5-1-152/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Красноуфимск 27 апреля 2022 года
Судья Красноуфимского районного суда Свердловской области Поваров С.С., при секретаре Олифировой П.С.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Григорьева О.С., заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
Григорьева О. С., <****>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Заместителем начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах ФИО6 03.03.2022 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Григорьева О. С. - заведующего инфекционным отделением, врача-пульмонолога Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Красноуфимская районная больница» (далее по тексту ГАУЗ СО «Красноуфимская РБ»).
Согласно протоколу, 18.02.2022 в 15.10 в ходе рассмотрения материалов эпидемиологического расследования установлено, что должностным лицом – врачом-пульмонологом ГАУЗ СО «Красноуфимская РБ» Григорьевым О.С. допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а именно в нарушение п. 3.5 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (Covid-19)» и п. 24 СП 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» не направил в установленном порядке в территориальный орган, уполномоченный на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), экстренное извещение в отношении умершей пациентки Загидуллиной Таскиры, у которой выявлено заболевание COVID-19.
В судебном заседании Григорьев О.С. вину в совершении административного правонарушения не признал, просил производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку пациентка первоначально наблюдалась в Усть-Бугалышском ФАП, где ей и поставлен диагноз COVID-19.
В инфекционное отделение ГАУЗ «Красноуфимская РБ» она поступила уже факту ухудшения состояния здоровья. Смерть пациентки от инфекционной болезни наступила в реанимационном отделении, а не в инфекционном отделении, в связи с чем, заполнение экстренного извещения должно осуществляться иными медицинскими работниками.
Заместитель начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах ФИО6 в судебном заседании настаивал на привлечении Григорьева О.С. к административной ответственности.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации принят Указ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Согласно Указу Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года №100-УГ (с последующими изменениями), на территории Свердловской области с 18 апреля 2020 года введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 года № 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Согласно пункту 3.5 СП 3.1.3597-20 медицинская организация, установившая предварительный или заключительный диагноз COVID-19, направляет в установленном порядке в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), по месту выявления заболевания, экстренное извещение в отношении пациента, у которого выявлено заболевание COVID-19.
В соответствии с п. 24 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 4 от 28.01.2021, о каждом случае инфекционной болезни, носительства возбудителей инфекционной болезни или подозрения на инфекционную болезнь, а также в случае смерти от инфекционной болезни медицинские работники обязаны в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его постоянного пребывания).
В судебном заседании исследована медицинская карта ФИО7, из которой следует, что первичный прием на дому осуществлен 15.11.2022 медицинским работником Усть-Бугалышского ФАП, в тот же день у нее отобраны пробы для исследования на COVID-19. В инфекционное отделение ГАУЗ СО «Красноуфимская РБ» пациентка поступила 16.11.2021 с диагнозом НКВИ и ей назначено соответствующее лечение.
Как установлено в судебном заседании, за время нахождения в инфекционном отделении, состояние здоровья ФИО7 ухудшилось, в связи с чем, пациентка 22.11.2021 переведена в реанимационное отделение. Смерть ФИО7 наступила 28.11.2021 в реанимации, а не в инфекционном отделении.
Таким образом, применительно к обстоятельствам данного дела, установление ФИО7 диагноза «новая коронавирусная инфекция (COVID-19)», а также факт смерти пациентки от вирусной инфекции, безусловно свидетельствуют об обязанности медицинских работников направить экстренное сообщение об этих случаях в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больной в порядке и с соблюдением установленных санитарными правилами сроков.
Вместе с тем, как установлено материалами дела, данными медицинской карты у Григорьева О.С. такой обязанности не имелось.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению подлежит, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст. 1.5 данного Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Выводы о нарушении заведующим инфекционным отделением – врачом-пульмонологом ГАУЗ СО «Красноуфимская районная больница» Григорьевым О.С. вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований в нарушение требований ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основаны на предположениях и опровергаются материалами дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, полагаю, что законные основания для привлечения Григорьева О.С. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
С учетом изложенного, производство по делу об административном правонарушении в отношении Григорьева О.С. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 23.1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производству по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующего инфекционным отделением – врача-пульмонолога ГАУЗ СО «Красноуфимская районная больница» Григорьева О. С. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) его копии.
Судья С.С. Поваров