Дело № 2-109/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Верхневилюйск 05 мая 2022 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Егоровой Н.Е., с участием,
старшего помощника прокурора Верхневилюйского района Макаровой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Верхневилюйского района Николаева П.Д. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности принятию мер по приведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МР «Верхневилюйский улус (район)» в соответствие с требованиям санитарными правилами и нормами,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Николаев П.Д. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – администрация МР «Верхневилюйский улус (район)») об обязании ответчика в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда, принять меры по приведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МР «Верхневилюйский улус (район)» в соответствие с санитарными правилами и нормами.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Верхневилюйского района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления. По результатам которой в отношении всех объектов накопления твердых коммунальных отходов Верхневилюйского района, отраженных в Схеме размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МР «Верхневилюйский улус (район)», утвержденной распоряжением администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» № 331-р от 03 апреля 2019 года установлены нарушения СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 3 (далее по тексту - Правила). Так, в нарушение пунктов 3 и 6 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не обустроены контейнерами для накопления твердых коммунальных отходов, автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов. Названные места имеют только ограждения, отходы складываются непосредственно на твердое покрытие площадок. В нарушение п. 9 Правил при накоплении отходов владельцем площадок не исключается возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку, отходы складываются непосредственно на твердое покрытие площадок. В нарушение п. 8 Правил владельцем площадок не обеспечивается проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Правилам. В нарушение п. 10 Правил контейнерные площадки после погрузки отходов в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке не очищаются от отходов владельцем площадок.
Ответчик администрация МР «Верхневилюйский улус (район)», будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания явку своего представителя не обеспечила. Представителем ответчика внесено ходатайство, которым просит рассмотреть дело без его участия, а также предоставил письменный отзыв на исковое заявление, в котором не оспаривая требования прокуратуры, просит установить срок исполнения решения суда на два года, с момента его вступления в законную силу, мотивируя это тем, что в бюджете МР «Верхневилюйский улус (район)» на 2022 год финансирование на строительство, обустройство и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов не предусмотрено. Финансирование по данной подпрограмме предусмотрено только на 2023-2026 года.
При указанных обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Макарова И.М. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Выслушав доводы старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии ст.ст. 41, 42 Конституции РФ гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Аналогичные требования закреплены в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Так, в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 3 указанной статьи органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами установлены ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2009 года 688-З № 267-IV «Об отходах производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия)».
Таким образом, указанное правовое регулирование возлагает на орган местного самоуправления муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих действующему законодательству, и их содержание на территории сельских поселений Верхневилюйского района.
Как установлено п. 4 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039. Согласно пункту 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В силу пункта 11 Правил реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны создавать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования в случаях, когда такая обязанность не возложена законодательно на других лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Так в соответствии с пунктами 3, 6, 8-10 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО. Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам. При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку. Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
Проведенной прокуратурой района проверки в отношении всех объектов накопления твердых коммунальных отходов, отраженных в Схеме размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Верхневилюйского района, площадки для сбора твердых коммунальных отходов, не обустроены в соответствии требованиям пунктов 3, 6, 8-10 СанПиН 2.1.3684-21.
Выявленные нарушения санитарных правил и норм отражены в акте санитарного обследования ТО Управления Роспотребнадзора в Вилюйском (Верхневилюйском) районе от 30 марта 2022 года.
Ответчиком, доказательства подтверждающие обратное, либо о том, что выявленные в результате проведенной проверки нарушения санитарных требований по обустройству контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов устранены, суду не представлены.
В результате несоблюдения ответчиком требований СанПиН 2.1.3684-21 в части обустройства площадок для накопления твердых коммунальных отходов, безусловно, нарушены конституционные права граждан, проживающих на территории МР «Верхневилюйский улус (район)» на благоприятную окружающую среду, влечет за собой создание неблагоприятной эпидемиологической ситуации, а также оказывает негативное влияние на санитарно-эпидемиологическое состояние.
Следовательно, исковые требования прокурора по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МР «Верхневилюйский улус (район)» в соответствии с требованиями санитарных правил и норм подлежит удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает установление срока для исполнения решения в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу правильным, данный срок с учетом объема и характера мероприятий, которые необходимо провести ответчику является разумным и достаточным для исполнения решения суда. Предоставление ответчику более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведет к ущемлению конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду.
При этом суд полагает, что при наличии соответствующих обстоятельств, а также достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения с момента его вступления в законную силу, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке ч. 1 ст. 203 ГПК РФ.
При подаче искового заявления в суд прокурор в силу подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются также органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков. Таким образом, ответчик по настоящему делу подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Верхневилюйского района Николаева П.Д. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу, привести (обустроить) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, включенных в Схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МР «Верхневилюйский улус (район)», утвержденной распоряжением главы МР «Верхневилюйский улус (район)» от 30 декабря 2020 года № 1179-р, в соответствие с требованиями санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца через Верхневилюйский районный суд.
Председательствующий судья: А.А. Никифоров