Судья Жибинов С.Н. Дело № 2-381/2022 (33-1051/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 6 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Ховалыга Ш.А.,
судей Кочергиной Е.Ю., Таргына А.О.,
при секретаре Монгуш Ш.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ховалыга Ш.А. гражданское дело по исковому заявлению Анай-оола В.Х. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва и его начальнику о возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе истца на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 мая 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование вышеназванного иска указано на то, что приказом УФСИН России по Республике Тыва от 19 июня 2018 года № истец уволен со службы с 25 июня 2018 года по достижении предельного возраста. Общая продолжительность его службы в системе ФСИН составляет 40 лет 2 месяца 2 дня, в льготном исчислении – 58 лет 2 месяца 18 дней. Будучи действующим сотрудником, и при увольнении он не был обеспечен единовременной социальной выплатой для приобретения или строительства жилого помещения. 16 января 2014 года им подавался рапорт с приложенными документами на единовременную социальную выплату, а в феврале того же года ему была предоставлена выписка из решения от 4 февраля 2014 года, в которой указано, что отказано в направлении в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке на учет. В отказе имеется ссылка на то, что истец и члены его семьи имеют достаточную жилую площадь в доме по адресу: **, собственником которого является А.. Между тем в 2014 году А. имел свою семью. 29 декабря 2007 года А. вселил в указанный дом своих родителей Анай-оола В.Х. и Л., в дальнейшем подарил дом К.. Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 июля 2017 года иск К. к Анай-оолу В.Х. и Л. о признании утратившими право пользования и выселении был удовлетворен. Затем истцом повторно был подан рапорт о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или на строительство жилого помещения. Согласно выписке из протокола № от 11 апреля 2019 года, в постановке на учет отказано со ссылкой на то, что Анай-оол В.Х. не имеет статус действующего сотрудника. Однако в выписке из протокола указано, что истцу единовременная выплата не предоставлялась, у членов семьи отсутствуют в собственности жилые помещения. Просил возложить на ответчиков обязанность предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 мая 2022 года в удовлетворении иска Анай-оола В.Х. отказано.
Истец подал апелляционную жалобу, ссылаясь на то, что при первом обращении и отказе комиссии, а также при повторном обращении он являлся действующим сотрудником. Решение об отказе в постановке на учет не обжаловал, так как надеялся на решение вопроса мирным путем. Повторно обратился с заявлением о постановке на учет в 2019 году после вынужденного увольнения в связи с неприязненными отношениями с руководителями по службе, которые специально затягивали рассмотрение его рапорта о постановке на учет вплоть до его увольнения. Суд не истребовал и не исследовал должным образом письменные доказательства о создании комиссии и ее численном составе. Он с супругой не имеют своего жилища, проживают в жилом помещении сына А. на основании договора найма.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Анай-оол В.Х. и его представитель Чыргал А.Ш. поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Республике Тыва Саая Д.М. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Ответчик начальник УФСИН России по РТ не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины его неявки неизвестны, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон, Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований ч. 6 ст. 4 Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту – Правила).
Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее – сотрудники), а также в установленных Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» случаях – членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).
В пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Вышеуказанный пункт 5 Правил также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).
Как предусмотрено п. 8 Правил, при переводе сотрудников к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется иными комиссиями, указанные сотрудники подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы.
Согласно п. 14 Правил, право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Анай-оол В.Х. проходил службу в органах ФСИН.
Приказом УФСИН России по Республике Тыва от 19.06.2018 г. № он уволен с 25.06.2018 г. по п. «б» ч. 1 ст. 58 (по достижению предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1, то есть по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.Общая продолжительность службы истца в системе ФСИН – 40 лет 2 месяца 2 дня, в льготном исчислении – 58 лет 2 месяца 18 дней,
Согласно выписке из решения комиссии УФСИН России по РТ от 04.02.2014 г., рассматривался рапорт Анай-оола В.Х. от 16.01.2014 г. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; комиссией установлено: в книге учета заявлений (рапортов) - № отмечена категория: сотрудник УИС РТ, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма; состав семьи: 2 человека, супруга Л.; сотрудник в последние пять лет зарегистрирован по адресу: **; данное жилое помещение принадлежит на праве собственности А. (сыну заявителя); проживание совместное, общая площадь жилого помещения составляет ** кв.м., зарегистрировано 5 человек, к каждому приходится по ** кв.м. По результатам рассмотрения рапорта Анай-оолу В.Х. отказано в направлении в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке его на учет для получения единовременной выплаты в связи с тем, что на одного зарегистрированного в жилом помещении приходится по ** кв.м., при норме постановки на учет - 15 кв.м.
Вышеуказанное решение комиссии от 04.02.2014 г. истцом не оспорено в установленном порядке.
Из пояснений Анай-оола В.Х. следует, что копию выписки из решения комиссии от 4 февраля 2014 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты он получил 4 февраля 2014 года, однако из-за занятости на службе и отсутствия свободного времени данное решение в установленном порядке не обжаловал и не оспаривал.
Из рапорта Анай-оола В.Х., поданного на имя начальника УФСИН России по Республике Тыва, следует, что жилой дом по адресу: **, в котором временно проживают он и его супруга, является собственностью сына А., он в гражданском браке, сам обучается за пределами Российской Федерации; также в выписке из решения неверно указано о том, что Анай-оол В.Х. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
Ответом УФСИН России по РТ от 12.12.2015 г. разъяснило о том, постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принимается решением комиссии на основании поданного рапорта с приложением документов, установленных Правилами; истцу рекомендовано обратиться в комиссию с письменным рапортом, с приложением всех необходимых документов в дни приема документов.
После вышеуказанного отказа комиссии в период прохождения службы и до увольнения со службы в органах уголовно-исполнительной системы Анай-оол В.Х. в комиссию с заявлением о принятии на учет для получения данной единовременной социальной выплаты не обращался, доказательств обратного не представлено.
После увольнения, являясь пенсионером, 20 марта 2019 года истец обратился в комиссию УФСИН России по РТ с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, решением комиссии от 11 апреля 2019 года отказано в принятии на учет по причине того, что Анай-оол В.Х. подал данное заявление после увольнения, не является действующим сотрудником ФСИН, Правила не предусматривают возможность принятия на указанный учет граждан, не имеющих статус действующего сотрудника.
Из показаний свидетеля О. следует, что с 1993 г. по 2013 г. служил с истцом в исправительной колонии № в ** Республики Тыва, в данном исправительном учреждении действовала жилищная комиссия, которая ведет журнал учета сотрудников исправительного учреждения №, принятых на учет для улучшения жилищных условий. В журнале учета и регистраций Анай-оол В.Х. был зарегистрирован в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. При увольнении со службы журнал, об утрате которого заявляют представители ИК №, он сдал, между тем УФСИН России по РТ ссылается на то, что он забрал журнал и не вернул обратно. В 1993 году он сам (О.) был поставлен на учет, в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, истец был поставлен на учет до этого времени.
Жилое помещение по адресу: **, в котором истец проживал со своей супругой, было приобретено А. (сыном истца) по договору купли-продажи от 05.03.2007 г. (право собственности зарегистрировано 25.04.2007 г.), общая площадь 2-х этажного жилого дома составляет ** кв.м.
Согласно договором найма от 29.08.2011 г., 20.11.2013, А. выступает наймодателем, а Анай-оол В.Х. – нанимателем жилого дома расположенного по адресу: **.
Брак истца и Л. заключен 24 августа 1985 года.
Согласно выписке из ЕГРН от 26.12.2013 г., истцу на праве собственности принадлежала ** квартира по адресу: **, площадь ** кв.м., приобретена 2 октября 2008 года, дата государственной регистрации прекращения права – 5 мая 2011 г.
