Решение по делу № 2-1687/2020 от 01.10.2020

Дело № 2- 1687/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 декабря 2020 года

Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лапшиной И. А.,

при секретаре Чуриловой М. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению социальной защиты населения г. Долгопрудного, Министерству социального развития Московской области о признании отказа Министерства социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты населения г. Долгопрудного выдать удостоверение многодетной семьи незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд к Управлению социальной защиты населения г. Долгопрудного, Министерству социального развития Московской области с иском о признании отказа Министерства социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты населения г. Долгопрудного выдать удостоверение многодетной семьи незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи.

Истец в судебное заседание явился и показал, что Он и члены его семьи – супруга ФИО5, дети – ФИО10, 2007 г. рождения, ФИО11, 2011 г. рождения и ФИО12, 2020 г. рождения – являются многодетной семьей. Он и его семья зарегистрированы в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истец имеет постоянное место работы на территории Московской области, а супруга – на территории г. Долгопрудного МО. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец и его семья проживали по адресу: <адрес> С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО9 проживала по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время семья ФИО2 проживает по адресу: <адрес> С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время сын ФИО2ФИО6 – а также дочь – ФИО7 – обучаются в школе г. Долгопрудного. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дочь истца – ФИО7 - посещала детский сад г. Долгопрудного. Также все члены семьи истца получают мед. обслуживание в г. Долгопрудный. Все это подтверждается представленными документами. После рождения 3 ребенка истец обратился с заявлением о выдаче свидетельства многодетной семьи. Однако в этом ему было отказано, в связи с отсутствием регистрации на территории МО. Истец считает данный отказ незаконным и просит суд:

- признать решение Управления соц. защиты по го Долгопрудный незаконным;

- обязать выдать удостоверение многодетной семьи.

    Представитель ответчика – он же представитель - Министерства социального развития Московской области - в судебное заседание явилась, исковые требования не признала и показала, что в силу действующего законодательства, для выдачи удостоверения многодетной семьи необходимо, чтобы все члены семьи проживали вместе и были зарегистрированы по месту жительства в Московской области (г. Долгопрудный). Однако вся семья ФИО9 зарегистрирована в <адрес>.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению частично.

    Как установлено в ходе рассмотрения дела, ФИО2 является супругом ФИО5 и отцом троих детей: ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ рождения (л. д. 23-26).

    Согласно представленным документам все члены семьи ФИО9 зарегистрированы по адресу: <адрес> (л. д. 17-22).

    Несмотря на то, что ФИО2 и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства в <адрес>, то есть в ином субъекте РФ, они уже длительное время (а младшая дочь - с момента рождения – 2020 г.) проживают вместе в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> до этого – в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по адресу: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по адресу: <адрес>

    Обратившись в Управление социальной защиты г. Долгопрудного (Министерство социального развития Московской области) с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, ФИО2 был получен отказ: его семья зарегистрирована в другом субъекте РФ (л. д. 84).

    Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что отказ Управления социальной защиты г. Долгопрудного в выдаче удостоверения не соответствует действующему законодательству, а именно:

    Указом Президента РФ № «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

Пунктом 3 Указа Президента РФ № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

В силу ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).

На основании ст. 2 Закона многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 г. № 1029/45 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно п. 6 которого для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением следующих документов:

паспорт заявителя (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника);

свидетельства о рождении детей;

документ, подтверждающий место жительства заявителя и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность;

копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника);

фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3x4 см.

Дополнительно заявителем представляется:

копия вступившего в законную силу решения суда об установлении отцовства, заверенная соответствующим судом, либо копия свидетельства об установлении отцовства (с предъявлением подлинника) - в случае, если в отношении ребенка (детей) установлено отцовство;

копия вступившего в законную силу решения суда, заверенная соответствующим судом, или копия соглашения родителей о месте жительства ребенка (детей), заключенного в письменной форме и удостоверенного нотариально (с предъявлением подлинника) - в случае расторжения брака между родителями ребенка (детей);

копия свидетельства о смерти супруга (супруги) (с предъявлением подлинника) - в случае, если один из родителей ребенка (детей) умер.

Не допускается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Порядком (п. 9).

Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

На основании анализа указанных положений ГК РФ и Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» суд приходит к выводу, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Кроме того, в ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Суд на основании представленных в дело доказательств установил, что семья ФИО9 фактически проживают в г. Долгопрудный Московской области, что подтверждается следующим:

- свидетельством о заключении брака (л. д. 23);

- свидетельством о рождении детей (л. д. 24-27);

- договором найма ж/п от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> (л. д. 27-32);

- договорами найма ж/п – <адрес> (л. д. 33-33, 37-38);

- свидетельствами о регистрации по месту пребывания всех членов семьи ФИО9 в г. Долгопрудный МО (л. д. 35-36, 39-40, 47-48, 55-56, 63-64, 71-72, 80-82);

- договором коммерческого найма - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 41-46, 48-54, 57-62, 65-70, 73-79);

- решением Министерства соц. развития МО от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 84);

- справкой ГСУ МО - с места работы ФИО2 (л. д. 85);

- справкой д/сада <адрес> о месте работы ФИО5 (л. д. 86);

- справкой д/сада <данные изъяты> о посещении ФИО16 (л. д. 87);

- справкой д/сада <данные изъяты> о посещении ФИО17 (л. д. 88);

- справками лицея <адрес> об обучении ФИО18 и ФИО19 (л. д. 89).

Судом установлено, что ФИО2 удостоверение многодетной семьи по месту регистрации в <адрес> не выдавалось, социальные выплаты, как многодетной семье не назначались и не выплачивались.

С учетом изложенного, имея в виду, что фактическим местом жительства семьи ФИО9 является жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, в другом регионе – <адрес>ФИО2 льготы, предусмотренные для многодетной семьи, не получает, право семьи истца на получение удостоверения должно быть реализовано субъектом РФ (Министерством социальной защиты населения Московской области), суд полагает возможным удовлетворить исковые требования ФИО2 частично:

- обязать Министерство социального развития Московской области выдать ФИО9 е. В. удостоверение многодетной семьи, предусмотренные Законом Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».

Суд отказывает ФИО2 в удовлетворении требований в части признания отказа Министерства социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты населения г. Долгопрудного выдать семье ФИО2 удостоверение многодетной семьи, незаконным:

так, из доказательств, приобщенных ФИО2 к иску, следует, что часть из них (справки и т. д.), не были приложены к заявлению, адресованному в Управление соц. защиты, то есть при оспариваемом отказе ответчика указанные документы учтены не были. В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в этой части.

Руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 к Управлению социальной защиты населения г. Долгопрудного, Министерству социального развития Московской области о признании отказа Министерства социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты населения г. Долгопрудного выдать удостоверение многодетной семьи незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи, удовлетворить частично.

Обязать Министерство социального развития Московской области выдать семье ФИО2 удостоверение многодетной семьи, предусмотренное Законом Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».

В удовлетворении исковых требований в части признания отказа Министерства социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты населения г. Долгопрудного выдать удостоверение многодетной семьи незаконным, ФИО2 отказать.

    Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Долгопрудненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                     И. А. Лапшина

Решение в окончательной форме принято 10.12.2020 г.

Судья                                                                           И. А. Лапшина

2-1687/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Дымченко Евгений Владимирович
Ответчики
ДУСЗН МСР МО
МСР МО
Суд
Долгопрудненский городской суд Московской области
Судья
Лапшина Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
dolgoprudniy.mo.sudrf.ru
01.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2020Передача материалов судье
01.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2020Подготовка дела (собеседование)
26.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2020Судебное заседание
03.12.2020Судебное заседание
10.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее