Дело № 2-2333/2024
УИД 55RS0007-01-2024-002903-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2024 г. город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующей судьи Эннс Т.Н. при помощнике судьи Ахуновой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.М.В., М.О.М. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании права общедолевой собственности на земельный участок и установлении характерных поворотных точек земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец М.М.В. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании права общедолевой собственности на земельный участок и установлении характерных поворотных точек земельного участка.
В обоснование иска указано, что на основании заочного решения Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2-478/2014 истцам принадлежит на праве собственности <адрес> жилом доме по адресу: <адрес>. Данная квартира находится в жилом доме на 2 квартиры, разделенных между собой. У каждой квартиры имеется земельный участок под жилым помещением. Квартира истцов с кадастровым номером № находится на земельном участке площадью 414 кв.м. Квартира № принадлежит К.Л.А., у нее имеется свой земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Департамент Архитектуры и градостроительства г. Омска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность под частью (квартирой) жилого дома. На это заявление был выдан отказ № № от ДД.ММ.ГГГГ
Установление дома как блокированной застройки невозможно, так как имеется решение Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2-38/2023, которым было отказано в признании дома блокированной застройки.
Что касаемо довода о том, что возникнут вкрапления и черезполосица, то согласно представленной схеме такого не имеется, указанная черезполосица, по мнению Департамента Архитектуры - это–земельный участок их соседки, а вкрапление, это середина дома, по которой проходит граница земельного участка.
Данный земельный участок находится в их фактическом пользовании, а до этого в пользовании предыдущих собственников. Участок фактически сформирован исторически.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации запрещает отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с положениями ч.1,4,9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введение в действие Земельного кодекса РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования н7аходящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня ведение в действие Земельного кодекса РФ сохраняется. Право наследуемого владения находящимися в государственной или в муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.
Год постройки жилого дома – 1999 год.
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или в другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулировано главой V.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или в муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В статье 39.3 ЗК РФ перечислены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений, либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодека РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если здание, сооружений, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее – неделимый земельный участок), или помещения в указанном здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение названного земельного участка в общую долевую собственность или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Действующим в настоящее время Жилищным кодексом РФ установлено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные, предназначенные для обслуживания, экспликации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты принадлежат на праве общей дол6евой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Частями 2-4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирного доме. В случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества не образован до введения в действие ЖК РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Оценка возможности раздела и изменения земельного участка должна решаться с учетом требований ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
В силу положений статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 данного кодекса.
Исходя из положений о единстве судьбы земельного участка и расположенных на нем строений, системного толкования вышеуказанных норм права, считают, что у них имеется установленное законом право на оформление в собственность спорного земельного участка.
В соответствии со ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства является документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок, даже если нельзя установить вид этого права.
В ином порядке, кроме как в судебном, признать право собственности на земельный участок не имеют возможности.
Просят признать за М.М.В., М.О.М. право собственности по ? доли на земельный участок, площадью 414 квадратных метра, расположенный по адресу: <адрес>, установив характерные поворотные точки земельного участка: <данные изъяты>
В судебном заседании истица М.О.М., надлежащим образом уведомленная о месте и времени судебного заседания, участия в судебном заседании не принимала.
Истец М.М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении и по доводам, изложенным представителем истца в судебном заседании. Дополнил, что с К.Л.А. по соседству они проживают 24 года, отношения конфликтные. Она постоянно перекрывает воду, то отключит отопление, постоянно ходят в суд. Сейчас хотят полностью под свою квартиру оформить участок, К.Л.А. земли больше оставляют. Пусть она сама оформляет свой участок. Купили дом и не знали, что у них такая соседка.
Д.Н.В., действующий на основании доверенности (л.д.116-117) исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Не хотят оформлять долевую собственность на земельный участок, так как в последующем будут проблемы, а отношения не сложились у сторон. Факт того, что под квартирой выдел земельного участка возможен, подтверждается судебной практикой, иными решениями судов 2023 года и 2024 года. Везде указано, что выдел земельного участка зависит от обстоятельств дела. Хотят, чтобы стороны сосуществовали раздельно. Позиция третьего лица - это неприязненное отношение. С объективной точки зрения есть земельный участок, считает, что если истцы выделят свой участок, то и третье лицо сможет выделить свой земельный участок. Позиция третьего лица - это долевая собственность на земельный участок, не видят в этом смысла. Просит заявленные исковые требования удовлетворить. Уточнять требования не будут, настаивают на своих исковых требованиях.
Третье лицо К.Л.А., ее представитель Л.Е.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Дополнили, что истцам предлагали мирно урегулировать спор. Считают, что удовлетворение исковых требования нарушает права третьего лица К.Л.А. Администрация отказала истцу по нескольким причинам. Дом не признан блокированной застройкой и образовывать участок под частью дома является нарушением. Считает, что правильно будет образовать участок под всем домом в целом. Сторона так же говорит, что у К.Л.А. будет возможность самостоятельно оформить участок, но это не верно, так как ей уже было отказано в этом. Считают необходимым истцу уточнить исковые требования в отношении всего земельного участка в целом, готовы подготовить межевой план на общий земельный участок. Есть два варианта развития ситуации. Первый - это признание дома домом блокированной застройки в административном порядке по заявлению всех собственников и далее оформлять землю. Второй вариант - это оформление земли под всем домом. Но вид использования не предусмотрен под жилой. Необходимо будет судебное решение, поскольку необходимо устанавливать вид использования. Предлагают образовать участок под всем домом в целом. Административной процедурой желают воспользоваться, так как надо оформлять участок. Необходимо найти решение совместно.
Ответчик Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, участия в судебном заседании не принимал. Представлен письменный отзыв на иск (л.д.156-158), в котором просят отказать в удовлетворении исковых требований. В собственности М. находится квартира, формирование земельного участка под квартирой законом не предусмотрено. В перечень объектов, для эксплуатации которых предоставляется земельный участок включены только здания, строения, сооружения.
Иные лица, участвующие в деле: третьи лица: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Д.Е.Ю., С.Л.С., Д.А.Б., М.Т.М., надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания, участия в судебном заседании не принимали.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований, не подлежащих удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истцы М.М.В. и М.О.М. являются сособственниками <адрес> жилом доме по адресу: <адрес> (л.д.73-115).
При этом, третье лицо К.Л.А. является собственником <адрес> жилого дома по адресу: <адрес>.
Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и утверждении прилагаемой к заявлению схемы под квартирой. (л.д.16-18)
Решением Центрального районного суда г. Омска от 17 февраля 2023 года (л.д.19-21) в удовлетворении исковых требований К.Л.А. к М.М.В., М.О.М., Администрации ЦАО г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании дома блокированной застройкой, признании права собственности отказано.
При этом, суд исходит из того, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (пункт 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Порядок принятия решений об использовании объектов общего имущества в многоквартирном доме определен главой 6 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Из положений части 3 статьи 36, части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.
В силу части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме.
По смыслу приведенных правовых норм общее имущество многоквартирного дома, к которому относится и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, предназначено в первую очередь, для обеспечения возможности пользования жилыми и нежилыми помещениями в таком доме, а также расположенными на земельном участке объектами. Таким образом, в силу особой правовой природы земельный участок, на котором находится многоквартирный дом, являющийся общим имуществом собственников помещений в таком доме, не может быть объектом раздела или выдела.
Фактически, истцы при обращении с заявлением в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и с иском в суд заявляют о выделе из земельного участка под многоквартирным жилым домом в их личную собственность части земельного участка площадью 414 квадратных метров, что противоречит действующему законодательству и недопустимо.
Довод стороны истца о том, что фактически многоквартирный жилой дом не является таковым, так как имеет только две квартиры, судом отклоняется.
Вступившим в законную силу решением суда установлено, что данный жом не является домом блокированной застройки, имеет общие коммуникации.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что ранее жилой дом был единым объектом, находящимся в долевой собственности, впоследствии, стал двухквартирным. (л.д.149-150)
Конфликтные же отношения сторон так же не дают суду основания для удовлетворения исковых требований.
Как установлено в судебном заседании: третье лицо К.Л.А. согласна на оформление в собственность всего земельного участка совместно с истцами.
Таким образом, каких-либо препятствий к решению собственниками во внесудебном порядке вопроса о статусе жилого дома, в котором расположены принадлежащие им на праве собственности квартиры, либо оформлении земельного участка в собственность не имеется.
Таким образом, суд находит обращение истцов в суд преждевременным, так как со стороны заявленного ответчика право истцов никак не нарушено, так как выделение земельного участка в собственность истцам из земельного участка под многоквартирным жилым домом недопустимо, а действий по изменению технического статуса указанного жилого дома и последующего определения порядка пользования спорным земельным участком между всеми собственниками квартир данного жилого дома не предпринималось.
Истцы не лишены права на обращение в суд в случае возникновения спора о порядке пользования общим земельным участком.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований М.М.В., М.О.М. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании права собственности по ? доли в праве собственности за каждым на земельный участок общей площадью 414 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес> установлении характерных поворотных точек земельного участка: <данные изъяты> отказать в полном объеме.
Судебные расходы к взысканию по делу не заявлялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований М.М.В., М.О.М. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании права собственности по ? доли в праве собственности за каждым на земельный участок общей площадью 414 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес> установлении характерных поворотных точек земельного участка: <данные изъяты> отказать в полном объеме.
Судебные расходы к взысканию по делу не заявлялись.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Эннс