Дело № 2а-930/2021
...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре Исаковой З.В.,
с участием помощника Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Соколова А.С.,
представителя административного истца ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми А.,
административного ответчика - Михеева И.А., принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2021 года в селе Айкино Усть-Вымского районного суда Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми к Михееву И.А. об установлении административного надзора,
установил:
... ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми В. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Михееву И.А., освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении в отношении него административного надзора на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с возложением административных ограничений в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут утра, кроме времени нахождения на работе; запрещения посещения заведений, продающих спиртное в разлив; запрещения выезда за пределы ... «...» ....
В обоснование требований указано, что осужденный Михеев И.А. в настоящее время отбывает уголовное наказание по приговору мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от 15 декабря 2020 года за совершение преступления небольшой тяжести, вместе с тем имеет неснятую и непогашенную судимость по приговору Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 июня 2016 года за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 июля 2021 года переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение. В местах лишения свободы зарекомендовал себя удовлетворительно, по приговору суда от 30 июня 2016 года преступление им совершено в ночное время суток, по приговору от 15 декабря 2020 года - в состоянии алкогольного опьянения, не имеет регистрации по месту жительства.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям.
Административный ответчик - осужденный Михеев И.А. с иском не согласился в части установления административных ограничений относительно запрета пребывания вне жилого помещения в ночное время, указав, что жилья не имеет.
Заслушав стороны, исследовав и оценив письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Соколова А.С., полагавшего необходимым установить административный надзор в отношении Михеева И.А. сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия осужденным наказания, возложив на него административные ограничения, предложенные администрацией ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируется главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон №64-ФЗ).
Согласно ст.1 Федерального закона № 64-ФЗ под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений (п.1 и п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ).
Согласно п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Из материалов дела следует, что Михеев И.А. ранее судим:
- 23 марта 2016 года приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми по ч.1 ст.161 УК РФ к 2 годам лишения свободы;
- 10 июня 2016 года приговором Корткеросского районного суда Республики Коми по ч.1 ст.314.1 УК РФ с применением ч.5 ст.69 УК РФ к 2 годам 1 месяцу лишения свободы;
- 30 июня 2016 года приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ, п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ, ч.1 ст.162 УК РФ с применением ч.3 и 5 ст.69 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, освобожден по отбытию срока наказания 4 марта 2020 года. Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 8 октября 2019 года был установлен надзор на срок 8 лет. Приговором суда в действиях Михеева И.А. установлен опасный рецидив преступлений,
осужден приговором мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от 15 декабря 2020 года по ч.1 ст.119 УК РФ к 1 году 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 июля 2021 года Михеев И.А. переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение, отбывает наказание в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Михеев И.А.является совершеннолетним гражданином Российской Федерации и освобождается из мест лишения свободы 23 февраля 2022 года.
При таких обстоятельствах, поскольку осужденный имеет неснятую и непогашенную судимость за тяжкие преступления, предусмотренные п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ, ч.1 ст.162 УК РФ, совершенные при опасном рецидиве преступлений, суд находит требование администрации исправительного учреждения об установлении в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Михеева И.А. административного надзора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.1 (п. 3) и ч. 2 ст.3 Закона, на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания, в связи с чем Михееву И.А. надлежит установить срок административного надзора - 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Учитывая, что положения пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ носят императивный характер и не предусматривают возможности установления административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, на иной срок, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, срок административного надзора снижению не подлежит.
Определяя виды административных ограничений, суд исходит из того, что они должны способствовать предупреждению совершения Михеевым И.А. преступлений и других правонарушений, оказать на него индивидуальное профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов с учетом его личности, характера преступлений и степени их общественной опасности.
При этом суд учитывает личность осужденного, его поведение в местах лишения свободы, где он за весь период отбывания наказания зарекомендовал себя с удовлетворительной стороны, ....
С учётом того, что административное ограничение в виде явки в орган внутренних дел является обязательным и, принимая во внимание криминологические данные личности Михеева И.А., его поведение в период отбывания наказания, суд считает возможным установить ему обязательную явку два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Поскольку приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 июня 2016 года установлено, что Михеев И.А. совершил преступления в ночное время суток, в состоянии алкогольного опьянения, что в приговоре от 15 декабря 2020 года признано судом в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, суд, руководствуясь пунктами 1, 3 ч.1 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ, считает необходимым установить Михееву И.А. административные ограничения, предложенные истцом, в виде запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков на разлив, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов утра, кроме времени нахождения на работе.
Несогласие Михеева И.А. с установлением ограничения в виде запрета на пребывание вне места жительства или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время со ссылкой на отсутствие жилья, признается судом несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не препятствует установлению такого административного ограничения, при этом, как пояснила в судебном заседании представитель истца, по освобождению Михеев И.А. будет размещен в Центре социальной адаптации лиц без определенного места жительства ..., т.е. временным жилым помещением ответчик будет обеспечен.
Кроме того, в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 64-ФЗ поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения, в том числе, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, следовательно, при наличии обстоятельств, указанных в законе, за Михеевым И.А. сохраняется право обратиться в компетентные органы за разрешением на пребывание вне жилого помещения, являющегося его местом жительства, в ночное время.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.4 Закона об административном надзоре в отношении поднадзорного лица может устанавливаться административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания установление данного ограничения в силу п.3 ч.2 ст.4 указанного Закона является обязательным. В этом случае надлежит указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Согласно приговору мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от 15 декабря 2020 года, Михеев И.А. регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не имеет, проживал без регистрации по адресу: ....
В судебном заседании Михеев И.А. подтвердил, что после освобождения намерен проживать в ... Республики Коми.
Принимая во внимание, отсутствие регистрации у Михеева И.А. по месту жительства, его намерение проживать в ..., суд считает необходимым установить ему ограничение в виде запрещения выезда за пределы территории ... «...» ....
При этом суд исходит из того, что указанные ограничения не ухудшают положение поднадзорного лица, и не отягчают его ответственность, а устанавливают контроль за его поведением после отбытия наказания по его месту жительства в целях охраны общественных интересов.
При установлении административных ограничений суд принимает во внимание возможность реализации прав осужденного при установленных ограничениях в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 12 Федерального закона № 64-ФЗ, а также их частичной отмены в течение срока административного надзора на основании сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона №64-ФЗ срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь ст.273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми к Михееву И.А. удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Михеева И.А., родившегося ... года, административный надзор на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 июня 2016 года, со следующими административными ограничениями:
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов утра, кроме времени нахождения на работе;
- запрещение пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков на разлив;
- запрещение выезда за пределы ... «...» ....
Срок административного надзора, установленного в отношении Михеева И.А., исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Михееву И.А., что в случае неприбытия без уважительных причин после освобождения из мест лишения свободы к избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения в определенный администрацией исправительного учреждения срок, либо за самовольное оставление места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, он может быть привлечен к уголовной ответственности на основании ст.314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей, к административной ответственности по ст.19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
...
Судья...
... - М.Н.Таскаева
...
...