Дело № 33-13782/2023 (2-165/2023)
Судья – Желудкова С.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь |
07.12.2023 |
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Варовой Л.Н.
судей Мехоношиной Д.В., Смирновой М.А.
при секретаре судебного заседания Глуховой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Кировского района г. Перми на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 30.05.2023,
Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Администрация Кировского района г. Перми обратилась в суд с иском к Носовой Н.А. о возложении обязанности за свой счет в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести мероприятия по приведению нестационарного торгового объекта (киоска), размещенного на земельном участке с кадастровым номером **, по адресу: ****, в соответствие с Требованиями к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, являющихся Приложением № 1 к Правилам благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277; взыскании в случае неисполнения решения суда в пользу администрации Кировского района г. Перми неустойку в размере 1 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда по день его фактического исполнения.
В обоснование иска указано на то, что 27.12.2021 по адресу: г. Пермь, ул. ****, на земельном участке с кадастровым номером **, выявлен факт размещения некапитального нестационарного строения – нестационарный торговый киоск (далее – киоск, НТО), используемого для осуществления торговой деятельности, не соответствующего требованиям к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности или деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания. Внешний вид размешенного на земельном участке с кадастровым номером ** некапитального нестационарного строения не соответствует графическому документу, касающемуся проектирования некапитального нестационарного строения, сооружения соответствующего типа (вида) (далее - графический документ), а именно несоответствие внешнего вида выразилось в несоблюдении требований к архитектурным решениям конструкций некапитального нестационарного строения, сооружения; несоответствии цветовому решению, применяемому при изготовлении и отделке нестационарных объектов (темно-коричного цвета с отсутствием декоративных элементов внешней отделки (декоративные панели). По данным ЕГРН Носова Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером **. В адрес Носовой Н.А. администрацией Кировского района было направлено уведомление с информацией о том, что нестационарный торговый объект не соответствует требованиям к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, данный объект не соответствует типовым проектам, регламентированным Правилами благоустройства города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277. По состоянию на дату подачи настоящего иска некапитальное нестационарное строение, сооружение, не приведено в соответствие Требованиям к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, являющихся Приложением № 1 к Правилам благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277.
Решением Дзержинского районного суда г. Перми от 30.05.2023 в удовлетворении исковых требований администрации Кировского района города Перми к Носовой Н.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05.09.2023 решение суда отменено, принято новое решение об удовлетворении иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21.11.2023 заявление администрации Кировского района города Перми о пересмотре по новым обстоятельствам апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05.09.2023 удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Кировского района г. Перми просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы, аналогичные доводам иска, дополнительно указано, что согласно п. 3.1. Правил благоустройства собственник или иной владелец земельного участка, расположенного на территории г. Перми, а также организация, обеспечивающая содержание земельного участка, обязаны, если иное не установлено законодательством или договором, за свой счет обеспечить надлежащее содержание территории, объектов и элементов благоустройства, принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие с требованиями Правил, соответственно обязанность по приведению объекта в надлежащее состояние должна быть возложена на Носову Н.А., как на собственника земельного участка.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальных препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образование юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В силу пункта 9.4.4.1. «Правил благоустройства территории города Перми», утвержденных Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 (далее - Правила), проектирование нестационарных объектов осуществляется с учетом принципов функционального разнообразия и в целях сохранения архитектурного облика сложившейся застройки и благоустройства соответствующей территории города Перми, организации комфортной пешеходной среды, сохранения и повышения уровня комфортности проживания граждан, на основании требований к внешнему виду и местам размещения Нестационарных объектов, установленных настоящим подпунктом и подпунктами 9.4.4.2, 9.4.4.4 Правил.
Требования к типовым проектам нестационарных объектов установлены в приложении 1 к Правилам (и. 9.4.4.3. Правил).
Пунктами 1, 2, 3 приложения № 1 к Правилам установлено: типовые проекты некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (далее - НТО), устанавливают общие архитектурные решения внешнего вида, общие требования к параметрам, конструкциям и материалам, применяемым при изготовлении и отделке нестационарных объектов, а также к цветовому решению, установке вывески, дополнительные требования к нестационарным объектам.
Типовые проекты установлены, в том числе, для павильонов.
Графическое изображение типовых проектов приведено в приложении к указанным Требованиям.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером ** по адресу: ****, с разрешенным использованием «магазины, торговые комплексы», собственником которого является Носова Н.А., расположен нестационарный торговый объект, который не соответствует требованиям к типовым проектам, не соблюдены действующие требования к конструкциям и материалам ( л.д. 14-19, 48-50).
В результате планового (рейдового) осмотра, организованного истцом, установлено, что несоответствие внешнего вида выразилось в несоблюдении цветового оформления фасада и (или) требований к материалам его отделки, а именно, согласно п. 3.5 Приложения 1 «Правил благоустройства территории города Перми», утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, цветовое решение типовых проектов всех типов «Киоск», «Павильон»: несущий каркас, оконные и дверные переплеты, декоративные элементы внешней отделки, декоративные стойки, роллетные системы (рольставни) – должны соответствовать RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый; архитектурных решений конструкций некапитального нестационарного строения, сооружения (включая его геометрические и (или) объемные параметры) и исполнения фасада некапитального нестационарного строения, сооружения, а именно согласно п. 3.2 Приложения 1 «Правил благоустройства территории города Перми», утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, необходимо наличие декоративных элементов внешней отделки: композит, для дворового фасада: композит (с горизонтальным расположением панелей), декоративные стойки; металл, декоративные панели (рейки) – металл, дерево, допускаются роллетные системы (рольставки): металлические с механическим или электрическим приводом (при необходимости). На земельном участке с кадастровым номером **, по адресу: ****, размещено некапитальное строение, сооружение (киоск) темно-коричневого цвета с отсутствием декоративных элементов внешней отделки (декоративные панели), что не соответствует графическому изображению типовых проектов некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания( л.д. 14).
30.06.2022 администрация Ленинского района г. Перми направила в адрес Носовой Н.А. претензию с требованием привести нестационарный торговый объект в соответствие с Требованиями к типовым проектам НТО, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания к Правилам благоустройства города Перми, утвержденных Решением Пермской городской думы от 15 декабря 2020 года № 277( л.д. 19-20).
Актом осмотра земельных участков, расположенных в границах города Перми от 15.05.2023 в границах земельного участка с кадастровым номером ** повторно зафиксирован факт размещения некапитального строения, сооружения (нестационарный торговый объект киоск «Мороженое»), используемого для осуществления торговой деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания с несоответствием графическому документу, касающемуся проектирования некапитального строения, сооружения соответствующего типа (вида): несоответствие цветового оформления фасада и (или) требований к материалам его отделки, а именно, согласно п. 3.5 Приложения 1 «Правил благоустройства территории города Перми», утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, цветовое решение типовых проектов всех типов «Киоск», «Павильон»: несущий каркас, оконные и дверные переплеты, декоративные элементы внешней отделки, декоративные стойки, роллетные системы (рольставни) – должны соответствовать RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый; архитектурных решений конструкций некапитального нестационарного строения, сооружения (включая его геометрические и (или) объемные параметры) и исполнения фасада некапитального нестационарного строения, сооружения, а именно согласно п. 3.2 Приложения 1 «Правил благоустройства территории города Перми», утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, необходимо наличие декоративных элементов внешней отделки: композит, для дворового фасада: композит (с горизонтальным расположением панелей), декоративные стойки; металл, декоративные панели (рейки) – металл, дерево, допускаются роллетные системы (рольставки): металлические с механическим или электрическим приводом (при необходимости). На земельном участке с кадастровым номером **, по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. ****, размещено некапитальное строение, сооружение (киоск «Мороженое») темно-коричневого цвета, оконный переплет белого цвета, на котором нанесена надпись голубого цвета «Мороженое», отсутствуют декоративные элементы внешней отделки (декоративные панели), что не соответствует графическому изображению типовых проектов некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания( л.д. 101-102).
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацем 21 части 1 статьи 2, частью 3 статьи 7, статьей 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 9.4.4.1, 9.4.4.3 Правил благоустройства территории города Перми, утв. Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, в связи с тем, что истцом не представлено доказательств принадлежности нестационарного торгового объекта ответчику, что по мнению суда, исключает возможность понуждения ответчика привести объект в нормативное состояние.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными, учитывая, что в соответствии с пунктом 3.1 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, обязанность за свой счет принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие с требованиям Правил, возложена на именно на собственника или иного владельца земельного участка.
Соответственно, именно законный владелец земельного участка обязан принимать меры к соблюдению правил благоустройства, в том числе, в части внешнего вида НТО. В данном случае собственником земельного участка, на котором расположено спорное НТО, является Носова Н.А., в связи с чем, вопреки ошибочному суждению суда первой инстанции, именно Носова Н.А. является надлежащим ответчиком по делу.
Вместе с тем, при разрешении настоящего спора судебная коллегия учитывает действующее нормативно-правовое регулирование спорных правоотношений, в редакции на день рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции.
Решением Пермского краевого суда от 27.01.2023 по делу №**/2023 административное исковое заявление Товарищества собственников жилья «Восстания 14», Жилищного кооператива № 13, Товарищества собственников недвижимости «Бирюса-Сервис», общества с ограниченной ответственностью «Пресса Маркет», ИП Пигасовой Л.И., Щербининой А.С., Фархутдинова А.С., ИП Луневой Е.С., ИП Саакова И.Б., ИП Фатыховой О.В., общества с ограниченной ответственностью «Мясоперерабатывающее предприятие «Фортуна Урала», административных соистцов ИП Сидорова С.В., ИП Нечаевой О.А., ИП Пашаева С.Б. оглы, Давыдова Р.А., Ереминой О.Н., Дмитриенко С.А., ИП Майоровой Ю.Б., ИП Зекунова С.В., ИП Лембака М.М., административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Александр», ИП Мухаметшиной Н.В., ИП Гепп С.В., административное исковое заявление Жилищно-строительного кооператива № 70, Товарищества собственников жилья «Докучаева 44», Товарищества собственников жилья «Уинская, 9», Жилищно-строительного кооператива № 55, Товарищества собственников жилья «Мирный», административное исковое заявление Борисовой Т.Н. – удовлетворены частично.
Признано не действующим со вступления решения суда в законную силу решение Пермской городской Думы от 15. 12.2020 года № 277 (в редакции решений Пермской городской Думы от 26.04.2022 года №81, от 23.08. 2022 года №174, от 20.12.2022 года №280) «Об утверждении правил благоустройства территории города Перми» в части Правил благоустройства территории города Перми:
абзац третий подпункта 9.4.3.1.4 в части слова «электросчетчиками»;
абзац четвертый подпункта 9.4.3.1.5 в части слов «живой изгородью»;
абзац пятый подпункта 9.4.3.1.5 в части слов «с установкой фундамента. Фундамент или его части не должны выступать под поверхностью земли»;
абзац шестой подпункта 9.4.3.1.5;
абзац первый подпункта 9.4.3.2.1 в части слов «при следующих условиях»;
абзац второй, третий подпункта 9.4.3.2.1;
абзац второй подпункта 9.4.4.1 в части слов «и обоснования размещения существующих»;
абзац шестой подпункта 9.4.4.1 в части слов «в месте, указанном в паспорте благоустройства», «чтобы исключалась погрузка (выгрузка) имущества в них (из них) с основных объектов благоустройства, а также»;
абзац третий подпункта 9.4.4.2 в той мере, в которой не предусматривается размещение нестационарных объектов с учетом исключений из условий использования земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка;
абзац пятый подпункта 9.4.4.2;
Приложение к Требованиям к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания к приложению 1 Правил благоустройства территории города Перми.
Признан недействующим со дня принятия пункт 5 решения Пермской городской Думы № 81 от 26.04.2022 года (в редакции решений Пермской городской Думы 27.09.2022 года).
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
На Пермскую городскую Думу возложена обязанность принять в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, взамен того, который был признан судом недействующим, с учетом выводов, изложенных в мотивировочной части решения суда.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.07.2023 по делу №**/2023 решение Пермского краевого суда от 27.01.2023 отменено в части признания недействующим абзаца 3 подпункта 9.4.3.1.4 Правил благоустройства территории города Перми в части слов «электросчетчиками», принято новое решение, которым в удовлетворении требований в указанной части отказано, в остальной части решение Пермского краевого суда от 27.01.2023 года оставлено без изменения.
Исполняя решение суда, возложившее на нормотворческий орган обязанность внести изменения в Правила благоустройства, Пермская городская Дума 26.09.2023 приняла Решение № 199 «О внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в сфере благоустройства территории города Перми в части установления требований к отдельным элементам благоустройства» в Правила благоустройства территории города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 (в редакции решений Пермской городской Думы от 24.02.2021 № 40, от 27.04.2021 № 102, от 24.08.2021 № 181, от 24.08.2021 № 182, от 21.12.2021 № 307, от 26.04.2022 № 81, от 26.04.2022 № 82, от 28.06.2022 № 144 от 23.08.2022 № 171, от 23.08.2022 № 173, от 23.08.2022 № 174, от 25.10.2022 № 233, от 15.11.2022 № 257, от 20.12.2022 № 271, от 20.12.2022 № 276, от 20.12.2022 № 280, от 24.01.2023 № 10, от 27.06.2023 № 117, 22.08.2023 № 161), в том числе:
в подпункте 9.4.4.1: в абзаце втором слова «при проектировании новых и обосновании размещения существующих Нестационарных объектов» заменены словами «в отношении установленных и устанавливаемых Нестационарных объектов» ( пункт 1.3.1.);
Графическое изображение типовых проектов некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (приложение к Требованиям к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (приложение 1 к Правилам) изложено в редакции согласно приложению к настоящему решению ( пункт 1.5.).
Пункт 5 Правил признан утратившим силу (пункт 2).
Установлено, что размещенные на территории города Перми на день вступления в силу настоящего решения некапитальные строения, сооружения, используемые для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, должны быть приведены в соответствие обязательным требованиям Правил благоустройства территории города Перми в срок до 01.01.2024, за исключением некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, для которых установлены иные периоды приведения их в соответствие обязательным требованиям Правил благоустройства территории города Перми (пункт 4).
В соответствии с пунктом 5 указанного решения оно вступает в силу со дня его официального опубликования в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 13.07.2023, за исключением абзацев третьего, четвертого подпункта 1.2, вступающих в силу со дня вступления в силу правового акта администрации города Перми, определяющего порядок уведомления о разработке паспорта благоустройства и учета паспортов благоустройства, но не ранее дня официального опубликования настоящего решения в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» ( пункт 5).
Решение Пермской городской Думы № 199 от 26.09.2023 опубликовано 29.09.2023 в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», N 74.
Системный анализ пунктов 1.3.1, 1.5, 2, 4 Решения Пермской городской Думы от 26.09.2023 № 199 «О внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в сфере благоустройства территории города Перми в части установления требований к отдельным элементам благоустройства» применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время законодателем установлен переходный период приведения размещенных на территории г. Перми НТО в соответствие с требованиями Правил благоустройства к их внешнему виду - до 01.01.2024, и этот срок на данный момент не истек.
Соответственно, оснований для вывода о том, что в настоящее время допущено нарушение Правил благоустройства, влекущее возможность возложения на виновное лицо в судебном порядке обязанность их устранить, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит только нарушенное право, при этом права истца в настоящее время нарушенными признаны быть не могут.
В связи с этим, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, в связи с чем в ее удовлетворении следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Перми от 30.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кировского района г. Перми – без удовлетворения.
Председательствующий: |
/подпись/ |
|
Судьи:
|
/подписи/
|
|
Мотивированное определение изготовлено 12.12.2023