Решение по делу № 8Г-10502/2020 [88-1156/2021 - (88-10511/2020)] от 14.12.2020

    88-10511/2020

    41RS0001-01-2019-012346-55

    Девятый кассационный суд общей юрисдикции

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    04 февраля 2021 года                                                        город Владивосток

    Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Власенко И.Г.,

    судей Виноградовой О.Н., Аноприенко К.В.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткаченко Христины Викторовны к ПАО "Камчатскэнерго" о признании нарушенным порядка расчета платы за коммунальную услугу

    по кассационной жалобе Ткаченко Христины Викторовны на решение Петропавловска-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.

    Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

    Ткаченко Х.В. обратилась с иском к ПАО «Камчатскэнерго» о перерасчете платы за электроэнергию.

    В обоснование исковых требований указала, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии тип: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с межповерочным интервалом 10 лет на что было указано в платежных документах ПАО «Камчатскэнерго» за период с года по июнь года. Коммунальные услуги предоставлялись собственникам ресурсоснабжающей организацией напрямую. С ДД.ММ.ГГГГ года показания индивидуального прибора учета она не передавала, объем потребления и расчет платы производился ответчиком расчетным способом, исходя из нормативов потребления. В соответствии с актом поверки от ДД.ММ.ГГГГ ответчик произвел установку нового прибора учета электроэнергии на фасад сблокированного жилого здания, зафиксировав первоначальные показания ИПУ в размере 000374 кВт. В ДД.ММ.ГГГГ года ей выставлен в квитанции счет на оплату электроэнергии     в размере 299 819 руб. 52 коп., определенный расчетным путем, исходя из объема потреблённой энергии по демонтированному прибору учета с момента установки в размере 57239,0 кВт. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ПАО «Камчатскэнерго» с заявлением о сторнировании суммы задолженности, ДД.ММ.ГГГГ - с претензией, однако получила отказ ответчика.    Поскольку оплата электроэнергии произведена ПАО «Камчатскэнерго» исходя из нормативов потребления, полагает, что отсутствуют основания для перерасчета платы за электрическую энергию по прибору учета, срок поверки которого истек.

    С учетом уточненных требований, просила признать нарушенным порядок расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению по лицевому счету за ДД.ММ.ГГГГ года, возложить на ПАО «Камчатскэнерго» обязанность произвести расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению за ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из установленных нормативов потребления, уменьшив сумму долга на 271 776 руб. 96 коп., взыскать штраф за нарушение порядка расчёта платы за коммунальную услугу по электроснабжению в размере 135 888 руб. 48 коп., компенсацию морального вреда в сумме 70000 руб.

     Представитель истца поддержала уточненные исковые требования по изложенным в иске доводам, пояснила, что в настоящее время истец произвела оплату начисленного долга, в связи с отчуждением помещения. Такая оплата не является признанием долга, поскольку истцу причинен неосновательный ущерб, указала на истечение срока поверки прибора учета.

     Представитель ПАО «Камчатскэнерго» в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на их необоснованность.

    Решением Петропавловска-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.

    В кассационной жалобе Ткаченко Х.В., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции. В жалобе указано на истечение срока поверки, неправильное применение пункта 61 Правил №354, который имеет отношение к подаче потребителем показателей потребленной электроэнергии, в то время как ей производилось начисление расчетным способом по нормативу.

    Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали.

     В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

     Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.

     В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

    По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).

    Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1). Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2).

       Частью 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в т.ч. в помещениях, которые не имеют приборов учета, с учетом повышающих коэффициентов к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

        Из материалов дела и судом установлено, что Ткаченко Х.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В указанной квартире установлен прибор учёта , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска с межповерочным интервалом 10 лет.

        Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Ткаченко Х.В. производится начисление платы по нормативу, т.к. она прекратила подачу показателей индивидуального прибора учета, что не отрицала при рассмотрении дела.

         ДД.ММ.ГГГГ, согласно акту проверки (допуска в эксплуатацию), на фасаде многоквартирного дома по <адрес> установлен новый прибор учета с показаниями 000374. Одновременно зафиксированы показания прибора учёта , который установлен внутри жилого помещения с показаниями 16 310 кВт, в связи с чем произведены доначисления платы между нормативными значениями и фактически показаниями прибора учета.

        Расчет произведен из ранее представленных показаний – 57 238 кВт, снятых показаний 16310 кВт по формуле: 99 999 кВт (предельное значение прибора учета после которого цифры обнуляются) – 57 238 кВт +16310 кВт = 59 072 кВт х тариф 4 руб. 68 коп.), в ДД.ММ.ГГГГ года к оплате предъявлено 276 456 руб. 96 коп., с учетом текущей задолженности - 299 819 руб. 52 коп.

         ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко Х.В. направила в адрес ПАО «Камчатскэнерго» заявление о сторнировании суммы задолженности в платёжных документах, которое оставлено без удовлетворения.

     Разрешая спор, суд первой инстанции, указал на отсутствие доказательств, свидетельствующих о неисправности прибора учета, установленного в квартире истца, и пришел к выводу о праве ресурсоснабжающей организации доначислить к ранее применяемому расчету по норме потребления расчет, который произведен по показаниям прибора учета.

     Выводы суда мотивированы пунктом 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее Правила № 354), согласно которому в случае, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

    Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. Если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

     Доводы кассационной жалобы о том, что предусмотренные пунктом 61 Правил № 354 условия перерасчета имеют отношение только к той ситуации, когда показания подаются потребителем, в то время как она таких показания не подавала основаны на неверном толковании норм материального права.

      Согласно пп. "г" п. 34 Правил № 354 потребитель в целях учета потребленных коммунальных услуг обязан использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку.

    Потребитель обязан: своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пп. «и» пункта 34 Правил № 354).

      Подпункт "д" п. 34 Правил N 354 определяет, что потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

         В силу п. 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

      Из вышеуказанных норм закона следует, что именно на собственнике жилого помещения лежит обязанность по сохранности, своевременной замене приборов учета, в т.ч. оплате потребленной электроэнергии по ее фактическому потреблению, в связи с чем порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги за месяцы, предшествующие расчетному, приведенный в пункте 61 Правил N 354, может быть использован для остальных случаев перерасчета при наличии исправного прибора учета.

      Вместе с тем, доводы кассационной жалобы о том, что судом не дал оценки всем обстоятельствам дела, связанным с отсутствием доказательств пригодности прибора учета к эксплуатации на дату замены прибора учета, являются обоснованными.

Согласно пункту 82 Правил № 354 исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, за исключением случаев, если прибор учета электрической энергии установлен начиная с 1 июля 2020 года.

               Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета электрической энергии расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. В случаях, установленных пунктом 80(1) настоящих Правил, указанные проверки проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией (пункт 83 Правил).

               При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд, за исключением случаев присоединения общих (квартирных) приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета, исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета ( пункт 84 Правил).

       Закон обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергоресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

       Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета, определенным законодательством об электроэнергетике, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов, в том числе периодичности поверки (ст. 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", далее - Закон N 102-ФЗ).

     Из положений Закона N 102-ФЗ (пп. 2, 17 ст. 2, п. 1 ст. 5 и ст. 9, п. 1 ст. 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается; истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.

      Последствием истечения срока межповерочного интервала является применение расчетного способа определения платы за электрическую энергию ретроспективно с даты истечения срока поверки по правилам безучетного потребления, а также с момента проверки до подтверждения соответствия прибора учета (системы учета) метрологическим требованиям или их замены (пп. 166, 179 и 180 Основных положений N 442).

      В этой связи законом предусмотрены определенные требования к процедуре проведения проверки и порядку фиксации ее результатов.

      Так, согласно абзацу второму п. 172 Основных положений N 442, помимо сведений, которые указаны в пункте 85(1) Правил №354, проверка расчетных приборов учета включает визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, определение соответствия приборов учета установленным требованиям, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета.

        Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки. Результатом такой проверки является составление акта проверки (п. 176 Основных положений N 442), а в случае безучетного потребления - акта о неучтенном потреблении (п. 193 Основных положений N 442).

                   Как следует из материалов дела, такой проверки филиалом Энергосбыт ПАО «Камчатскэнерго» не проводилось, доначисление платы за потребленной ресурс произведено на основании Акта проверки (допуска в эксплуатацию) нового измерительного прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ, где указаны: номер ранее установленного прибора учета, пломба «Энергосбыт» и текущие показатели. Инструментальная проверка достоверности указанного прибора учета не проводилась.

    В соответствии со ст. 37 Федерального Закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» после 1 января 2022 года предусмотрена обязанность гарантирующих поставщиков и сетевых организаций по замене приборов учета электрической энергии с наличием минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

    До указанной даты основанием для установки и замены прибора учета является отсутствие, выход из строя, истечение срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности).

    Аналогичные условия предусмотрены пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года №442, согласно которому установка, замена и допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии производится гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями в двух случаях:

     при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику);

      в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии (мощности), за исключением установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике" случаев оснащения вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домов индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

        Сведений о причинах замены в ДД.ММ.ГГГГ года прибора учета ответчиком не представлено, в то время как указанное обстоятельство в виду приведенных выше нормативных положений свидетельствует об обоснованности доводов Ткаченко Х.В. В Акте указано, что основанием установки явилась заявка абонента, в то время как в материалах дела такие сведения отсутствуют.

        Согласно п.59 Правил №354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

             а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях);

           б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях);

            в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "д" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.

              На основании пункта 60 Правил № 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

    Сведений о том, как расчетным способом производились начисление Ткаченко Х.В. оплаты – расчетным способом по нормативу либо по нормативу с учетом повышающего коэффициента материалы дела не содержат, в то время как согласно указанных выше норм основанием для применения повышающего коэффициента является предусмотренные законом случаи: отсутствие прибора учета либо нахождение его в неисправном состоянии, истечение срока поверки, а равное иные аналогичные условия

                 Разрешая спор, суд первой инстанции оставил без внимания, что приведенный в пункте 61 Правил N 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды, в связи с чем, для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.

               Это же следует из пункта 2 письма Минстроя России от 10.02.2017 №4070-АТ\04 «О перерасчете платы за отдельные виды коммунальных услуг», где дано разъяснение о методике перерасчета размера платы за коммунальные услуги, согласно которому перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 61 Правил N 354 представляет собой разность начальных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, переданных ранее исполнителю коммунальных услуг, и переданных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в более поздний период с учетом платы, начисленной за период непредставления показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.

       Юридически значимым в настоящем споре являлось определение даты установки прибора учета и опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета (год, месяц, день), установление срока проведения последней поверки, выяснение причин замены прибора учета, вопроса о дате получения ПАО «Камчатскэнерго» расчетной величины по индивидуальному прибору учета 57 238 кВт, внесении истцом платы с этого времени до июня 2018 года, определение с учетом этих значений разницы к взысканию при условии, что Ткаченко Х.В. производилось начисление по нормативу без применения повышающего коэффициента, а в случае применения такого коэффициента дать оценку применительно к случаям, предусмотренным "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил. При наличии необходимости обсудить вопрос о проведении проверки прибора учета, согласно п.2 ст. 13 Федерального Закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

        В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.

        Между тем, в нарушение требований статей 56, 67, 196 ГПК РФ юридически значимые обстоятельства применительно к тем задачам, которые были поставлены перед судом, установлены не были.    Суд первой инстанции в нарушение указанных норм процессуального права не определил данные обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора. Несмотря на то, что приведенные в настоящем определении документы о производственной деятельности были представлены суду, они не вошли в предмет доказывания и не получили правовой оценки суда.

     Это нарушение не было устранено и судом апелляционной инстанции, который, как следует из кассационной жалобы и материалов дела, не принял во внимание приведенные в апелляционной жалобе аналогичные доводы.

      Допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права повлияли на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истца, в связи с чем суд кассационной инстанций находит необходимым отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

      При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с нормами закона, подлежащими применению к спорным отношениям, с учетом их толкования, данного в настоящем определении, и в соответствии с установленными обстоятельствами.

    Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

    о п р е д е л и л а:

    решение Петропавловска-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Направить материалы дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    Председательствующий

    Судьи

8Г-10502/2020 [88-1156/2021 - (88-10511/2020)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Ткаченко Христина Викторовна
Ответчики
ПАО "Камчатскэнерго"
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Власенко Ирина Гавриловна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
04.02.2021Судебное заседание
04.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее