Дело № 2-609/2022 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2022 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мелединой Е.Г.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя ответчика ФИО2, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Юго-Камского сельского поселения о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Центральный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к администрации Юго-Камского сельского поселения о возложении обязанности по обеспечению наличия проекта зон санитарной охраны водозаборных сооружений <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; направлении проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения в д. Полуденная в сопровождении документов, предусмотренных п.2.6. Приказа Министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях» в адрес Министерства природных ресурсов <адрес> для утверждения проекта зоны санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ; установлении границ и режима зон санитарной охраны водоисточника д. Полуденная, обеспечении регулирования оборота земель, находящихся в пределах 1-го и 2-го поясов ЗСО согласно п.п.14, п.5 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указано, что основанием для подачи искового заявления являются материалы плановой выездной проверки в отношении МУП «Энергетик» МО «Юго-Камское сельское поселение». В ходе проведения проверки установлено, что проект зон санитарной охраны водозаборных сооружений д. Полуденная не разработан, не согласован с органами Роспотребнадзора, границы зон санитарной охраны водозаборов не утверждены органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что является нарушением п.п. 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, п. 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ. Таким образом, водоснабжение населения Юго-Камский Пермского муниципального района осуществляется из водоисточников, не имеющих разрешений к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление границ и режима зон санитарной охраны водоисточников, нанесение этих границ на градостроительную документацию и регулирование оборота земель, находящихся в пределах 1-го и 2-го поясов ЗСО предоставлены органам исполнительной власти. Несмотря на требования законодательства, администрация Юго-Камского сельского поселения не предпринимала необходимых мер по разработке проектов ЗСО для поверхностного источника водоснабжения в д. Полуденная, установлению границ и режима санитарной охраны этого водоисточника, нанесению границ на градостроительную документацию.
В судебном заседании представитель истца участия не принимал, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель ответчика администрации Юго-Камского сельского поселения – ФИО2 в судебном заседании с требованиями не согласилась лишь в части установления сроков. Из отзыва на исковое заявление следует, что между администрацией Юго-Камского сельского поселения и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» заключен муниципальный контракт № № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение лабораторных исследований воды поверхностного источника водоснабжения <адрес> в <адрес>). Срок проведения работ по контракту: начало ДД.ММ.ГГГГ – окончание ДД.ММ.ГГГГ. Без этих данных невозможно подготовить проект зон санитарной охраны водозаборных сооружений д<адрес>, поэтому просит увеличить сроки, указанные в иске, на один месяц.
Третьи лица ФИО4» представителей в судебное заседание не направили, извещались судом надлежащим образом.
Суд, заслушав доводы представителя ответчика, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В пункте 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ № 322 от 30.06.2004, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
В силу статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно статье 8 указанного Федерального закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1 статьи 18), критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (часть 2 статьи 18).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ред. от 01.04.2020) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе: 1) организация водоснабжения населения; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 10 данного Федерального закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствие со статьей 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (пункт 1.11 Правил).
Пунктом п. 1.5 СанПиН установлено, что зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Согласно п. 1.4 Устава Муниципального унитарного предприятия «Энергетик» муниципального образования №
Основными целями деятельности предприятия является решение таких социальных задач, как водоснабжение и водоотведение (п. 2.1 Устава).
В соответствии с п. 4.2 Устава одним из источников формирования имущества предприятия являются средства целевого бюджетного финансирования.
На основании решения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия «Энергетик» муниципального образования «Юго-Камское сельское поселение» <адрес>. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, в котором установлено, что источником водоснабжения <адрес> и <адрес> является водохранилище на <адрес>. Пруд на <адрес> создан в 1974 году и предназначен для организации хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения <адрес>. С 1974 года пруд полностью не спускался, в 2002 году производили абсорбцию нефтепродуктов. Акватория первого пояса ЗСО не ограждена буями и другими предупредительными знаками, что является нарушением требований п.3.3.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее по тексту СанПиН 2.1.4.1110-02). Оголовок водозабора расположен на глубине пять метров и на расстоянии десять метров от берега. Через оголовок вода по двум самотечным трубопроводам диаметром 350 мм поступает в приемную камеру. Далее насосами вода подается на станцию первого подъема и в камеру с реагентами (сульфат алюминия и полиакриламид), где происходит коагуляция. После камеры смешения вода поступает в контактные осветлители (4 шт.), проходит через слой взвешенного осадка (кварцевый песок), после очистки вода хлорируется гипохлоритом натрия и поступает в резервуар чистой воды емкостью 1000 м3. Из резервуара вода на насосную станцию второго подъема и далее транспортируется в распределительную сеть <адрес>. Здание станции водоподготовки находится в неудовлетворительном состоянии. Крыша в здании протекает, о чем свидетельствует частично обрушившиеся панели и дефекты внутренней отделки (подтёки на потолке и стенах). Кирпичная кладка стены здания при входе разрушается и осыпается в производственные помещения, что не отвечает требованиям п. 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, щих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг». Территория первого пояса зоны санитарной охраны (строгого режима) водозабора огорожена, имеются дорожки с твердым покрытием к сооружениям, что соответствует требованиям п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02. На территории первого пояса ЗСО водозабора отсутствуют высокоствольные деревья, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений, что соответствует требованиям п. 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02. Станция водоподготовки оборудована аппаратурой для систематического контроля соответствия дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, что отвечает требованиям п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02. Станция водоподготовки оборудована краном для отбора проб. Проект зон санитарной охраны водозаборных сооружений д. Полуденная не разработан, не согласован с органами Роспотребнадзора, границы зон санитарной охраны водозаборов не утверждены органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что является нарушением п.1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г № 52-ФЗ. На водозабор д.Полуденная отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на пользование водного объекта для целей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, что не соответствует требованиям п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2, 3 ст. 13 Федерального закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении». В ходе проверки были отобраны пробы и проведены лабораторные исследования питьевой воды из НС I подъема, НС II подъема, водоразборных колонок <адрес>. По данным лабораторных исследований Центрального филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в <адрес>»: проба № «вода водоема 1 категории», отобранная из НС-1 подъема, д. Полуденная не соответствует требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.»; проба № «вода питьевая холодная», отобранная из НС-П подъема, д. Полуденная по определяемым органолептическим, микробиологическим, санитарно-химическим и паразитологическим показателям соответствует требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; проба № «вода питьевая холодная», отобранная из колонки <адрес> по определяемым органолептическим, микробиологическим, санитарно-химическим алогическим показателям соответствует требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для факторов среды обитания»; проба № «вода питьевая холодная», отобранная из колонки <адрес> по определяемым органолептическим, микробиологическим, санитарно-химическим и паразитологическим показателям соответствует требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для факторов среды обитания» (л.д.55-57).
Муниципальному унитарному предприятию «Энергетик» муниципального образования «Юго-Камское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62-67).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Юго-Камского сельского поселения и АО «ФИО5» заключен муниципальный контракт № с техническим заданием предметом, которого является выполнение проектно-изыскательных работ на реконструкцию систем водоснабжения муниципальных образований <адрес> (л.д. 106-113).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Юго-Камского сельского поселения и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» заключен муниципальный контракт № № предметом, которого является проведение лабораторных исследований воды поверхностного источника водоснабжения а. Юго-Камский (<адрес> в д. <адрес>). Срок действия контракта по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 125-127).
Полученные результаты исследований будут положены в основу проекта организации зон санитарной охраны водозаборных сооружений д. Полуденная.
Обеспечение населения качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства и должно быть одним из приоритетных направлений деятельности органа местного самоуправления. Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание то, что водозабор в целях предоставления населению д. Полуденная услуги по водоснабжению осуществляется из поверхностного источника, станция водоподготовки является необходимой составляющей системы водоснабжения; в нарушение СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» эксплуатация водозаборного сооружения осуществляется в отсутствие разработанного проекта зон санитарной охраны водозаборных сооружений, согласие администрации Юго-Камского сельского поселения с исковыми требованиями, суд приходит к выводу, что заявленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> требования о возложении на администрацию Юго-Камского сельского поселения обязанности по обеспечению наличия проекта зон санитарной охраны водозаборных сооружений д.<адрес>; направлении проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения в д. Полуденная в сопровождении документов, предусмотренных п.2.6. Приказа Министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях» в адрес Министерства природных ресурсов <адрес> для утверждения проекта зоны санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны в течение 30 дней с момента получения санитарно эпидемиологического заключения о соответствии проекта; установлении границ и режима зон санитарной охраны водоисточника д.Полуденная, обеспечении регулирования оборота земель, находящихся в пределах 1-го и 2-го поясов ЗСО согласно п.п.14, п.5 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При определении срока, необходимого ответчику для устранения нарушений санитарного законодательства, суд исходит из его разумности, поэтому приходит к выводу, что имеются основания увеличить срок на один месяц от заявленного истцом срока.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> удовлетворить.
Возложить на администрацию Юго-Камского сельского поселения Пермского муниципального района обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства, а именно:
обеспечить наличие проекта зон санитарной охраны водозаборных сооружений д.<адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
направить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения в д.Полуденная в сопровождении документов, предусмотренных п.2.6. Приказа Министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях» в адрес Министерства природных ресурсов <адрес> для утверждения проекта зоны санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны в течение 30 дней с момента получения санитарно эпидемиологического заключения о соответствии проекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
установить границы и режим зон санитарной охраны водоисточника д. <адрес>, обеспечить регулирование оборота земель, находящихся в пределах 1-го и 2-го поясов ЗСО согласно п.п.14, п.5 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.
Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина
СПРАВКА
Мотивированное решение составлено 13 мая 2022 года.
Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина
Копия верна:
Судья Е.Г. Меледина
Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-609/2022
Пермского районного суда Пермского края.
УИД: 59RS0008-01-2021-005421-59