Решение по делу № 2а-3081/2017 от 30.10.2017

                               Дело а-3081/2017

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    08 ноября 2017 года                                                                   город Симферополь

Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Гордиенко О.А.,

при секретаре Абибуллаевой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению А., К., М. к Администрации города Симферополя Республики Крым, заместителю Главы Администрации города Симферополя Республики Крым Г.В. Александровой о признании незаконными решений, установлении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

А., К., М. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Симферополя Республики Крым, в котором просят признать незаконными решения административного ответчика – отказы в согласовании заместителем Главы Г.В. Александровой №А-611/18033, №А-611/18034 и №А-611/18035 от 18 октября 2017 года заявленных мероприятий в форме шествия и пикетирований; обязать административного ответчика согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

Исковые требования мотивированы тем, что 16 октября 2017 года в Администрацию города Симферополя административными истцами были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий, 18 октября 2017 года заместитель Главы Администрации города Симферополя – руководитель аппарата Администрации города Симферополя АлександроваГ.В. уведомила административных истцов об отказе в согласовании их проведения. В каждом случае Александрова Г.В. сослалась на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и, в частности, статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению административных истцов, должностным лицом Администрации города Симферополя был нарушен порядок согласования публичных мероприятий в связи с непредоставлениемадминистративным истцам предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени проведения шествия и пикетирований. Главным основанием для отказа Администрации в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий являлось приведенное должностным лицом положение федерального законодательства, к нарушению которого, по мнению должностного лица Администрации, может привести проведение заявленных шествия и пикетирований. Не соглашаясь с указанными доводами должностного лица, административными истцами указано в иске на то, что являясь членом Совета Европы, Россия обязана соблюдать те ценности и принципы, которые закреплены в Уставе данной международной организации и конкретизированы в решениях ее уставных органов. Необходимость признания и защиты прав человека, граждан, принадлежащих к сексуальным меньшинствам, подчеркивается в многочисленных рекомендациях Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы. Также административными истцами в подтверждение своих доводов указано на многочисленные решения Европейского Суда по правам человека, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, в частности, постановление Европейского Суда по правам человека от 21 октября 2010 года по делу «Алексеев против России» (жалобы №№4916/07, 25924/08 и 14599/09, вступило в силу 11 апреля 2011 года); постановление Европейского Суда по правам человека от 07 февраля 2017 года по делу «Лашманкин и другие против России» (жалоба №57818/09 и другие); постановление Европейского Суда по правам человека от 20 июня 2017 года по делу «Баев и другие против России» (жалобы №67667/09, №44092/12 и 56717/12). Административные истцы обратили внимание на то обстоятельство, что в поданных в Администрацию уведомлениях о проведении шествия и пикетирований они указывали на готовность изменить место и/или время проведения шествия и пикетирований по мотивированному предложению Администрации. По мнению административных истцов, основной причиной отказа Администрации в согласовании проведения шествия и пикетирований является непринятие должностным лицом Администрации целей публичных мероприятий, в связи с чем принятые решения являются дискриминационными по признаку сексуальной ориентации участников публичных мероприятий и лиц, в поддержку которых планировалось их проведение. На основании изложенного административные истцы просили признать, что обжалуемые решения являются незаконными, поскольку нарушают право на свободу мысли и слова (статья 29 Конституции РФ), право на свободу собраний, гарантированное статьей 31 Конституции РФ и статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В судебное заседание, состоявшееся 08 ноября 2017 года, административные истцы не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, с административным иском подали заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик Администрация города Симферополя Республики Крым явку своего полномочного представителя в судебное заседание 08 ноября 2017 года не обеспечил, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. От административного ответчика 07 ноября 2017 года поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Также административным ответчиком были представлены письменные возражения на заявленные исковые требования, в которых ответчик административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении. Обосновывая свою правовую позицию, административный ответчик указал, что в соответствии с нормами действующего законодательства Администрация города Симферополя является органом местного самоуправления, уполномоченным на рассмотрение обращений о проведении митингов, пикетирований, местом проведения которых является территория муниципального городского округа Симферополь. В письменных возражениях административным ответчиком также указано, что уведомления о проведении публичных мероприятий на территории города были получены от административных истцов 16 октября 2017 года и рассмотрены администрацией в порядке и сроки, определенные Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».На поступившие уведомления с учетом заявленных целей публичных мероприятий администрация сообщила заявителю о том, в соответствии с частью 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившуюся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывании информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. В связи с этим, проведение указанных в уведомлениях публичных мероприятий, по мнению административного ответчика, может повлечь совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принимая во внимание изложенное, административным ответчиком в отзыве было указано о том, что согласование проведения публичных мероприятий не представляется возможным, учитывая цель запланированных публичных мероприятий, а также то, что места проведения публичных мероприятий являются общественными местами, в том числе местами нахождения несовершеннолетних. Также в возражениях указано, что при рассмотрении вопроса о согласовании массового мероприятия было учтено, что обеспечить отсутствие несовершеннолетних лиц, в данном случае, будет невозможно. По мнению административного ответчика, доводы административного иска о том, что основной причиной отказа администрации города в согласовании проведения шествия и митингов является не приятие должностным лицом целей публичных мероприятий, связанных с выступлением в поддержку прав и против дискриминации представителей сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, не имеют оснований, принятое решение основано на законе, в частности на положениях части 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В судебное заседание 08 ноября 2017 года заместитель Главы Администрации города Симферополя Александрова Г.В., привлеченная к участию в административном деле на основании определения Центрального районного суда г. Симферополя от 07 ноября 2017 года, не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, руководствуясь указанными положениями статьи 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Изложенным обязанностям организатора публичного мероприятия корреспондируют обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Так, в соответствии с пунктами 1,2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

На основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Конституции Республики Крым Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 21.08.2014 №56-ЗРК «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирований в Республике Крым», который направлен на обеспечение в пределах ведения Республики Крым условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Республике Крым собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

Частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 21.08.2014 №56-ЗРК предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме непосредственно в орган местного самоуправления муниципального образования в срок не ранее пятнадцати и не позднее десяти дней до дня проведения публичного мероприятия.

В соответствии с положениями части 2 вышеуказанной нормы закона в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, - информация об использовании транспортных средств; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер контактного телефона, информация об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, в том числе лиц, ответственных за проведение каждого его этапа; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Согласно части 6 статьи 2 Закона Республики Крым от 21.08.2014 №56-ЗРК уведомление о проведении публичного мероприятия рассматривается органом местного самоуправления муниципального образования в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения).

Порядок проведения публичных мероприятий в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым определен в Положении, утвержденном постановлением администрации г. Симферополя от 28.01.2015 №29.

В пункте 1.1. Положения определено, что шествие представляет собой массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Организатором публичного мероприятия признается один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме непосредственно в администрацию города лично или через своего представителя, полномочия которого на выполнение распорядительных функций по организации и проведению публичного мероприятия оформлены в соответствии требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 2.5 Положения организатор публичного мероприятия или его законный представитель подает в администрацию города следующие документы:1) уведомление о проведении публичного мероприятия по форме согласно приложению 1 к Положению;2) копию документа, свидетельствующего о достижении физическим лицом - организатором публичного мероприятия возраста, предусмотренного федеральным законодательством (в зависимости от формы публичного мероприятия), и наличии у него гражданства Российской Федерации;3) копию документа, свидетельствующего о государственной регистрации юридического лица - организатора публичного мероприятия, при наличии у него статуса юридического лица, в случае если организатором публичного мероприятия является юридическое лицо;4) документ, подтверждающий права представителя организатора публичного мероприятия, в случае, если Уведомление подается уполномоченным представителем.

При подаче Уведомления организатор публичного мероприятия или уполномоченный представитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, копия которого приобщается к Уведомлению.

В Уведомлении обязательно указывается информация об отсутствии у организатора публичного мероприятия ограничений, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Факт подачи Уведомления подтверждается штампом администрации города с указанием даты и времени получения Уведомления (пункт 2.6 Положения).

Как следует из материалов административного дела, 16 октября 2017 года в Администрацию города Симферополя от организатора публичных мероприятий А. и лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичных мероприятий, К. и М. поступили уведомления о проведении 23 октября 2017 года в г. Симферополе трех публичных мероприятий:

- пикетирования с осуждением увольнения людей по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Заявленная цель мероприятия – привлечение внимания общества и власти к растущей проблеме увольнения людей с работы по причине их гомосексуальной ориентации и гендерной идентичности; место проведения мероприятия – <адрес> в городе <адрес> (с приложением карты); дата время начала и окончания мероприятия – 23 октября 2017 года с 19 часов до 20 часов; предполагаемое количество участников мероприятия – 300 человек; без использования звукоусиливающих технических устройств;

- пикетирования с призывом к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трангендеров в странах-членах Совета Европы. Заявленная цель мероприятия – призыв к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трангендеров в странах- членах Совета Европы; место проведения мероприятия – территория перед <данные изъяты> (с приложением карты); дата время начала и окончания мероприятия – 23 октября 2017 года с 16 часов до 17 часов; предполагаемое количество участников мероприятия – 300 человек; без использования звукоусиливающих технических устройств;

- шествия Симферопольского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России. Заявленная цель мероприятия – привлечение внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечение внимание общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерных меньшинствам), фашизму и ксенофобии; место проведения мероприятия – по <адрес> (с приложением карты); дата время начала и окончания мероприятия – 23 октября 2017 года с 18 часов до 20 часов; предполагаемое количество участников мероприятия – 300 человек; без использования звукоусиливающих технических устройств.

Факт подачи уведомлений подтверждается штампом администрации города.

Указанные уведомления были рассмотрены Администрацией города Симферополя в соответствии с полномочиями, определенными частью 6 статьи 2 Закона Республики Крым от 21.08.2014 №56-ЗРК «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирований в Республике Крым» и Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13.11.2014 года № 61. По результатам рассмотрения организатору публичных мероприятий Алексееву Н.А.18 октября 2017 года, то есть в установленный частью 6 статьи 2 Закона Республики Крым от 21.08.2014 №56-ЗРК срок, были направлены уведомления №А-611/18033, №А-611/18034 и №А-611/18035 о несогласовании проведения вышеназванных публичных мероприятий по причине того, что цели их проведения нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности, проведение вышеуказанных публичных мероприятий в заявленных местах будет нарушать требования части 1 статьи 6.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, запрещающей пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и может повлечь совершение вышеуказанного административного правонарушения. Принимая во внимание нормы действующего законодательства Российской Федерации, направленные на защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство, а также на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию, в уведомлениях было указано, что согласование проведения указанных публичных мероприятий не представляется возможным, учитывая цель запланированных публичных мероприятий, а также то, что места (маршруты) проведения публичных мероприятий являются общественными местами, в том числе местами нахождения несовершеннолетних. Учитывая изложенное Администрацией города было рекомендовано организатору мероприятия рассмотреть вопрос об изменении даты и времени проведения публичного мероприятия, при этом предусмотреть цель мероприятия, соответствующую нормам действующего законодательства Российской Федерации. В уведомлениях также было сообщено, что за нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, демонстрации, шествияи пикетирования организатор и участники публичного мероприятия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В ходе рассмотрения административного дела судом была дана оценка доводам административных истцов относительно того, что решенияАдминистрации города Симферополя не соответствует требованиям закона.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Основания для отказа в согласовании массового мероприятия установлены частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ, перечень указанных оснований является исчерпывающим.

Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (пункт 1 статьи 14).

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (пункт 2 статьи 14).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 этого же Федерального закона к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения. Согласно пункту 1 статьи 2 закона под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

Часть 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.

Цели проведения заявленных административными истцами публичных мероприятий предполагают распространение информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей определенный интерес к таким отношениям. При этом распространение этой информации предполагалось не только среди лиц, участвующих в мероприятиях, но и среди иных лиц, не участвующих в них, но находящихся поблизости, поскольку цели мероприятий были изложены, в том числе и как доведение информации до общества.

В то же время указанные мероприятия намечались к проведению в дневное время в публичных местах, в частности, предназначенных для отдыха жителей города Симферополя. Проведение мероприятий в публичныхместах безусловно означало, что информация о нетрадиционных сексуальных отношениях, распространение которой предполагают цели этих мероприятий, станет доступной, в том числе и для несовершеннолетних лиц, находящихся в местах проведения этих мероприятий и рядом с ними. Однако распространение в указанных обстоятельствах такой информации, вызывающей интерес к названным отношениям, безусловно, нарушает запреты на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, установленные вышеприведенным законодательством Российской Федерации.

Ссылки административных истцов на многочисленные рекомендации Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы, Комитета ООН по правам человека и решения Европейского суда по правам человека, а также акты Конституционного и Верховного Судов РФ, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, не свидетельствуют о незаконности действий органа власти, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что,не согласовав заявленные публичные мероприятия,орган местного самоуправления руководствовался не дискриминационными мотивами, а законодательными запретами распространения среди несовершеннолетних информации, касающейся нетрадиционной сексуальной ориентации, способной причинить вред здоровому развитию детей, на защиту которого ориентировано не только российское, но и международное право.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека указано, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека).

Согласно пункту 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Уважение этих прав гарантировано другими нормами Всеобщей декларации прав человека и Конвенции, предусматривающими возможность ограничения иных прав и свобод в том случае, если они сводятся к злоупотреблению правом.

В частности, согласно пункту 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (пункт 2 статьи 10 Конвенции).

Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2 статьи 11 Конвенции).

Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (статья 17 Конвенции).

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.09.2014 №24-П отметил, что положения международно-правовых актов носят общий характер, в мировом же сообществе, равно как и в практике различных национальных конституционно-правовых систем, отсутствует консенсус относительно понимания пределов как самой по себе сексуальной автономии личности, так и распространения информации, касающейся сексуальных отношений, нормативного определения непристойного поведения, условий и критериев, на основекоторых оно может быть признано общественно опасным и подлежит запретительному государственно-правовому воздействию. В законодательстве Российской Федерации механизмы реализации этих положений, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы России, основаны на традиционных представлениях о гуманизме в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социокультурных и иных исторических характеристик, в частности на сформировавшихся в качестве общепризнанных в российском обществе (и разделяемых всеми традиционными религиозными конфессиями) представлениях о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации, и об их особой ценности. Соответственно, распространение лицом своих убеждений и предпочтений, касающихся сексуальной ориентации и конкретных форм сексуальных отношений, не должно ущемлять достоинство других лиц и ставить под сомнение общественную нравственность в ее понимании, сложившемся в российском обществе, поскольку иное противоречило бы основам правопорядка.

Таким образом, заявленные цели публичных мероприятий были сформулированы административными истцами так, что давали административному ответчику основания для выводов об их несоответствии положениям Конституции Российской Федерации и нарушении запретов, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку фактически направлены в том числе и на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в местах нахождения несовершеннолетних. Обоснованно установив такое несоответствие целей заявленных публичных мероприятий законодательству Российской Федерации, в соответствии с требованиями части 2 статьи 12 Закона о митингах орган местного самоуправления уведомил об этом административных истцов, предупредив об ответственности за нарушение законодательства.

Вопреки доводам административных истцов, у административного ответчика отсутствовала обязанность предложить организатору проведения публичных мероприятий изменить место или время их проведения, поскольку его действия в данном случае регламентированы именно частью 2 статьи 12 Закона о митингах, требования которой им были выполнены.

Таким образом, поскольку оспариваемые уведомления органа местного самоуправления соответствуют закону, то в силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

                                                          РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований А., К., М. к Администрации города Симферополя Республики Крым, заместителю Главы Администрации города Симферополя Республики Крым Г.В. Александровой о признании незаконными решений, установлении обязанности совершить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

          Судья                               /подпись/О.А. Гордиенко

2а-3081/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михайлова С.А.
Алексеев Н.А.
Климов В.Н.
Ответчики
Администрация г.Симферополя
Другие
Заместитель Главы Администрации города Симферополя Александрова Г.В.
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Гордиенко Оксана Александровна
Дело на сайте суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
30.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
01.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2017[Адм.] Судебное заседание
08.11.2017[Адм.] Судебное заседание
08.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее