Дело № 12-54/2020
РЕШЕНИЕ
«6» мая 2020 года с. Корткерос
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Мокрецов В.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Кирушева Н.В., действующего в интересах юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление о привлечении к административной ответственности от <дата> за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),
установил:
постановлением должностного лица - заместителя главного государственного инспектора Республики Коми ФИО1 ХХХ от <дата>, ООО «Северо-Западный лесной терминал» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Защитник Кирушев Н.В., действующий на основании доверенности в интересах юридического лицо ООО «Северо-Западный лесной терминал», не согласившись с данным постановлением в части назначенного наказания, и не оспаривая квалификацию, обратился в суд с жалобой на него, в которой ставит вопрос об изменении назначенного наказания на предупреждение.
По мнению защитника, назначение наказания в виде штрафа в постановлении не обосновано, не представлено доказательств того, что в результате своей хозяйственной деятельности юридическим лицом причинен вред окружающей среде, либо могли наступить какие-либо последствия охраняемым общественным отношениям в сфере лесопользования. С учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, защитник считает возможным изменить назначенное наказание на предупреждение.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление – начальник управления лесного хозяйства, заместитель главного государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО3, в письменных возражениях считает оспариваемое постановление законным, обоснованным, и вынесенным с соблюдением всех процессуальных норм. Оснований для изменения назначенного наказания на предупреждение, как и признание правонарушения малозначительным, не имеется.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
В силу п. 16 Правил, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Из п. 17 Правил следует, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Согласно ст. 99 Лесного кодекса РФ и п. 38 Правил лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, юридическое лицо - ООО «Северо-Западный лесной терминал» осуществляет лесопользование на основании договора аренды лесного участка ХХХ от <дата>, с учетом дополнительного соглашения к нему от <дата>.
Арендованный участок расположен на территории Республики Коми, Корткеросского района Сторожевского лесничества в кварталах N 1 - 6, 11-16,17-18, 31-34,37-38,50,51; Богородского лесничества в кварталах 62, 82-84, 92-94, 113-117, 123-124, 138, 139, 141-144, 145-147, 149, 156-159, 165-168, 179-182, 195-199, для заготовки древесины.
Арендатором подана лесная декларация N 2 от <дата> для использования леса для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном в аренду в Сторожевском лесничестве Республики Коми, в соответствии с проектом освоения лесов, сроком действия с <дата> по <дата>.
<дата> участковый лесничий Сторожевского участкового лесничества ФИО4, произвела осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки) в квартале 38 выделах 16,17,20,21 лесосеке 1, выполненных на основании лесной декларации, в отсутствие представителя юридического лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте указанного осмотра.
По результатам данного осмотра составлен акт ХХХ от <дата>, из которого следует, что порубочные остатки разбросаны за пределами границы северной стороны внеэксплуатационного участка S – 0,049 га (5м*98м).
Выявленное нарушение п. 16, 17 Правил пожарной безопасности в лесах, явилось основанием для составления <дата> в отношении юридического лица протокола ХХХ об административном правонарушении за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и в последующем - привлечения к административной ответственности по данной норме по постановлению ХХХ от <дата>.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении ХХХ от <дата>, актом осмотра лесосеки ХХХ от <дата> и фототаблицей к нему; актом о лесонарушении ХХХ от <дата>; лесной декларацией ХХХ от <дата>; технологической картой лесосечных работ; договором аренды лесного участка ХХХ от <дата>, и дополнительным соглашением к нему от <дата>, а также иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение правил пожарной безопасности в лесах, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Бездействие юридического лица - ООО «Северо-Лесной терминал» квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ (ч. 1 ст. 8.32) и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности в лесах.
Доводы жалобы о необходимости назначения наказания в виде предупреждения являются необоснованными.
В соответствии с положениями ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
Таким образом, назначение административного наказания в виде предупреждения возможно лишь при наличии совокупности обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица - ООО «Северо-Западный лесной терминал» к исполнению своих обязанностей в области соблюдения требований пожарной безопасности в лесах, совершенное в пожароопасный летний период, что создавало реальную угрозу причинения вреда как жизни и здоровью людей, так и объектам растительного и животного мира.
Таким образом, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, оснований для замены штрафа на предупреждение суд не усматривает.
Более того, ранее юридическое лицо привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, что подтверждается вступившими в законную силу постановлениями. Вышеназванное обстоятельство также исключает возможность назначения наказания в виде предупреждения.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления должностного лица, с учетом доводов жалобы, не имеется.
Постановление о привлечении ООО «Северо-Западный лесной терминал» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Северо-Западный лесной терминал» в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Оно является обоснованным и соразмерным целям административного наказания.
Обстоятельств, исключающих производство по данному делу, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление должностного лица - заместителя главного государственного инспектора Республики Коми ФИО1 ХХХ от <дата> о привлечении ООО «Северо-Западный лесной терминал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу защитника Кирушева Н.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня получения его копии через Корткеросский районный суд Республики Коми.
Судья Мокрецов В.А.