Дело № 2-95/2024 УИД 32RS0031-01-2023-000854-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 марта 2024 года г. Трубчевск Брянской области
Трубчевский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Прибыльновой Т.П.,
при секретаре Крюковой А.И.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Трубчевского района Картунова В.В.,
представителя ответчика - администрации Трубчевского муниципального района Брянской области - Москалевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Трубчевского района Брянской области к Обществу с ограниченной ответственности «Трубчевское транспортное предприятие», администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Трубчевского района Брянской области в интересах неопределённого округа лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, в том числе требований антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры выявлены нарушения норм действующего законодательства. Установлено, что между администрацией Трубчевского муниципального района и ООО «Трубчевское транспортное предприятие» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного пользования №. Согласно договору здание автовокзала, расположенное по адресу: <адрес>, относящееся к IV категории объекта транспортной инфраструктуры, передано в пользование ООО «Трубчевское транспортное предприятие» сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Аналогичные договоры заключался и ранее с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ответчиками заключен договор безвозмездного пользования № на период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в нарушение Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16–ФЗ «О транспортной безопасности», а также Требований к транспортной безопасности, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года № 1642 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта», - ответчики не уведомили Федеральное дорожное агентство о переходе права пользования объектом, не обеспечили проведение оценки уязвимости объекта, не разработали план обеспечения безопасности объекта. Прокурор, с учетом уточненных требований, просил суд обязать ООО «Трубчевское автотранспортное предприятие» и администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области проинформировать Федеральное дорожное агентство о переходе права использования на объект транспортной инфраструктуры – здание автовокзала; обеспечить проведение оценки уязвимости объекта и представить в Федеральное дорожное агентство на утверждение результаты; после утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, разработать и представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечен Департамент промышленности, транспорта и связи <адрес>.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований: проинформировать Федеральное дорожное агентство о переходе права использования на объект транспортной инфраструктуры – здание автовокзала, прекращено, в связи с отказом прокурора от иска в указанной части, ввиду добровольного исполнения требований.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора <адрес> Картунов В.В. поддержал заявленные требования о понуждении ответчиков обеспечить проведение оценки уязвимости объекта – здания автовокзала, расположенное по адресу: <адрес>, и представить в Федеральное дорожное агентство на утверждение результаты; после утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, разработать и представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта, по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что поскольку собственником здания автовокзала является администрация <адрес>, которая обязана выделять денежные средства на финансирование мероприятий по содержанию здания, а предприятие, оказывающее услуги по перевозкам в силу заключенного ответчиками договора безвозмездного пользования имуществом, является эксплуатирующей организацией, то проведение оценки уязвимости объекта, и план обеспечения его безопасности, должны нести солидарную обязанность в рамках заявленных исковых требований.
Представитель административного ответчика - администрации Трубчевского муниципального района - Москалева О.А. в судебном заседании исковые требования посчитала не обоснованными, по основаниям указанным в отзыве. Полагает, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, а субъектом, которому надлежит выполнить указанные прокурором действия, является ООО «Трубчевское транспортное предприятие». В соответствии с заключенным договором безвозмездного пользования имуществом именно ссудополучатель обязан использовать здание в соответствии с нормами эксплуатации с соблюдением технических и противопожарных норм, в связи с чем расходы по осуществлению антитеррористических мероприятий должны быть возложены на ООО «Трубчевское транспортное предприятие».
Представитель ответчика ООО «Трубчевское транспортное предприятие» и третьего лица Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дате и времени рассмотрения дела.
В ранее состоявшихся судебных заседаниях представители ответчика - ООО «Трубчевское транспортное предприятие» - Космачев А.И. и Волкова О.А. исковые требования к ООО «Трубчевское транспортное предприятие» посчитали не обоснованными. Указали, что в договоре безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ № заключенного с администрацией <адрес> не указано, что на транспортное предприятие возложена обязанность осуществление мероприятий по транспортной безопасности. Полагают, что в штате собственника здания автовокзала должны быть ответственные лица, которые должны заниматься оценкой уязвимости объекта, здания автовокзала и разработкой плана обеспечения его безопасности.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица..
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Трубчевского района в мае 2023 года проведена проверка исполнения требований законодательства в области антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала г. Трубчевск.
В ходе проверки установлено, что между администрацией Трубчевского муниципального района <адрес> и ООО «Трубчевское транспортное предприятие» был заключен договор безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ № здания автовокзала. При этом в нарушение федерального законодательства о транспортной безопасности Федеральное дорожное агентство не было уведомлено о переходе прав пользования на объект транспортной инфраструктуры относящийся к IV категории, не была проведена оценка уязвимости объекта, результаты не представлены в Федеральное дорожное агентство на утверждение, также не был разработан план обеспечения безопасности объекта.
В адрес ООО «Трубчевское транспортное предприятие» ДД.ММ.ГГГГ прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Из ответа генерального директора ООО «Трубчевское транспортное предприятие» Космачева А.П. следует, что ранее оценка уязвимости объекта проводилась администрацией Трубчевского муниципального района, которая является собственником здания автовокзала. При этом он неоднократно обращался в организацию для проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, но ведение работ по реконструкции (капитальному ремонту) здания: замене деревянных оконных рам на пластиковые, замене входных металлических конструкций на пластиковые, работ по укладке напольной плитки, замене внутренних дверей помещения, монтаж подвесного потолка и др., имелись препятствия для проведения оценки уязвимости объекта. Кроме этого договоры с администрацией о безвозмездном пользовании здания автовокзала заключаются на короткие сроки, в связи с чем, им предприняты меры о направлении в администрацию письма для решения указанных вопросов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Как следует из ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта, при этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 Закона).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 г. № 1642 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта (далее - Требование № 1642).
Как следует из абз. 3 п.п. 17 п. 7 Требований № 1642 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны при переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление в Федеральное дорожное агентство на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры).
В соответствии с п. 6, п. 7 ст. 9 Устава Трубчевского муниципального района, к вопросам местного значения муниципального района относятся: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Статьей 51 Устава также определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти <адрес> и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (п.2).
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что здание автовокзала с кадастровым номером №, площадью 580,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования «Трубчевский муниципальный район <адрес>». Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, при этом каких либо сведений о переходе прав собственности от Трубчевского муниципального района к иному лицу, либо обременений в виде аренды здания автовокзала, выписка из ЕГРН не содержит.
В Реестр категорирования объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта ДД.ММ.ГГГГ под номером № значится автовокзал г. Трубчевск с присвоенной ДД.ММ.ГГГГ четвертой категорией.
В соответствии с п. 1.4 Положения об администрации Трубчевского муниципального района, утвержденного решением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация от имени Трубчевского муниципального района приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности в соответствии с федеральными законами, законами <адрес> и муниципальными правовыми актами Трубчевского муниципального района.
По договорам безвозмездного пользования заключенным администрацией района с ООО «Трубчевское транспортное предприятие» от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ № здание автовокзала, расположенное по адресу: <адрес>, передано в пользование ООО «Трубчевское транспортное предприятие». Аналогичные договоры заключались и ранее с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установлено, что в настоящее время действует договор безвозмездного пользования здания автовокзала г. Трубчевск от ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с разделом 3 договора от ДД.ММ.ГГГГ № ссудополучатель обязуется бережно относиться к полученному имуществу, использовать его по прямому назначению, и нести ответственность за сохранность имущества, соблюдать технические, санитарные пожарные и иные нормы при использовании имущества, проводить уборку помещений.
На момент рассмотрения дела ответчиками выполнено одно из заявленных прокурором требований, Федеральное дорожное агентство проинформировано о переходе права использования на объект транспортной инфраструктуры – здание автовокзала.
Требования прокурора, направленные на защиту прав неопределенного круга лиц от террористической деятельности, а также транспортную безопасность не исполнены до настоящего времени, а потому суд приходит к выводу, что данные исковые требования являются обоснованными. Поскольку установленные судом обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что имеет место нарушение Федерального закона «О транспортной безопасности», а также «О противодействии терроризму», выполнение таких обязанностей направлено на обеспечение безопасности от наступления неблагоприятных последствий для жизни и здоровья неопределенного круга граждан, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
При этом суд учитывает, что территория Трубчевского района Брянской области является приграничной территорией с сопредельным государством Украина, где с 24 февраля 2022 года проводится специальная военная операция, на территории Брянской области и введен высокий (желтый) уровень террористической опасности.
Возражения ответчиков судом не принимаются, поскольку администрация района как собственник имущества (ссудодатель), а ООО «Трубчевское транспортное предприятие» (ссудополучатель) являясь пользователем имущества обязаны обеспечивать его транспортную безопасность, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в равной мере и в равном объеме должны участвовать в мероприятиях направленных на минимизацию рисков последствий, которые могут наступить в результате не проведения мероприятий антитеррористической направленности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░/░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» (░░░/░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>; ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.