Решение по делу № 2-3506/2022 от 04.07.2022

дело № 2-3506/2022

УИД 76RS0013-02-2022-002646-94

Мотивированное решение составлено 19.12.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Косенковой О.В.,

при секретаре Калятиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске Ярославской области 13 декабря 2022 г. гражданское дело по иску Скакуновой Марии Валерьевны, Смирновой Татьяны Прокофьевны, Тонояна Левона Нориковича, Дрожжина Михаила Николаевича, Кобельковой Александры Даниловны, Зеленкова Виктора Анатольевича, Агарковой Натальи Николаевны, Хорошковой Натальи Николаевны, Изюмовой Ольги Владимировны, Паньшиной Татьяны Алексеевны, Агафоновой Юлии Евгеньевны, Калугиной Надежды Александровны, Мироновой Натальи Павловны, Казначеевой Надежды Михайловны, Разиной Татьяны Николаевны, Кротовой Ольги Анатольевны, Иголкина Николая Алексеевича, Лукашовой Ольги Сергеевны, Моховой Светланы Николаевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Единая управляющая компания» об обязании произвести перерасчет потребления коммунального ресурса (электроэнергии),

УСТАНОВИЛ

Скакунова М.В., Смирнова Т.П., Тоноян Л.Н., Дрожжин М.Н., Кобелькова А.Д., Зеленков В.А., Агарковой Н.Н., Хорошкова Н.Н., Изюмова О.В., Паньшина Т.А., Агафонова Ю.Е., Калугина Н.А., Миронова Н.П., Казначеева Н.М., Разина Т.Н., Кротова О.А., Иголкин Н.А., Лукашова О.С., Мохова С.Н. обратились в суд (с учетом уточненных требований) к Обществу с ограниченной ответственностью «Единая управляющая компания» об обязании произвести истцам перерасчет незаконного начисленного сверхнормативного потребления коммунального ресурса (электроэнергия) для СОИ за период с сентября 2021 года по июнь 2022 года в соответствии с нормативными документами в объеме 32 233,29 рублей, распределив данную сумму между истцами, согласно приложенному расчету.

Исковые требования мотивированы следующим. Истцы являются собственниками и нанимателями квартир в доме №<адрес> и являются потребителями жилищной услуги электроэнергия, предоставляемой в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. С 01.01.2017 ресурсы, потреблённые для содержания общедомового имущества, вносятся в состав квартирной платы. Содержание общедомового имущества - жилищная услуга, предоставлять которую должна управляющая компания. Управление и техническое обслуживание <адрес> осуществляет ООО «Единая управляющая компания». Управляющая организация в период: с сентября 2021 по июнь 2022 г. в нарушение требований ст. 156 ЖК РФ и постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 истцам незаконно ежемесячно производила доначисление потребления коммунального ресурса для содержания общедомового имущества, которое за период составило 32 233,29 рублей. Начисления электроэнергии для содержания общедомового имущества с указанием объёма потребления по квартирам за вышеуказанный период приведен в таблице, которая содержится в уточненном исковом заявлении. Собственники и наниматели дома <адрес> неоднократно обращались в устной форме к представителям ООО «Единая управляющая компания» с просьбой произвести перерасчет начислений потребленной электроэнергии для содержания общедомового имущества в соответствии с нормативными актами, но на все обращения истцы получили отказ. 12 апреля 2022 г. в ООО «Единая управляющая компания» жителями многоквартирного дома <адрес>, было направлено коллективное заявление в письменной форме. В данном заявлении содержалась просьба предоставить документы, на основании которых произведено начисление сверхнормативного потребления электроэнергии на содержание общедомового имущества, предоставить схему и формулы расчета потребления электроэнергии для содержания общедомового имущества со ссылкой на нормативные акты, провести перерасчёт объёма электроэнергии незаконно начисленного истцам сверх норматива. Письмом № от 28 апреля 2022 г. ООО «Единая управляющая компания» отказало жителям многоквартирного дома <адрес> в проведении перерасчета. Истцы считают, что действия ООО «Единая управляющая компания» по доначислению коммунального ресурса для содержания общедомового имущества не обоснованны. Указывают, что общее собрание собственников в МКД <адрес>, по вопросу включения в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления, не проводилось. В отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников, требование оплаты за коммунальные услуги, потребленные в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размере, превышающем норматив потребления коммунальных услуг неправомерно, ссылаются на ст.156 ЖК РФ, Правила содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 и Постановление Правительства №354.

Истец Тоноян Л.Н., в судебном заседании требования с учетом уточнений поддержал по доводам, изложенным в иске.

Истцы Скакунова М.В., Смирнова Т.П., Дрожжин М.Н., Кобелькова А.Д., Зеленков В.А., Агаркова Н.Н., Хорошкова Н.Н., Изюмова О.В., Паньшина Т.А., Агафонова Ю.Е., Калугина Н.А., Миронова Н.П., Казначеева Н.М., Разина Т.Н., Кротова О.А., Иголкин Н.А., Лукашова О.С., Мохова С.Н. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания. Ранее в судебном заседании истцы Кобелькова А.Д., Зеленков В.А., Агаркова Н.Н., Изюмова О.В., Кулагина Н.А., Дрожжин М.Н. требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель истцов Скакуновой М.В., Смирновой Т.П., Дрожжина М.Н., Кобельковой А.Д., Зеленкова В.А., Агарковой Н.Н., Хорошковой Н.Н., Изюмовой О.В., Паньшиной Т.А., Агафоновой Ю.Е., Калугиной Н.А., Мироновой Н.П., Казначеевой Н.М., Разиной Т.Н., Кротовой О.А., Иголкина Н.А., Лукашовой О.С., Моховой С.Н. по устному ходатайству Тоноян Л.Н. в судебном заседании требования с учетом уточнений поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Единая управляющая компания» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее представители ООО «Единая управляющая компания» по доверенностям Смирнова Ю.В. и Мошков Д.Н. с исковыми требованиями не согласились. Ссылались на ст.156 ЖК РФ, в которой говориться о том, что расходы граждан в составе платы за содержание общедомового имущества устанавливаются исходя из видов потребления, но если многоквартирный дом оснащен коллективным прибором учета, состав платы может быть осуществлен исходя из фактического объема потребления коммунальных ресурсов. Такое собрание было проведено ДД.ММ.ГГГГ, проголосовало 54,89 % «за». В доме <адрес> установлен прибор учета. Полагают, что расчеты производятся правильно. У дома есть нормативы потребления, и выставляемые расчеты производятся с учетом перерасхода нормативов. Показания снимаются «ТНС энерго Ярославль». По данному дому есть норматив. Начисляют плату за сверх норматива. Когда не было перерасхода, то, они не начисляли норматив сверх потребления. Перерасчет производится на месяц позже. Расчет идет по нормативам и тарифам, которые устанавливаются Правительством Ярославской области.

Третье лицо представитель ПАО «ТНС энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ранее в судебном заседании представитель по доверенности Горда В.Л. пояснила, что начисления производятся правильно. Корректировка будет произведена в текущем периоде. ООО «Единая управляющая компания» представила порядок расчетов, который совпадает с расчетами потребителей.

Третье лицо представитель МУП ГО г.Рыбинск «ИРЦ» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В части 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Многоквартирный дом <адрес> находится в управлении управляющей организации общества с ограниченной ответственностью «Единая управляющая компания» (далее ООО «ЕУК»).

Между собственниками помещений указанного многоквартирного дома ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления.

Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя:

- плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме);

- плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

Согласно п. 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 11.06.2021) размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ЖК РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 29 Правил № 491 (в редакции 29.06.2020) установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на оплату электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг.

На основании указанного пункта Правил предоставления коммунальных услуг к таким случаям относятся: непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, случай, когда способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован (пункт 40).

В указанных случаях потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), уплачиваемой напрямую ресурсоснабжающим организациям, отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Во всех остальных случаях, когда услуги по содержанию общего имущества оказываются управляющей организацией, плата за содержание жилого помещения включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно абзацу второму пункта 44 Правил № 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> было проведено внеочередное общее собрание.

В повестку дня был включен вопрос об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание общего имущества в МКД на оплату коммунальных ресурсов (в том числе ПАО «ТНС энерго Ярославль»), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемых согласно ОДПУ (вопрос 10).

Собственники по данному вопросу решили: определить размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание общего имущества в МКД на оплату коммунальных ресурсов (в том числе ПАО «ТНС энерго Ярославль»), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемых согласно ОДПУ.

Решение общего собрания собственников помещений в МКД (вопрос 10) не оспорено в судебном порядке и не является недействительным (ничтожным) в силу статьи 181.5 ГК РФ.

Применение приборов учета признается в качестве приоритетного способа определения фактически принятого количества коммунальных ресурсов, поскольку расчетные способы определения объема ресурсов не позволяют достигать степени точности, доступной для способов, определенных по приборам учета.

Так, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.09.2012 № АПЛ12-522, в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее – постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22) по общему правилу размер платы за коммунальные услуги определяется, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).

В пункте 16 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, спорный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии (акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии № от ДД.ММ.ГГГГ г.).

Поскольку собственниками помещений принято решение об определении расходов в составе платы за содержание общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемых согласно ОДПУ, управляющая организация в конкретном случае правомерно при исчислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, учитывала показания коллективного (общедомового) прибора учета.

Закон (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ) не предусматривает формулировку, содержащую именно согласие собственников на «сверхнормативное потребление на общедомовые нужды», а лишь определяет принцип распределения ОДН даже при наличии коллективного общедомового прибора учета: с учетом норматива на ОДН, но с перерасчетом по коллективным приборам учета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а также в случае выражения волеизъявления собственниками о расчетах на ОДН по среднемесячному потреблению или фактическим показаниям прибора учета в каждом месяце без использования в расчетах норматива на ОДН.

В спорном случае собственники МКД 15.01.2020 избрали способ оплаты ОДН именно по фактическим показателям коллективного прибора учета в полном соответствии с пунктом 2 части 9.2 статьи 156 ЖК.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска Скакуновой Марии Валерьевны (СНИЛС ), Смирновой Татьяны Прокофьевны (СНИЛС ), Тонояна Левона Нориковича (СНИЛС ), Дрожжина Михаила Николаевича (СНИЛС ), Кобельковой Александры Даниловны (СНИЛС ), Зеленкова Виктора Анатольевича ( ), Агарковой Натальи Николаевны (СНИЛС ), Хорошковой Натальи Николаевны (СНИЛС ), Изюмовой Ольги Владимировны (СНИЛС ), Паньшиной Татьяны Алексеевны (СНИЛС ), Агафоновой Юлии Евгеньевны (СНИЛС ), Калугиной Надежды Александровны (СНИЛС ), Мироновой Натальи Павловны (), Казначеевой Надежды Михайловны ( Разиной Татьяны Николаевны (СНИЛС ), Кротовой Ольги Анатольевны (СНИЛС ), Иголкина Николая Алексеевича (СНИЛС Лукашовой Ольги Сергеевны (СНИЛС ), Моховой Светланы Николаевны (СНИЛС ) к Обществу с ограниченной ответственностью «Единая управляющая компания» (ИНН ) об обязании произвести перерасчет потребления коммунального ресурса (электроэнергии) - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В.Косенкова

04.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2022Передача материалов судье
08.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.09.2022Предварительное судебное заседание
26.09.2022Предварительное судебное заседание
18.10.2022Судебное заседание
10.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
19.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2022Дело оформлено
13.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее