Дело №2а-749/2022 (УИД 69RS0040-02-2022-001298-69)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2022 года г.Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,
при секретаре Крякове Д.Н.
с участием прокурора Кобыляченко С.И.
с участием административного истца Тимошкевич О.В., представителя административного истца Широкова А.Э
представителя административного ответчика Администрации города Твери на основании доверенности Мухина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тимошкевич О.В. к Администрации города Твери о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, признании согласованными формы, места и времени публичного мероприятия в соответствии с уведомлением административного истца,
у с т а н о в и л:
Административный истец Тимошкевич О.В. обратилась в Центральный районный суд г.Твери с административным иском к Администрации города Твери, в котором просила признать незаконным отказ Администрации города Твери от 10.02.2022 № 01/600-4 в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга; признать согласованными форму, место и время публичного мероприятия в соответствии с уведомлением административного истца.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 9 февраля 2022 года в Администрацию города Твери Тверской области в порядке положений ФЗ от 19.04.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон № 54-ФЗ), предоставляющего возможность организовывать массовые мероприятия, - было предоставлено уведомление о проведении 23 февраля 2022 года публичного мероприятия в форме митинга по адресу: г.Тверь, Тверская площадь, сквер у памятника М.Е. Салтыкову-Щедрину. Публичное мероприятие предполагалось осуществить по адресу на открытой асфальтированной территории на открытом воздухе.
В соответствии с пунктом 4 Постановления № 185-пг допускается проведение спортивных, зрелищных, физкультурных, культурных, выставочных, просветительных мероприятий, мероприятий в сфере туризма и иных массовых мероприятий и посещение их гражданами при соблюдении условий, в том числе если численность участников и зрителей не будет превышать 500 человек. Данное постановление не отменено и не оспорено в судебном порядке.
В уведомлении на заявление административного истца Заместитель Главы Администрации города Твери А.О. Антонов не ответил отказом, а предложил проведение публичного мероприятия после отмены ограничительных мер в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия
Таким образом, административный истец, ссылаясь на положения ст.ст.15, 17, 29, 31 Конституции РФ, ст.2, ч.2.1 ст.8, ч.3 ст.12 Закона №54-ФЗ, разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», указывая, что отказ в согласовании проведения публичного мероприятия, изложенный в письме Администрации города Твери от 10.02.2022 № 01/600-и, не соответствует требованиям Закона №54 – ФЗ, нормативным правовым актам Губернатора Тверской области, обратился в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании административный истец Тимошкевич О.В. и ее представитель Широков А.Э. поддержали заявленные требования в полном объёме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просили иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации города Твери по доверенности Мухин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, ссылался на доводы письменных возражений на административный иск, которые приобщены к материалам дела. При этом суду пояснил, что Постановлением Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области» с 17.03.2020 на территории Тверской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Тверской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с установлением регионального уровня реагирования. Границы территории, на которой могут возникнуть чрезвычайные ситуации, определены в пределах границ Тверской области. Согласно общей норме пп.1 п.3 постановления Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий запрещено до отмены этого запрета в установленном порядке.
Кроме того, представитель административного ответчика ссылался в судебном заседании на то, что постановление Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг и пункт 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространение COVID предусматривает ношение средства индивидуальной защиты органов дыхания в общественных местах. При этом, Закон №54-ФЗ запрещает участникам публичных мероприятий скрывать свое лицо, в том числе использовать маски. Организатор публичного мероприятия обязан требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски. Выполнение указанного требования законодательства является безусловным в целях соблюдения общественного порядка. Указанное требование, по мнению административного ответчика, вступает в противоречие с требованием по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, установленным в настоящее время.
В связи с чем, проведение заявленного публичного мероприятия без нарушения того или иного требования, становится невозможным, а также может создать угрозу жизни и здоровью участников публичного мероприятия.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Кобыляченко С.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Решения, действия (бездействие) органа публичной власти, связанные с организацией публичного мероприятия, в том числе запланированного к проведению в рамках избирательной кампании, равно как и иные решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающие право граждан на проведение публичных мероприятий либо создающие препятствия к осуществлению этого права, могут быть оспорены в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 КАС РФ.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», установлено, что оспорить решение, действие (бездействие) органа публичной власти, связанные с согласительными процедурами или отказом в проведении публичного мероприятия, вправе его организатор, лицо, уполномоченное организатором выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия (далее - лицо, уполномоченное организатором), а также прокурор (часть 1 статьи 39, части 1, 2 и 4 статьи 218 КАС РФ).
В силу ч.4 ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из ч.ч.9 и 11 ст.226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.
Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, Тимошкевич О.В. указывает, что отказ в согласовании проведения публичного мероприятия, изложенный в письме Администрации города Твери от 10.02.2022 № 01/600-и, не соответствует требованиям Закона №54 – ФЗ, нормативным правовым актам Губернатора Тверской области и в целом нарушает права и законные интересы административного истца.
Суд считает, что доводы административного истца заслуживают внимания.
В материалы административного дела представлено письмо Администрации города Твери №01/600-4-и, в котором содержится оспариваемое решение об отказе в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия, датировано 10.02.2022.
Настоящее административное исковое заявление направлено в суд почтовым отправлением 17.02.2022 года, т.е. в пределах предусмотренного действующим законодательством десятидневного срока, в суд административный иск поступил 22.02.2022.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Согласно ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (Закон №54-ФЗ).
Как определено п.п.1 и 3 ст.2 Закона №54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
В силу ч.1 ст.8 Закона №54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
На основании ч.ч.1 и 2 ст.7 Федерального закона №54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Отдельные вопросы обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Тверской области в соответствии с Законом №54-ФЗ регулируются Законом Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области».
Частью 2 ст.1 Закона Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО предусмотрено, что положения настоящего Закона распространяются на публичные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом, в том числе на агитационные публичные мероприятия, проводимые в соответствии с избирательным законодательством.
Согласно ч.1 ст.2 Закона Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается организатором публичного мероприятия:
1) в исполнительный орган государственной власти Тверской области, определенный Правительством Тверской области (далее - уполномоченный исполнительный орган), в случае, если: предполагаемое публичное мероприятие будет проходить на территории двух и более муниципальных образований, не входящих в состав территории одного муниципального района; если количество участников предполагаемого публичного мероприятия составляет более 3000 человек;
2) в орган местного самоуправления городского округа - в случае, не указанном в пункте 1 настоящей части, если место проведения публичного мероприятия находится на территории муниципального образования со статусом городского округа.
Частями 3 и 4 ст.2, ч.1 ст.3 Закона Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия подается в сроки и с указанием сведений, определенных в Федеральном законе (Закон №54-ФЗ). Уведомление о проведении публичного мероприятия организатор публичного мероприятия обязан представить лично при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из изложенных в административном иске сведений, представленных в материалы дела документов, 09.02.2022 в Администрацию города Твери Тимошкевич О.В. подано уведомление о проведении 23.02.2022 в период времени с 11 часов 30 минут до 13 часов 30 минут публичного мероприятия в форме митинга группой лиц количеством 300 человек по адресу: г.Тверь, Тверская площадь, сквер у памятника М.Е. Салтыкову-Щедрину, без выхода на проезжую часть. Целью заявленного публичного мероприятия указано:в День защитника Отечества почтить память и отметить роль воинов Красной (Советской) и Российской Армии и тружеников тыла в сохранении и преумножении нашей Родины, ее великих традиций и достижений, а также выразить общественную позицию по социально-экономическому курсу, проводимому Правительством Российской Федерации.
Организатором митинга указана Тимошкевич О.В. Лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и приведению публичного мероприятия, указаны: ФИО - за оказание медицинской помощи, ФИО - за обеспечение общественного порядка, ФИО - за звукоусиливающие технические средства. В уведомлении указаны телефон, адрес места жительства организатора публичного мероприятия.
Поскольку заявленное публичное мероприятие планировалось к проведению на территории одного муниципального образования – город Тверь, имеющего статус городского округа, количество участников предполагаемого публичного мероприятия не превышало 300 человек, уведомление обоснованно подано в Администрацию города Твери.
10.02.2022 заместителем Главы Администрации города Твери Антоновым А.О. в адрес организатора публичного мероприятия Тимошкевич О.В. направлен ответ об отказе Администрации города Твери в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия в связи с неблагоприятной ситуацией на территории города Твери и введением на территории Тверской области режима повышенной готовности, невозможностью обеспечить безопасность граждан во время проведения публичного мероприятия. В указанном ответе должностное лицо административного ответчика ссылалось на положения ч.1 ст.8, п.1 ч.4 ст.6 Закона №54-ФЗ, п.3 Постановления Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг, рекомендации Главного государственного санитарного врача РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в местах массового пребывания людей использовать индивидуальные средства защиты (маски).
В соответствии с ч.1 ст.5.1 Закона Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Согласно ч.2 ст.8 Закона №54-ФЗ к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, экстренными оперативными службами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Частью 3 ст.5.1 Закона Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО предусмотрено, что дополнительно к местам, в которых в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона (Закона №54-ФЗ) проведение публичных мероприятий запрещается, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, в том числе если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, устанавливаются следующие места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций: 1) автомобильные дороги общего пользования в случаях, если это создает условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения; 2) тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские площадки; 3) учреждения культуры, физической культуры и спорта в период проведения в них культурных и спортивных мероприятий; 4) здания, строения, сооружения, помещения медицинских организаций государственной системы здравоохранения (территории указанных медицинских организаций в границах предоставленных им земельных участков), в отношении которых установлены категории (требования) антитеррористической защищенности и (или) введены ограничительные мероприятия (карантин) в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 5) территории, непосредственно прилегающие к жилым домам и многоквартирным домам, к домам системы социального обслуживания населения.
В силу п.2 ч.1 ст.12 Закона №54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.12 Закона №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 №484-О-П, использование в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий, как «мотивированное предложение» и «согласование», свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» понятие «мотивированное предложение» - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.
Кроме того, в постановлении от 14.02.2013 №4-П Конституционный Суд РФ подчеркнул, что, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения (ч.3 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия.
Из пп.«а» п.3, пп.«в, г» п.4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №417, следует, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается, в том числе осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.п.1-3 Постановления Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области» с 17 марта 2020 года на территории Тверской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Тверской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установлен региональный уровень реагирования. Границы территории, на которой могут возникнуть чрезвычайные ситуации, определены в пределах границ Тверской области. Установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы. Запрещено проведение на территории Тверской области спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий до отмены запрета в установленном порядке.
Постановлением Губернатора Тверской области от 18.12.2020 №185-пг и Постановлением Губернатора Тверской области от 18.03.2021 №23-пг в Постановление Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг вносились изменения.
В силу п.1 ч.3 Постановления Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг в действующей редакции запрещено на территории Тверской области до отмены данных мер в установленном порядке: проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящего Постановления.
Согласно пп.1 п.4 Постановления Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг допускается проведение спортивных, зрелищных, физкультурных, культурных, выставочных, просветительских мероприятий, мероприятий в сфере туризма и иных массовых мероприятий и посещение их гражданами при соблюдении следующих условий: численность участников и зрителей не должна превышать 750 человек; трибуны и зрительские места заполняются не более чем на 75 процентов от установленной вместительности помещения (объекта); используется рассадка зрителей (посетителей) с интервалом не менее чем через одно посадочное место.
В соответствии с пп.1 п.7 Постановления Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг, на граждан, находящихся на территории Тверской области, возложена обязанность: использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания от инфекции (гигиенические, защитные маски, респираторы или иные средства, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания) при нахождении в общественном транспорте, в том числе осуществляющем перевозку пассажиров и багажа по заказу, легковом такси, железнодорожном транспорте, на железнодорожных вокзалах, станциях, автовокзалах, автостанциях, пассажирских платформах, надземных и в подземных переходах через железнодорожные пути, в административно-деловых центрах, торговых центрах (комплексах), объектах розничной торговли, организациях культуры, зданиях, строениях, сооружениях и (или) помещениях, предназначенных для осуществления медицинской деятельности, зданиях (помещениях), в которых осуществляют свою деятельность мировые судьи Тверской области; соблюдать социальную дистанцию до других граждан при нахождении на железнодорожных вокзалах, станциях, автовокзалах, автостанциях, пассажирских платформах, надземных и в подземных переходах через железнодорожные пути, в административно-деловых центрах, торговых центрах (комплексах), объектах розничной торговли, организациях культуры, зданиях, строениях, сооружениях и (или) помещениях, предназначенных для осуществления медицинской деятельности, зданиях (помещениях), в которых осуществляют свою деятельность мировые судьи Тверской области, в иных объектах.
Исходя из понятия публичного мероприятия и митинга, приведённых в п.п.1 и 3 ст.2 Закона №54-ФЗ, в связи с внесением вышеуказанных изменений в Постановление Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг, не содержащего прямого запрета на проведение публичного мероприятия в форме митинга, при условии соблюдения численности участников (зрителей) до 750 человек.
Отказ в согласовании проведения публичного мероприятия возможен только в случаях, если уведомление подано лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором проведение публичного мероприятия запрещается (ч.3 ст.12 Закона №54-ФЗ).
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие направление административным ответчиком организатору публичного мероприятия обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения запланированного митинга либо наличие оснований для отказа в его согласовании, предусмотренных ч.3 ст.12 Закона №54-ФЗ.
Заявленное место проведения публичного мероприятия не относится в силу ч.2 ст.8 Закона №54-ФЗ, ч.3 ст.5.1 Закона Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено.
В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие сложившуюся на территории города Твери неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, в том числе сведения об её ухудшении, позволяющие говорить о невозможности проведения в обозначенном месте заявленного мероприятия.
Согласно п.1 ч.4 ст.6 Закона №54-ФЗ участники публичных мероприятий не вправе скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности.
Установленное ограничение направлено на обеспечение безопасности участников публичного мероприятия, а также иных лиц, на обеспечение правопорядка в период его проведения.
По смыслу вышеуказанной нормы, в отношении участников публичного мероприятия установлен запрет на использование масок как средств маскировки с целью затруднения установления личности участников, средства индивидуальной защиты органов дыхания к таковым не относятся и их ношение является обязательным либо рекомендованным (в зависимости от места) исключительно в целях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
В связи с изложенным, оспариваемое решение административного ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства и создаёт препятствия для реализации административным истцом права, установленного ст.31 Конституции Российской Федерации.
Ввиду установления необходимой совокупности условий, заявленные административные исковые требования о признании незаконным оспариваемого решения подлежат удовлетворению.
Пунктом 1 ч.3 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 №28 разъяснено, что при удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения органа публичной власти до даты проведения публичного мероприятия суд может обязать орган публичной власти не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела и принятия решения о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия дата заявленного административным истцом публичного мероприятия не прошла, суд с целью восстановления нарушенного права Тимошкевич О.Б., учитывая, что не установлено обстоятельств, объективно препятствующих проведению публичного мероприятия, находит требования о признании согласованными формы, места и времени публичного мероприятия в соответствии с уведомлением административного истца подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Тимошкевич О.В. к Администрации города Твери о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, признании согласованными формы, места и времени публичного мероприятия в соответствии с уведомлением административного истца- удовлетворить.
Признать отказ Администрации г.Твери в проведении публичного мероприятия в форме митинга 23 февраля 2022 года с 11 часов 30 минут до 13 часов 30 минут по адресу: г.Тверь, Тверская площадь, сквер у памятника М.Е. Салтыкову-Щедрину, численностью 300 человек, выраженный в письме от 10.02.2022 за №01/600-4-и, незаконным.
Признать согласованными форму, место и время публичного мероприятия в соответствии с уведомлением административного истца от 09.02.2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Булыгина
Решение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2022 года.
Дело №2а-749/2022 (УИД 69RS0040-02-2022-001298-69)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2022 года г.Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,
при секретаре Крякове Д.Н.
с участием прокурора Кобыляченко С.И.
с участием административного истца Тимошкевич О.В., представителя административного истца Широкова А.Э
представителя административного ответчика Администрации города Твери на основании доверенности Мухина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тимошкевич О.В. к Администрации города Твери о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, признании согласованными формы, места и времени публичного мероприятия в соответствии с уведомлением административного истца,
у с т а н о в и л:
Административный истец Тимошкевич О.В. обратилась в Центральный районный суд г.Твери с административным иском к Администрации города Твери, в котором просила признать незаконным отказ Администрации города Твери от 10.02.2022 № 01/600-4 в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга; признать согласованными форму, место и время публичного мероприятия в соответствии с уведомлением административного истца.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 9 февраля 2022 года в Администрацию города Твери Тверской области в порядке положений ФЗ от 19.04.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон № 54-ФЗ), предоставляющего возможность организовывать массовые мероприятия, - было предоставлено уведомление о проведении 23 февраля 2022 года публичного мероприятия в форме митинга по адресу: г.Тверь, Тверская площадь, сквер у памятника М.Е. Салтыкову-Щедрину. Публичное мероприятие предполагалось осуществить по адресу на открытой асфальтированной территории на открытом воздухе.
В соответствии с пунктом 4 Постановления № 185-пг допускается проведение спортивных, зрелищных, физкультурных, культурных, выставочных, просветительных мероприятий, мероприятий в сфере туризма и иных массовых мероприятий и посещение их гражданами при соблюдении условий, в том числе если численность участников и зрителей не будет превышать 500 человек. Данное постановление не отменено и не оспорено в судебном порядке.
В уведомлении на заявление административного истца Заместитель Главы Администрации города Твери А.О. Антонов не ответил отказом, а предложил проведение публичного мероприятия после отмены ограничительных мер в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия
Таким образом, административный истец, ссылаясь на положения ст.ст.15, 17, 29, 31 Конституции РФ, ст.2, ч.2.1 ст.8, ч.3 ст.12 Закона №54-ФЗ, разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», указывая, что отказ в согласовании проведения публичного мероприятия, изложенный в письме Администрации города Твери от 10.02.2022 № 01/600-и, не соответствует требованиям Закона №54 – ФЗ, нормативным правовым актам Губернатора Тверской области, обратился в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании административный истец Тимошкевич О.В. и ее представитель Широков А.Э. поддержали заявленные требования в полном объёме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просили иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации города Твери по доверенности Мухин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, ссылался на доводы письменных возражений на административный иск, которые приобщены к материалам дела. При этом суду пояснил, что Постановлением Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области» с 17.03.2020 на территории Тверской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Тверской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с установлением регионального уровня реагирования. Границы территории, на которой могут возникнуть чрезвычайные ситуации, определены в пределах границ Тверской области. Согласно общей норме пп.1 п.3 постановления Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий запрещено до отмены этого запрета в установленном порядке.
Кроме того, представитель административного ответчика ссылался в судебном заседании на то, что постановление Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг и пункт 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространение COVID предусматривает ношение средства индивидуальной защиты органов дыхания в общественных местах. При этом, Закон №54-ФЗ запрещает участникам публичных мероприятий скрывать свое лицо, в том числе использовать маски. Организатор публичного мероприятия обязан требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски. Выполнение указанного требования законодательства является безусловным в целях соблюдения общественного порядка. Указанное требование, по мнению административного ответчика, вступает в противоречие с требованием по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, установленным в настоящее время.
В связи с чем, проведение заявленного публичного мероприятия без нарушения того или иного требования, становится невозможным, а также может создать угрозу жизни и здоровью участников публичного мероприятия.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Кобыляченко С.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Решения, действия (бездействие) органа публичной власти, связанные с организацией публичного мероприятия, в том числе запланированного к проведению в рамках избирательной кампании, равно как и иные решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающие право граждан на проведение публичных мероприятий либо создающие препятствия к осуществлению этого права, могут быть оспорены в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 КАС РФ.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», установлено, что оспорить решение, действие (бездействие) органа публичной власти, связанные с согласительными процедурами или отказом в проведении публичного мероприятия, вправе его организатор, лицо, уполномоченное организатором выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия (далее - лицо, уполномоченное организатором), а также прокурор (часть 1 статьи 39, части 1, 2 и 4 статьи 218 КАС РФ).
В силу ч.4 ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из ч.ч.9 и 11 ст.226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.
Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, Тимошкевич О.В. указывает, что отказ в согласовании проведения публичного мероприятия, изложенный в письме Администрации города Твери от 10.02.2022 № 01/600-и, не соответствует требованиям Закона №54 – ФЗ, нормативным правовым актам Губернатора Тверской области и в целом нарушает права и законные интересы административного истца.
Суд считает, что доводы административного истца заслуживают внимания.
В материалы административного дела представлено письмо Администрации города Твери №01/600-4-и, в котором содержится оспариваемое решение об отказе в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия, датировано 10.02.2022.
Настоящее административное исковое заявление направлено в суд почтовым отправлением 17.02.2022 года, т.е. в пределах предусмотренного действующим законодательством десятидневного срока, в суд административный иск поступил 22.02.2022.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Согласно ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (Закон №54-ФЗ).
Как определено п.п.1 и 3 ст.2 Закона №54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
В силу ч.1 ст.8 Закона №54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
На основании ч.ч.1 и 2 ст.7 Федерального закона №54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Отдельные вопросы обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Тверской области в соответствии с Законом №54-ФЗ регулируются Законом Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области».
Частью 2 ст.1 Закона Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО предусмотрено, что положения настоящего Закона распространяются на публичные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом, в том числе на агитационные публичные мероприятия, проводимые в соответствии с избирательным законодательством.
Согласно ч.1 ст.2 Закона Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается организатором публичного мероприятия:
1) в исполнительный орган государственной власти Тверской области, определенный Правительством Тверской области (далее - уполномоченный исполнительный орган), в случае, если: предполагаемое публичное мероприятие будет проходить на территории двух и более муниципальных образований, не входящих в состав территории одного муниципального района; если количество участников предполагаемого публичного мероприятия составляет более 3000 человек;
2) в орган местного самоуправления городского округа - в случае, не указанном в пункте 1 настоящей части, если место проведения публичного мероприятия находится на территории муниципального образования со статусом городского округа.
Частями 3 и 4 ст.2, ч.1 ст.3 Закона Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия подается в сроки и с указанием сведений, определенных в Федеральном законе (Закон №54-ФЗ). Уведомление о проведении публичного мероприятия организатор публичного мероприятия обязан представить лично при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из изложенных в административном иске сведений, представленных в материалы дела документов, 09.02.2022 в Администрацию города Твери Тимошкевич О.В. подано уведомление о проведении 23.02.2022 в период времени с 11 часов 30 минут до 13 часов 30 минут публичного мероприятия в форме митинга группой лиц количеством 300 человек по адресу: г.Тверь, Тверская площадь, сквер у памятника М.Е. Салтыкову-Щедрину, без выхода на проезжую часть. Целью заявленного публичного мероприятия указано:в День защитника Отечества почтить память и отметить роль воинов Красной (Советской) и Российской Армии и тружеников тыла в сохранении и преумножении нашей Родины, ее великих традиций и достижений, а также выразить общественную позицию по социально-экономическому курсу, проводимому Правительством Российской Федерации.
Организатором митинга указана Тимошкевич О.В. Лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и приведению публичного мероприятия, указаны: ФИО - за оказание медицинской помощи, ФИО - за обеспечение общественного порядка, ФИО - за звукоусиливающие технические средства. В уведомлении указаны телефон, адрес места жительства организатора публичного мероприятия.
Поскольку заявленное публичное мероприятие планировалось к проведению на территории одного муниципального образования – город Тверь, имеющего статус городского округа, количество участников предполагаемого публичного мероприятия не превышало 300 человек, уведомление обоснованно подано в Администрацию города Твери.