Как следует из выписок из ЕГРН от 26.12.2013 г., 26.07.2021 г., супруге истца Л. на праве собственности принадлежали: квартира по адресу: **, площадь ** кв.м., приобретена в 2004 году, прекращение права зарегистрировано 21 июля 2006 года; нежилое помещение по адресу: **, площадь ** кв.м., приобретено в марте 2011 года, прекращение права зарегистрировано 30 августа 2012 года; земельный участок и садовый дом (назначение: жилое) по адресу: **, приобретены в 2009-2010 годах, прекращение права зарегистрировано 07.09.2011 г.; жилое помещение (** кв.м.) и земельный участок в с/т «**» сельского поселения **, были приобретены 24 сентября 2004 года, 21 июня 2005 года, прекращение права собственности зарегистрировано 26.07.2005 г.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, являясь действующим сотрудником ФСИН, истец подавал рапорт о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, ему было отказано решением комиссии от 04.02.2014 г., данное решение комиссии им не обжалован; в период прохождения службы не был поставлен на данный учет; вновь он с заявлением о постановке на учет обращался лишь в 2019 году – после увольнения со службы; отказ комиссии УФСИН России по РТ от 11.04.2019 г. истцом также не оспорен.
С вышеуказанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
Как следует из частей 1-3 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Проверив материалы дела, судебная коллегия считает, что вышеизложенные выводы суда первой инстанции основаны на надлежащих доказательствах – относимых, допустимых и достоверных, они в отдельности и совокупности подтверждают выводы суда.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу положений ст. ст. 39, 131 ГПК РФ право определения предмета и основания иска принадлежит истцу.
Как следует из общих правил ст. ст. 196, 198 ГПК РФ, суд обязан рассмотреть дело в пределах заявленных требований, изложив в решении выводы о согласии либо несогласии с заявленными основаниями иска.
В абзаце втором п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.
Как указывалось выше, Анай-оолом В.Х. при предъявлении настоящего иска заявлено одно требование – о возложении на ответчиков обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом им не оспорены вышеуказанные отказы комиссий от 04.02.2014 г., 11.04.2019 г. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, не заявлено исковое требование о принятии на такой учет.
Истцом не доказан факт того, что в период службы в системе ФСИН, в том числе в ИК-№ в ** (откуда был потом переведен на службу в ФКУ СИЗО №), он был принят на вышеуказанный учет, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Непринятие истца на такие учеты также подтверждаются ответами ФКУ ИК-№, УФСИН России по РТ на запросы суда апелляционной инстанции.
Оценивая вышеуказанные показания свидетеля О. по правилам ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что в данном споре они не могут признаны относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами; исходя из характера спора, приведенных выше данных, юридически значимые обстоятельства по настоящему делу не могут быть доказаны, подтверждены объяснениями свидетеля.
Исходя из приведенных выше норм Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, Правил, обязательное условие для предоставления единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения – постановка перед этим на соответствующий учет, отсутствие сотрудника на таком учете исключает предоставление этой выплаты.
Как указывалось выше, в силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, если только он был принят в период прохождения службы на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Истец Анай-оол В.Х. не был принят в период прохождения службы на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
В удовлетворении заявления истца о постановке на учет, поданного в период прохождения службы в 2014 году, отказано, данный отказ им не обжалован.
Системное толкование приведенных выше положений Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, Правил указывает на то, что заявление о принятии на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты гражданин вправе подать только в период прохождения службы; после увольнения со службы данную выплату гражданин может получить, если он был принят на учет в период прохождения службы.
Второе заявление Анай-оолом В.Х. о принятии на учет, как указывалось выше, подано после увольнения; решением комиссии от 11 апреля 2019 года отказано в удовлетворении данного заявления, исковое требование о признании незаконным этого решения им не заявлено.
При этом, исходя из вышеприведенных в нем оснований для отказа в принятии истца на учет, судебная коллегия решение комиссии от 11 апреля 2019 года считает правомерным.
При таких обстоятельствах иск Анай-оола В.Х. о возложении на ответчиков обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения нельзя признать обоснованным, в его удовлетворении суд первой инстанции правильно отказал.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приводившимся истцом в суде первой инстанции, они являлись предметом исследования и оценки суда, по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального, процессуального права, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, установил все обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дав им надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.
Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение 3-х месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи