Дело № 2а-1178/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2017 года г. Сокол
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Мокиевской С.Н.,
при секретаре Садковой М.С.,
с участием представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района Вологодской области по доверенности Добряковой Т.С.,
помощника Сокольского межрайонного прокурора Сорокиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лазарева И.Л. к Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района Вологодской области, Избирательной комиссии Вологодской области об обжаловании действий по проверке подписных листов,
УСТАНОВИЛ:
Лазарев И.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района Вологодской области об обязании провести повторную проверку листов с подписями в поддержку выдвижения его, как кандидата в депутаты Совета города Сокола по многомандатному избирательному округу № 5 на выборах депутатов Совета города Сокол Сокольского муниципального района Вологодской области.
Требования мотивировал тем, что представил административному ответчику подписные листы, изготовленные согласно приложению 8 к Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вместе с тем, при проверке подписных листов Территориальная избирательная комиссия Сокольского муниципального района пришла к выводу о несоответствии подписных листов пункту 1 статьи 38 указанного Федерального закона РФ, поскольку в них не полностью указан адрес места жительства избирателя.
Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 07 августа 2017 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Избирательная комиссия Вологодской области.
Административный истец Лазарев И.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района Вологодской области по доверенности Добрякова Т.С. в судебном заседании заявленные Лазаревым И.Л. административные исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве на административный иск, пояснила, что подписи избирателей, собранные в поддержку административного истца как кандидата в депутаты Совета г. Сокол по многомандатному округу № 5, в количестве 14 штук признаны Территориальной избирательной комиссией Сокольского муниципального района Вологодской области недостоверными (недействительными) ввиду отсутствия указания в адресе месте жительства избирателя на населенный пункт. Указание в адресе места жительства избирателя только улицы, дома и квартиры не позволяет однозначно идентифицировать избирателя. Кроме того, заявленные Лазаревым И.Л. требования о проведении повторной проверки подписных листов являются преждевременными, поскольку решение об отказе в регистрации Лазарева И.Л. кандидатом в депутаты принято Территориальной избирательной комиссией Сокольского муниципального района Вологодской области 06 августа 2017 года, то есть до подачи административного иска в суд.
Представитель административного соответчика Избирательной комиссии Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве выразил несогласие с административными исковыми требованиями, указал, что отсутствие в подписном листе в адресе места жительства избирателя наименования субъекта РФ, района, города однозначно препятствует восприятию избирателя.
Суд, руководствуясь статьей 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что присутствие в судебном заседании не явившихся участников процесса не признавалось судом обязательным, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение помощника Сокольского межрайонного прокурора Сорокиной И.В. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
Принимая во внимание, что извещение о несоблюдение требований закона к порядку оформления подписных листов получено Лазаревым И.Л. 03 августа 2017 года, о чем свидетельствует отметка в ведомости подписных листов, то срок для обращения в суд за защитой нарушенных прав административным истцом не пропущен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 10 статьи 75 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В судебном заседании установлено, что решением Совета г. Сокол от 16 июня 2017 года № 201 назначены выборы депутатов Совета г. Сокол Сокольского муниципального района Вологодской области четвертого созыва на 10 сентября 2017 года.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района Вологодской области от 16 июня 2017 года № определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования Сокольского муниципального района Вологодской области на выборах 10 сентября 2017 года, и предельное количество таких подписей: по многомандатному округу № 5 необходимое количество подписей для регистрации кандидата – 10, предельное количество подписей – 14.
Лазарев И.Л. 10 июля 2017 года обратился в Территориальную избирательную комиссию Сокольского муниципального района Вологодской области с заявлением о регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета города Сокола по многомандатному избирательному округу № 5 на выборах депутатов Совета города Сокола Сокольского муниципального района Вологодской области четвертого созыва 10 сентября 2017 года в порядке самовыдвижения.
28 июля 2017 года административным истцом в Территориальную избирательную комиссию Сокольского муниципального района Вологодской области представлены документы, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, в количестве 3 штук (14 подписи избирателей) и протокол об итогах сбора подписей избирателей в его поддержку.
В соответствии с ведомостью проверки подписных листов рабочей группы и итоговым протоколом Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района Вологодской области № № от ДД.ММ.ГГГГ проверки подписных листов с подписями в поддержку выдвижения указанного кандидата представленные Лазаревым И.Л. 14 подписей избирателей избирательной комиссией признаны недостоверными (недействительными), в том числе, ввиду отсутствия адреса места жительства избирателя или его неполного указания.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района Вологодской области от 06 августа 2017 года № Лазареву И.Л. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета города Сокола Сокольского муниципального района Вологодской области по многомандатному избирательному округу № 5.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования определена приложениями 7.1 и 8 к данному Федеральному закону.
После окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде (пункты 15 и 16 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми (пункт 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Оспаривая незаконность действий Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района Вологодской области по проверке подписных листов, Лазарев И.Л. указывает, что в силу действующего законодательства не обязательно указание в подписном листе полного наименования места жительства избирателя.
Данный вывод признается судом не основанным на нормах материального права и установленных обстоятельствах дела в силу следующего.
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
В силу подпункта 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 8, 13 части 15 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата; подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснил, что адрес места жительства, который указывается в подписном листе, должен содержать все перечисленные в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ реквизиты. Адрес может не содержать всех реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, например, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта (в случае проживания гражданина на межселенной территории).
Из представленных суду подписных листов избирателей в поддержку административного истца следует, что в графе «Адрес места жительства» указаны наименование улицы, номера дома и квартиры, в которых проживают избиратели, при этом наименование субъекта Российской Федерации отсутствует, что не соответствует требованиям Федерального закона № 67-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд не усматривает в действиях Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района Вологодской области нарушений действующего избирательного законодательства в части признания 14 подписей в подписных листах, собранных в поддержку административного истца, недостоверными (недействительными) ввиду отсутствия или неполного указания места жительства избирателя, поскольку отсутствие такого адреса или его неполное указание не позволяет однозначно идентифицировать избирателя применительно к конкретному избирательному округу.
На основании изложенного, заявленные Лазаревым И.Л. административные исковые требования о возложении на Территориальную избирательную комиссию Сокольского муниципального района Вологодской области провести повторную проверку подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета города Сокола по многомандатному избирательному округу № 5 на выборах депутатов Совета города Сокола Сокольского муниципального района Вологодской области четвертого созыва 10 сентября 2017 года с учетом действующего законодательства на момент подачи подписных листов удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 243-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Лазарева И.Л. к Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района Вологодской области, Избирательной комиссии Вологодской области об обжаловании действий по проверке подписных листов отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 08.08.2017 года.
Судья С.Н. Мокиевская