РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2019 года с. Александровка
Александровский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,
при секретаре судебного заседания Баджурак О.Н.,
с участием представителя административного истца –помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Шошина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации МО «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, в обоснование которого указал, что прокуратурой Александровского района в ходе проведенной проверки состояния законности и правопорядка при исполнении органами местного самоуправления требований законодательства регламентирующего основы обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации МО «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области выявлены факты нарушения положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131), Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ № 89), Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ № 52), Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7).
Установлено, что администрацией Чебоксаровского сельсовета Александровского района в нарушение норм и требований действующего законодательства, не утверждена форма заявки для включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории МО «Чебоксаровский сельсовет», ввиду чего нарушаются законные права неопределенного круга лиц, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Указал, что на территории населенных пунктов Чебоксаровского сельсовета места накопления твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, определены в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр), размещенным в сети «Интернет» на сайте МО «Чебоксаровский сельсовет». При этом, порядок включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Чебоксаровского сельсовета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы и отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, администрацией Чебоксаровского сельсовета не регламентирован. Форма заявки (заявления) для включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в существующий реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов администрацией Чебоксаровского сельсовета не утверждалась.
Административный истец полагал, что бездействие администрации муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, в случае возникновения неупорядоченного и бесконтрольного складирования отходов, создает угрозу загрязнения почв отходами производства и потребления, нарушает возможность обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории.
Просил суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации порядка включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования; обязать администрацию муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в срок до 01.01.2020 разработать и утвердить порядок включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, а также форму заявки для включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования, разместить вышеназванный порядок и форму заявки на официальном сайте муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в сети «Интернет».
В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Александровского района Шошин А.А. поддержал требования административного искового заявления, дал пояснения, аналогичные содержащимся в тексте административного иска.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административный ответчик представителя для участия в судебном заседании не направил.
В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка административного ответчика по настоящему делу судом не признана обязательной, судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с положениями ст. 11 ФЗ № 52 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг при их реализации населению.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ № 52 в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ № 52 отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положений ст. 3 ФЗ № 7 в число основных принципов охраны окружающей среды входят соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
При этом, в соответствии с ч.1 ст. 13 ФЗ № 7 органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131, ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с совокупностью положений п.1, п.3 ст. 8 ФЗ № 89, п. 18 ч.1 ст. 14, ч.3 ст. 14 ФЗ № 131, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», также отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с положениями ст. 1 ФЗ № 89 к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно п.1 ст. 13.4 ФЗ № 89 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п. 3 ст. 13.4 ФЗ № 89 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Согласно п.4 ст. 13.4 ФЗ № 89 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся в п. 3 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее – Правила обустройства площадок). При этом, в соответствии с п. 4 вышеназванных Правил обустройства площадок, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Согласно п. 5 Правил обустройства площадок уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления
В соответствии с п. 6 Правил обустройства площадок в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос).
Согласно п. 9 Правил обустройства площадок о принятом решении уполномоченный орган уведомляет заявителя в срок, установленный пунктами 5 и 6 настоящих Правил. В решении об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в обязательном порядке указывается основание такого отказа.
Согласно ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (далее ФЗ № 149) граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Исходя из положений ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация размещаемая указанными органами в сети «Интернет» содержит, в том числе, информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положений ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
В соответствии со ст. 5 ФЗ № 210 при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.
Из анализа указанных норм следует, что администрацией муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» в нарушение действующего законодательства бездействие администрации Чебоксаровского сельсовета, выразившееся в виде непринятия мер по организации порядка включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Чебоксаровского сельсовета, нарушает право заявителей на получение полной, актуальной и достоверной информации о данной процедуре и препятствует реализации собственниками отходов возможности осуществлять накопление данных отходов в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды.
При этом, порядок включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Чебоксаровского сельсовета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы и отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, администрацией Чебоксаровского сельсовета не регламентирован. Форма заявки (заявления) для включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в существующий реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов администрацией Чебоксаровского сельсовета не утверждалась, о чем свидетельствует акт проверки (л.д. 9).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в случае возникновения неупорядоченного и бесконтрольного складирования отходов создается угроза загрязнения почв отходами производства и потребления, нарушается возможность обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым установить срок для выполнения действий административным ответчиком – в срок до 01 января 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Александровского района Оренбургской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации порядка включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования.
Обязать администрацию муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в срок до 01.01.2020 разработать и утвердить порядок включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, а также форму заявки для включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования, разместить вышеназванный порядок и форму заявки на официальном сайте муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий П.Ю. Беймлер
В окончательной форме решение изготовлено 05 ноября 2019 года.
Председательствующий П.Ю. Беймлер