Решение по делу № 2а-444/2019 от 01.10.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2019 года      с. Александровка

Александровский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Баджурак О.Н.,

    с участием представителя административного истца –помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Шошина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации МО «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, в обоснование которого указал, что прокуратурой Александровского района в ходе проведенной проверки состояния законности и правопорядка при исполнении органами местного самоуправления требований законодательства регламентирующего основы обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации МО «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области выявлены факты нарушения положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131), Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ № 89), Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ № 52), Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7).

Установлено, что администрацией Чебоксаровского сельсовета Александровского района в нарушение норм и требований действующего законодательства, не утверждена форма заявки для включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории МО «Чебоксаровский сельсовет», ввиду чего нарушаются законные права неопределенного круга лиц, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Указал, что на территории населенных пунктов Чебоксаровского сельсовета места накопления твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, определены в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр), размещенным в сети «Интернет» на сайте МО «Чебоксаровский сельсовет». При этом, порядок включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Чебоксаровского сельсовета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы и отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, администрацией Чебоксаровского сельсовета не регламентирован. Форма заявки (заявления) для включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в существующий реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов администрацией Чебоксаровского сельсовета не утверждалась.

Административный истец полагал, что бездействие администрации муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, в случае возникновения неупорядоченного и бесконтрольного складирования отходов, создает угрозу загрязнения почв отходами производства и потребления, нарушает возможность обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории.

Просил суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации порядка включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования; обязать администрацию муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в срок до 01.01.2020 разработать и утвердить порядок включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, а также форму заявки для включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования, разместить вышеназванный порядок и форму заявки на официальном сайте муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в сети «Интернет».

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Александровского района Шошин А.А. поддержал требования административного искового заявления, дал пояснения, аналогичные содержащимся в тексте административного иска.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административный ответчик представителя для участия в судебном заседании не направил.

В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка административного ответчика по настоящему делу судом не признана обязательной, судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 11 ФЗ № 52 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг при их реализации населению.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ № 52 в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ № 52 отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положений ст. 3 ФЗ № 7 в число основных принципов охраны окружающей среды входят соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

При этом, в соответствии с ч.1 ст. 13 ФЗ № 7 органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131, ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с совокупностью положений п.1, п.3 ст. 8 ФЗ № 89, п. 18 ч.1 ст. 14, ч.3 ст. 14 ФЗ № 131, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», также отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с положениями ст. 1 ФЗ № 89 к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно п.1 ст. 13.4 ФЗ № 89 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

При этом, в соответствии с п. 3 ст. 13.4 ФЗ № 89 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

Согласно п.4 ст. 13.4 ФЗ № 89 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Аналогичные требования содержатся в п. 3 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее – Правила обустройства площадок). При этом, в соответствии с п. 4 вышеназванных Правил обустройства площадок, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Согласно п. 5 Правил обустройства площадок уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления

В соответствии с п. 6 Правил обустройства площадок в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос).

Согласно п. 9 Правил обустройства площадок о принятом решении уполномоченный орган уведомляет заявителя в срок, установленный пунктами 5 и 6 настоящих Правил. В решении об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в обязательном порядке указывается основание такого отказа.

Согласно ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (далее ФЗ № 149) граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Исходя из положений ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация размещаемая указанными органами в сети «Интернет» содержит, в том числе, информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно положений ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 210 при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.

Из анализа указанных норм следует, что администрацией муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» в нарушение действующего законодательства бездействие администрации Чебоксаровского сельсовета, выразившееся в виде непринятия мер по организации порядка включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Чебоксаровского сельсовета, нарушает право заявителей на получение полной, актуальной и достоверной информации о данной процедуре и препятствует реализации собственниками отходов возможности осуществлять накопление данных отходов в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды.

При этом, порядок включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Чебоксаровского сельсовета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы и отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, администрацией Чебоксаровского сельсовета не регламентирован. Форма заявки (заявления) для включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в существующий реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов администрацией Чебоксаровского сельсовета не утверждалась, о чем свидетельствует акт проверки (л.д. 9).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в случае возникновения неупорядоченного и бесконтрольного складирования отходов создается угроза загрязнения почв отходами производства и потребления, нарушается возможность обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории.

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым установить срок для выполнения действий административным ответчиком – в срок до 01 января 2020 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Александровского района Оренбургской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации порядка включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования.

Обязать администрацию муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в срок до 01.01.2020 разработать и утвердить порядок включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, а также форму заявки для включения сведений о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования, разместить вышеназванный порядок и форму заявки на официальном сайте муниципального образования «Чебоксаровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий П.Ю. Беймлер

В окончательной форме решение изготовлено 05 ноября 2019 года.

Председательствующий П.Ю. Беймлер

2а-444/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Александровского района Филиппов Р.Н
Ответчики
Администрация Чебоксаровского сельсовета
Суд
Александровский районный суд Оренбургской области
Дело на странице суда
aleksandrovsky.orb.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация административного искового заявления
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Подготовка дела (собеседование)
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
27.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2020Дело оформлено
17.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее