УИД 10RS0007-01-2023-000322-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2023 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Борисовой В.А. с участием представителя ответчика Романовской М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6902/2023 по иску Андреева В.П. к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия (ГКУ СЗ РК) «Центр социальной работы Республики Карелия» и Министерству социальной защиты Республики Карелия о защите социальных прав,
установил:
Андреев В.П., ссылаясь на отказ в присвоении ему звания «Ветеран труда Республики Карелия», обратился в суд с требованиями ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» и Отделению по работе с гражданами в Лоухском районе ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» о присвоении данного звания зачетом периода учебы истца в Петрозаводском лесотехническом техникуме в 1986-1988гг. в общий трудовой стаж.
В качестве соответчика к участию в споре привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия, а третьим лицом – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.
Отделение по работе с гражданами в Лоухском районе ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» как не обладающее гражданской процессуальной дееспособностью и, соответственно, не способное выступать стороной судебного спора, к участию в деле не допущено (ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представитель ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», возражая против иска, высказалась о законности оспариваемых Андреевым В.П. отказов в присвоении спорного звания. Остальные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о месте и времени разбирательства по спору, в суд не явились.
Заслушав пояснения представителя ответчика и исследовав представленные письменные материалы, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в связи с разрешением поданных заявлений Андреева В.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего в Лоухском районе Республики Карелия, ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» в рамках предоставленных ему полномочий приняты решения об отказе в присвоении истцу статуса «Ветеран труда Республики Карелия». Данные о том, что эти решения не соответствуют требованиям действующих нормативно-правовых предписаний и в связи с этим умаляет законные интересы истца, не выявлены.7
Вытекающая из указанных решений позиция Центра базируется на суждении о несоответствии истца требованиям, приведенным в ч. 1 ст. 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения». Этот подход юридически состоятелен.
В соответствии со ст. 1 названного закона за многолетний и добросовестный труд ветеранами труда Республики Карелия признаются граждане, проживающие в Республике Карелия и достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин: 1) имеющие удостоверения «Ветеран труда Республики Карелия»; 2) награжденные Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карельской АССР, Почетной грамотой Верховного Совета Республики Карелия, орденом «Сампо», медалью «За заслуги перед Республикой Карелия», медалью М.П. Пименова, Почетной грамотой Республики Карелия либо удостоенные почетных званий Карело-Финской ССР, Карельской АССР, Республики Карелия и имеющие стаж не менее 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, если не менее соответственно 20 лет и 15 лет указанного стажа приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия; 3) лица, не имеющие перечисленных наград и (или) званий, если их стаж на 5 лет превышает вышеуказанный стаж при условии, что не менее 20 лет стажа для мужчин и 15 лет стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия. При этом для целей данного закона под стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, иных периодов, засчитываемых в соответствии с законодательством в страховой стаж, а также периодов работы, подтвержденных документально, в процессе которых не выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» определяются уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия (ст. 2 Закона), в связи с чем Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 17 ноября 2021 года год № 717-П утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия». Согласно же этому Положению (п. 15) основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда Республики Карелия» является, в частности, несоответствие заявителя требованиям, указанным в ч. 1 ст. 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения». В рассматриваемом случае такое несоответствие связано с наличием у истца предусмотренного этим Законом стажа менее требуемых 35 лет.
Претендуя на присвоение спорного звания, Андреев В.П. ссылается на прохождение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ профессионального обучения в Петрозаводском лесотехническом техникуме, которое в части периода ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ имеет свое надлежащее документальное подтверждение. Вместе с тем, это обстоятельство не может служить удовлетворению иска, поскольку период данного обучения не формирует стаж, учитываемый для целей присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия».
Вопрос включения в стаж истца спорного периода для целей определения права на получение звания «Ветеран труда Республики Карелия» вытекает не из пенсионных отношений, а из отношений по предоставлению мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, которые регулируются специальным законодательством.
Меры социальной поддержки ветеранов труда регионов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Как следствие, установление условий для присвоения звания такого ветерана – также компетенция регионального законодателя. В Республике Карелия, как указано, они сформулированы в ст. 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия», и положения пенсионного законодательства вопреки мнению истца на спорные отношения напрямую не распространяются.
Бытующий довод о том, что для исчисления стажа должно применяться Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, как это делается пенсионными органами при оценке пенсионных прав, суд не разделяет.
Указанным Постановлением утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, действовавшее до 20 февраля 2020 года. При этом в преамбуле Постановления указано, что оно принято в целях взаимной увязки и устранения множественности решений Правительства СССР о порядке назначения и выплаты государственных пенсий. Регулирование же отношений по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда на территории Республики Карелия, что обозначено выше, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Республике Карелия.
Заблуждение истца относительно своих прав, по существу, исходят из ошибочного толкования им п. 2 ст. 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» о периодах, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно же ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Ст. 12 закона перечислены периоды, которые засчитываются в страховой стаж, но не касаются работы или деятельности, оговоренной в ст. 11. Среди таких периодов обучение в училищах, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования не значится. Период учебы истца в техникуме имея в виду ч. 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» в категорию страховой стаж мог включаться лишь в целях определения права на страховую пенсию так же, как ранее согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» – только в целях определения расчетного размера трудовой пенсии.
Подтверждений тому, что в период обучения Андреева В.П. в техникуме с ним имели место трудовые отношения с прежним или иным работодателем, а также о том, что в это время ему начислялась и выплачивалась заработная плата, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах заявленные Андреевым В.П. требования признаются необоснованными, в удовлетворении его иска следует отказать, в том числе в иске к Министерству социальной защиты Республики Карелия как к ненадлежащему ответчику – звание «Ветеран труда Республики Карелия» присваивается ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» (п. 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия»).
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Андреева В.П. (ИНН №) к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (ИНН 1001044500) и Министерству социальной защиты Республики Карелия (ИНН 1001016083) о защите социальных прав отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
Судья К.Л.Мамонов