обороны РФ от 09.09.2021 №837 об установлении зон с особыми условиями использования территорий военных объектов Вооруженных Сил РФ.
В соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления, в том числе, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, подпункт 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).
К числу зон с особыми условиями использования территорий отнесены зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов (пункт 10 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 года № 405 (далее - Положение), предусмотрено, что «под запретной зоной» понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен.
В границах запретной зоны запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (пункт 2 Положения).
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
В границах запретной зоны могут (при необходимости) устанавливаться зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов.
Охранная зона военного объекта это территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
В соответствии с п. 10 Положения на территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается:
а) проживание и (или) нахождение физических лиц;
б) осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением;
в) размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его.
В силу п. 15 Положения нормы, предусмотренные пунктами 10 - 14 настоящего Положения, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 617 кв.м., полностью расположен в границах охранной зоны военного объекта, на территории которой запрещается не только размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, осуществление хозяйственной и иной деятельности, но и проживание и (или) нахождение физических лиц без специального разрешения, при этом сведения о границах запретной зоны внесены в государственный кадастр недвижимости, судебная коллегия приходит к выводу о том, что такой земельный участок не может быть предоставлен в частную собственность.
При этом доводы представителя истца о наличии в выписке из ЕГРН сведений об установлении запретной зоны в соответствии с п. 12 Положения не могут быть приняты судебной коллегией.
В соответствии с п. 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств.
В свою очередь как следует из п. 4 Положения в границах запретной зоны могут устанавливаться охранные зоны военных объектов, в границах которых принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, перечень которых установлен в п.10 Положения.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 617 кв.м. полностью расположен в запретной зоне при военном складе (п.12), в охранной зоне военного объекта (п. 10).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Бахуревич Т.В. о признании за Бахуревич Т.В. права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 617 кв.м. по адресу: <данные изъяты>, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сергиево-Посадскогогородского суда Московской области от <данные изъяты> г.отменить.
В удовлетворении исковых требований Бахуревич Т. В. к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации отказать.
Председательствующий
Судьи