10.02.2022 заместителем Главы Администрации города Твери Антоновым А.О. в адрес организатора публичного мероприятия Тимошкевич О.В. направлен ответ об отказе Администрации города Твери в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия в связи с неблагоприятной ситуацией на территории города Твери и введением на территории Тверской области режима повышенной готовности, невозможностью обеспечить безопасность граждан во время проведения публичного мероприятия. В указанном ответе должностное лицо административного ответчика ссылалось на положения ч.1 ст.8, п.1 ч.4 ст.6 Закона №54-ФЗ, п.3 Постановления Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг, рекомендации Главного государственного санитарного врача РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в местах массового пребывания людей использовать индивидуальные средства защиты (маски).
В соответствии с ч.1 ст.5.1 Закона Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Согласно ч.2 ст.8 Закона №54-ФЗ к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, экстренными оперативными службами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Частью 3 ст.5.1 Закона Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО предусмотрено, что дополнительно к местам, в которых в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона (Закона №54-ФЗ) проведение публичных мероприятий запрещается, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, в том числе если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, устанавливаются следующие места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций: 1) автомобильные дороги общего пользования в случаях, если это создает условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения; 2) тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские площадки; 3) учреждения культуры, физической культуры и спорта в период проведения в них культурных и спортивных мероприятий; 4) здания, строения, сооружения, помещения медицинских организаций государственной системы здравоохранения (территории указанных медицинских организаций в границах предоставленных им земельных участков), в отношении которых установлены категории (требования) антитеррористической защищенности и (или) введены ограничительные мероприятия (карантин) в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 5) территории, непосредственно прилегающие к жилым домам и многоквартирным домам, к домам системы социального обслуживания населения.
В силу п.2 ч.1 ст.12 Закона №54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.12 Закона №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 №484-О-П, использование в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий, как «мотивированное предложение» и «согласование», свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» понятие «мотивированное предложение» - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.
Кроме того, в постановлении от 14.02.2013 №4-П Конституционный Суд РФ подчеркнул, что, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения (ч.3 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия.
Из пп.«а» п.3, пп.«в, г» п.4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №417, следует, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается, в том числе осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.п.1-3 Постановления Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области» с 17 марта 2020 года на территории Тверской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Тверской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установлен региональный уровень реагирования. Границы территории, на которой могут возникнуть чрезвычайные ситуации, определены в пределах границ Тверской области. Установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы. Запрещено проведение на территории Тверской области спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий до отмены запрета в установленном порядке.
Постановлением Губернатора Тверской области от 18.12.2020 №185-пг и Постановлением Губернатора Тверской области от 18.03.2021 №23-пг в Постановление Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг вносились изменения.
В силу п.1 ч.3 Постановления Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг в действующей редакции запрещено на территории Тверской области до отмены данных мер в установленном порядке: проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящего Постановления.
Согласно пп.1 п.4 Постановления Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг допускается проведение спортивных, зрелищных, физкультурных, культурных, выставочных, просветительских мероприятий, мероприятий в сфере туризма и иных массовых мероприятий и посещение их гражданами при соблюдении следующих условий: численность участников и зрителей не должна превышать 750 человек; трибуны и зрительские места заполняются не более чем на 75 процентов от установленной вместительности помещения (объекта); используется рассадка зрителей (посетителей) с интервалом не менее чем через одно посадочное место.
В соответствии с пп.1 п.7 Постановления Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг, на граждан, находящихся на территории Тверской области, возложена обязанность: использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания от инфекции (гигиенические, защитные маски, респираторы или иные средства, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания) при нахождении в общественном транспорте, в том числе осуществляющем перевозку пассажиров и багажа по заказу, легковом такси, железнодорожном транспорте, на железнодорожных вокзалах, станциях, автовокзалах, автостанциях, пассажирских платформах, надземных и в подземных переходах через железнодорожные пути, в административно-деловых центрах, торговых центрах (комплексах), объектах розничной торговли, организациях культуры, зданиях, строениях, сооружениях и (или) помещениях, предназначенных для осуществления медицинской деятельности, зданиях (помещениях), в которых осуществляют свою деятельность мировые судьи Тверской области; соблюдать социальную дистанцию до других граждан при нахождении на железнодорожных вокзалах, станциях, автовокзалах, автостанциях, пассажирских платформах, надземных и в подземных переходах через железнодорожные пути, в административно-деловых центрах, торговых центрах (комплексах), объектах розничной торговли, организациях культуры, зданиях, строениях, сооружениях и (или) помещениях, предназначенных для осуществления медицинской деятельности, зданиях (помещениях), в которых осуществляют свою деятельность мировые судьи Тверской области, в иных объектах.
Исходя из понятия публичного мероприятия и митинга, приведённых в п.п.1 и 3 ст.2 Закона №54-ФЗ, в связи с внесением вышеуказанных изменений в Постановление Губернатора Тверской области от 17.03.2020 №16-пг, не содержащего прямого запрета на проведение публичного мероприятия в форме митинга, при условии соблюдения численности участников (зрителей) до 750 человек.
Отказ в согласовании проведения публичного мероприятия возможен только в случаях, если уведомление подано лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором проведение публичного мероприятия запрещается (ч.3 ст.12 Закона №54-ФЗ).
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие направление административным ответчиком организатору публичного мероприятия обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения запланированного митинга либо наличие оснований для отказа в его согласовании, предусмотренных ч.3 ст.12 Закона №54-ФЗ.
Заявленное место проведения публичного мероприятия не относится в силу ч.2 ст.8 Закона №54-ФЗ, ч.3 ст.5.1 Закона Тверской области от 10.10.2006 №98-ЗО к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено.
В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие сложившуюся на территории города Твери неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, в том числе сведения об её ухудшении, позволяющие говорить о невозможности проведения в обозначенном месте заявленного мероприятия.
Согласно п.1 ч.4 ст.6 Закона №54-ФЗ участники публичных мероприятий не вправе скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности.
Установленное ограничение направлено на обеспечение безопасности участников публичного мероприятия, а также иных лиц, на обеспечение правопорядка в период его проведения.
По смыслу вышеуказанной нормы, в отношении участников публичного мероприятия установлен запрет на использование масок как средств маскировки с целью затруднения установления личности участников, средства индивидуальной защиты органов дыхания к таковым не относятся и их ношение является обязательным либо рекомендованным (в зависимости от места) исключительно в целях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
В связи с изложенным, оспариваемое решение административного ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства и создаёт препятствия для реализации административным истцом права, установленного ст.31 Конституции Российской Федерации.
Ввиду установления необходимой совокупности условий, заявленные административные исковые требования о признании незаконным оспариваемого решения подлежат удовлетворению.
Пунктом 1 ч.3 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 №28 разъяснено, что при удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения органа публичной власти до даты проведения публичного мероприятия суд может обязать орган публичной власти не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела и принятия решения о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия дата заявленного административным истцом публичного мероприятия не прошла, суд с целью восстановления нарушенного права Тимошкевич О.Б., учитывая, что не установлено обстоятельств, объективно препятствующих проведению публичного мероприятия, находит требования о признании согласованными формы, места и времени публичного мероприятия в соответствии с уведомлением административного истца подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Тимошкевич О.В. к Администрации города Твери о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, признании согласованными формы, места и времени публичного мероприятия в соответствии с уведомлением административного истца- удовлетворить.
Признать отказ Администрации г.Твери в проведении публичного мероприятия в форме митинга 23 февраля 2022 года с 11 часов 30 минут до 13 часов 30 минут по адресу: г.Тверь, Тверская площадь, сквер у памятника М.Е. Салтыкову-Щедрину, численностью 300 человек, выраженный в письме от 10.02.2022 за №01/600-4-и, незаконным.
Признать согласованными форму, место и время публичного мероприятия в соответствии с уведомлением административного истца от 09.02.2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Булыгина
Решение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2022 года.