Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О.В.,
при секретаре Садыковой А.Р.,
с участием: представителя заявителей Чазовой И.Ю., Гонохиной С.С., Красноперова А.В. – Осипова Е.Б., представителей заинтересованных лиц: Правительства Удмуртской Республики - Ким С.В., Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») – Байковой Ю.А., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике –Тихоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чазовой И. Ю., Гонохиной С. С., Красноперова А. В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> равной рыночной в размере <данные изъяты>
установил:
Чазова И.Ю., Гонохина С.С., Красноперов А.В. (далее по тексту заявители) обратились в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей.
Заявление мотивировано тем, что заявители является арендаторами земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере <данные изъяты>, в то время как согласно отчету об оценке ООО «Удмуртская оценочная компания», рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>
Заявители полагают, что кадастровая стоимость земельного участка, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению их прав.
В судебном заседании представитель заявителей Осипов Е.Б. требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, указав, что рыночная стоимость земельного участка подлежит определению по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель Правительства УР Ким С.В. в судебном заседании по заявленным требованиям возражений не высказал.
В судебном заседании представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Байкова Ю.А. возражений по заявленным требованиям не высказала, при этом пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости в отношении спорного земельного участка внесены изменения касающиеся вида разрешенного использования.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по УР Тихонова Е.В. в судебном заседании не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебное заседание заинтересованное лицо Администрация <адрес> представителя не направила, как и не были представлены пояснения по заявленному требованию.
В силу положений ст.167 и главы 23 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие не явившегося представителя Администрации <адрес>.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Чазова И.Ю., Гонохина С.С., Красноперов А.В. является арендаторами: земельного участка с кадастровым номером 18:26:040591:11, площадью 3 664 кв. м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, на основании договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ № и соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Расчет арендной платы по договору производится в соответствии с постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики и удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с названным постановлением на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость была определена в размере <данные изъяты>
В настоящий момент кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Данное обстоятельство подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рубля была определена в связи с изменением вида разрешенного использования данного участка.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Статьёй 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (далее - Методические указания) предусмотрено, что в случае, когда изменение вида разрешенного использования земельного участка происходит (произошло) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанного земельного участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Пунктом 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 222, в случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
При этом порядок определения кадастровой стоимости (с использованием соответствующего удельного показателя кадастровой стоимости) не означает, что датой определения кадастровой стоимости является дата утверждения указанного удельного показателя кадастровой стоимости.
Таким образом, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в том числе изменения вида разрешенного использования), является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей.
Из названной кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, акта определения кадастровой стоимости земельного участка, объяснений в судебном заседании представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» Байковой Ю.А. следует, что ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Следовательно кадастровая стоимость данного земельного участка определена в размере <данные изъяты> рубля на дату ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является дата внесения изменений вида разрешенного использования в государственный кадастр недвижимости, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Вместе с тем заявителями представлен отчет № подготовленный ООО «Удмуртская оценочная компания», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату, отличную от даты внесения изменения вида разрешенного использования в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.
Названный отчет не является надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим рыночную стоимость земельного участка на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена его кадастровая стоимость, то есть на ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, определение рыночной стоимости земельного участка с кадастровыми номерами <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его действительную стоимость на дату определения кадастровой стоимости не отражает, что является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Чазовой И. Ю., Гонохиной С. С., Красноперова А. В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Захарчук