Решение от 23.11.2023 по делу № 8Г-10880/2023 [88-10972/2023] от 24.10.2023

88-10972/2023

2-2156/2023

27RS0004-01-2023-001979-80

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

                    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 ноября 2023 года                                                 г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей     юрисдикции в составе

Председательствующего Саломатиной Л.А.,

судей Егоровой А.И., Воробьевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска, действующего в интересах ФИО1, к Краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский психоневрологический интернат» о взыскании денежных средств,

по кассационной жалобе Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 июля 2023 года,

Заслушав доклад судьи Егоровой А.И., выслушав возражения прокурора Скарлухина М.А.,

установила:

прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о взыскании денежных средств.

В обоснование требований указал, что по результатам прокурорской проверки выявлены нарушения действующего законодательства о социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов. Установлено, что 1 декабря 2021 года между ФИО1 и КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, по условиям которого размер ежемесячной платы не может превышать 75% среднедушевого дохода ФИО1, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно». Включение в расчет платы за предоставляемые интернатом социальные услуги помимо пенсии, суммы, начисляемой ФИО1, ежемесячной денежной выплаты противоречит положениям статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Общая сумма необоснованных удержаний составила <данные изъяты> рублей.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд взыскать с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1 незаконно удержанные за период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2022 года денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.

Решением Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. С КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1 взысканы удержанные за период 2020-2022 года денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в качестве платы за предоставленные социальные услуги.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 июля 2023 года решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Помимо прокурора, другие участники процесса в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.

В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления ФИО1 в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

В соответствии с названным федеральным законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 года № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».

Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

С 1 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Из части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ следует, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Вместе с тем в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 288 декабря 2013 года № 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Поскольку ФИО1 социальные услуги начали оказываться до вступления 1 января 2015 года в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, применив по ходатайству ответчика срок исковой давности в отношении заявленных требований о взыскании неосновательного обогащения за период с июля по декабрь 2019 год, пришли к правильному выводу о том, что на момент введения нового правового регулирования, возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем ФИО1 обязан оплачивать социальные услуги в размере, не более 75 процентов получаемой им пенсии.

Доводы жалобы о расширении объема социальных услуг новым правовым регулированием, введенным с 1 января 2015 года, вынужденность изменения условий оплаты социальных услуг при заключении договора с ФИО1 1 декабря 2021 года, противоречит части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которая устанавливает запрет на повышение для граждан, получавших социальное обслуживание в стационарной форме до 1 января 2015 года, размера платы за предоставление им социальных услуг, определенного по состоянию на 31 декабря 2014 года, - одного из существенных условий договора о предоставлении социальных услуг.

Правильность избранной судами позиции по делу подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2022 года № 78-КГ22-36-К3, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2021 года № 36-КГ21-4-К2).

По существу изложенные ответчиком в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, заявлявшимся им в судах нижестоящих инстанций и получившим соответствующую правовую оценку, при этом о нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не свидетельствуют.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-10880/2023 [88-10972/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Скарлухин М.А.
Русин Андрей Николаевич
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска
Ответчики
КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат"
Другие
Министерство социальной защиты населения Хабаровского края
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
23.11.2023Судебное заседание
23.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее