Решение по делу № 2-1075/2023 от 25.05.2023

Дело № 2-1075/2023

УИД 43RS0017-01-2023-001302-52

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 07 июля 2023 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Зеленковой Е.А., при секретаре Здоровенковой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1075/2023 по иску Министерства охраны окружающей среды Кировской области к администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, администрации муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Министерство охраны окружающей среды Кировской области обратилось в суд с иском к администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, администрация МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» Кировской области о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указано, что 03.11.2022 в Правительство Кировской области поступило обращение о незаконном размещение отходов производства и потребления на дороге вблизи <адрес>. 11.11.2022 старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды В. осуществлено выездное обследование, по результатам которого составлен акт. В ходе обследования установлено, что на неразмежеванном земельном участке в кадастровом квартале по адресу: <адрес> выявлено место несанкционированного размещения отходов в точке с GPS координатами: <данные изъяты>. 21.11.2022 информация направлена в МО МВД России «Кирово-Чепецкий» и в администрацию Кирово-Чепецкого района. В своем ответе администрация Кирово-Чепецкого района сообщила, что создана рабочая группа, которой произведен осмотр и составлен акт, установлено, что несанкционированная свалка размещена на неразграниченном земельном участке с кадастровым , расположенном в <адрес>. Мер по очистке земельного участка от несанкционированного размещения отходов производства и потребления, администрацией не принято.

20.04.2023 с целью систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований в области охраны окружающей среды старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды А. осуществлено выездное обследование, по результатам которого составлен акт. Из справки обследования территории КОГБУ «ВятНТИЦМП» следует, что место несанкционированного размещения отходов имеется на границе неразмежеванных земельных участков в кадастровых Общий объем размещенных отходов составляет 72,2 куб.м, площадью 166,2 кв.м.

Уточнив заявленные исковые требования просят суд обязать администрацию «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» произвести очистку части неразмежеванного земельного участка в кадастровом от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязнённый, грунта при проведении земляных работ и произвести очистку части неразмежеванного земельного участка в кадастровом от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Антюфеев А.Д. заявленные требования поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области по доверенности Потапова А.В. требования иска не признала, суду пояснила, что указанные в исковом заявлении поворотные точки отвала I в кадастровом не расположены в границах <адрес>, поэтому администрация города не является надлежащим ответчиком, просит отказать в иске к администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» по доверенности Двинин В.А. суду пояснил, что действительно данную свалку обязана ликвидировать администрация района, поскольку свалка находится на территории <адрес>, который является <адрес> Поскольку бюджет на 2023 год уже сформирован, просит установить срок для исполнения требований иска до 01.12.2024. Администрации нужно будет провести конкурсные процедуры, найти подрядчика и заключить контракт, это будет возможно только в следующем году, после того, как установится теплая и сухая погода.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Кировской области, администрации Просницкого сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От администрации поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как установлено в ч.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального округа в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно п.1.1 Положения о министерстве охраны окружающей среды Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2015 № 124-П (далее Положение) министерство охраны окружающей среды Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах охраны окружающей среды и природопользования осуществления регионального государственного экологического надзора в соответствии с полномочиями Кировской области, установленными: Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными и областными законами, и в силу п.3.1.41 Положения, имеет право на обращение в суд с требованиями об устранении нарушении законодательства в области размещения отходов производства и потребления, приведении земельных участков, в границах которых допущены нарушения данного Законодательства, в первоначальное состояние.

Как установлено в судебном заседании, 03.11.2022 в Правительство Кировской области поступило обращение гражданина о незаконном размещение отходов производства и потребления на дороге вблизи <адрес> (л.д.12).

11.11.2022 старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды В. осуществлено выездное обследование, по результатам которого составлен акт, из которого следует, что в ходе обследования установлено, что на неразмежеванном земельном участке в кадастровом по адресу: <адрес> выявлено место несанкционированного размещения отходов в точке с GPS координатами: <данные изъяты> (л.д.13-16).

21.11.2022 указанная информация министерством охраны окружающей среды Кировской области направлена в МО МВД России «Кирово-Чепецкий» для установления виновных лиц, допустивших сброс отходов производства и потребления, и возбуждения административного производства (л.д.17), а также в адрес Главы администрации Кирово-Чепецкого района для принятия мер реагирования, в том числе по ликвидации места размещения выявленных отходов (л.д.18).

Из акта осмотра администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области следует, что на территории <адрес> установлена несанкционированная свалка отходов: бетонные отходы с арматурой, ориентировочно 10 куб.м (л.д.20).

Из акта выездного обследования от 20.04.2023 министерства охраны окружающей среды Кировской области следует, что на границе неразмежеванных земельных участков в кадастровых кварталах имеется место несанкционированного размещения отходов. Общий объем размещенных отходов составляет 72,2 куб.м, площадью 166,2 кв.м. Выявленные отходы согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее ФККО) отнесены к следующим кодам: лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код по ФККО 822 201 01215); лом строительного кирпича незагрязненный (код по ФККО 34321001205); отходы грунта при проведении земляных работ (код по ФККО 81110000000) (л.д.22-24).

Согласно справке обследования территории от 02.05.2023 – в районе <адрес> на грунтовой дороге и прилегающей к ней территории имеются отвалы строительных отходов (3 шт.), представленных боем бетонных конструкций, смешанных с грунтом и ПРС. Также указаны координаты поворотных точек части отвала строительных отходов I, II, III, их объем и площадь (л.д.25-33).

Таким образом в судебном заседании установлено, что несанкционированное размещение отходов производства и потребления допущено на территории Кирово-Чепецкого района Кировской области, что не оспаривалось в судебном заседании представителем данного ответчика.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В силу п. 13 ч. 6 ст. 33 Устава муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области, к компетенции администрации района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования (Постановление Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Учитывая, что на администрацию МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, суд считает необходимым заявленные исковые требования министерства охраны окружающей среды Кировской области удовлетворить, обязать администрацию МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» в срок до 01.11.2024 произвести очистку части неразмежеванного земельного участка в кадастровом квартале от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязнённый, грунта при проведении земляных работ объемом 37,8 куб.м, площадью 103,5 кв.м (отвал I) в координатах поворотных точек, указанных в исковом заявлении, а также произвести очистку части неразмежеванного земельного участка в кадастровом от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ объемом 45,8 куб.м, площадью 84,6 кв.м (отвал I), от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ объемом 5,9 куб.м, площадью 13,9 кв.м (отвал II), от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ объемом 18,5 куб.м, площадью 44,3 кв.м (отвал III) в координатах поворотных точек, указанных в исковом заявлении.

В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области необходимо отказать, поскольку несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области в судебном заседании не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» в срок до 01 ноября 2024 года:

1) произвести очистку части неразмежеванного земельного участка в кадастровом квартале от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязнённый, грунта при проведении земляных работ объемом 37,8 куб.м площадью 103,5 кв.м (отвал I) в координатах поворотных точек <данные изъяты>?

2) произвести очистку части неразмежеванного земельного участка в кадастровом квартале от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ объемом 45,8 куб.м, площадью 84,6 кв.м (отвал I) в координатах поворотных точек <данные изъяты> от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ объемом 5,9 куб.м, площадью 13,9 кв.м (отвал II) в координатах поворотных точек <данные изъяты> от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ объемом 18,5 куб.м, площадью 44,3 кв.м (отвал III) в координатах поворотных точек <данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Зеленкова

Мотивированное решение составлено 13 июля 2023 года

Дело № 2-1075/2023

УИД 43RS0017-01-2023-001302-52

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 07 июля 2023 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Зеленковой Е.А., при секретаре Здоровенковой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1075/2023 по иску Министерства охраны окружающей среды Кировской области к администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, администрации муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Министерство охраны окружающей среды Кировской области обратилось в суд с иском к администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, администрация МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» Кировской области о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указано, что 03.11.2022 в Правительство Кировской области поступило обращение о незаконном размещение отходов производства и потребления на дороге вблизи <адрес>. 11.11.2022 старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды В. осуществлено выездное обследование, по результатам которого составлен акт. В ходе обследования установлено, что на неразмежеванном земельном участке в кадастровом квартале по адресу: <адрес> выявлено место несанкционированного размещения отходов в точке с GPS координатами: <данные изъяты>. 21.11.2022 информация направлена в МО МВД России «Кирово-Чепецкий» и в администрацию Кирово-Чепецкого района. В своем ответе администрация Кирово-Чепецкого района сообщила, что создана рабочая группа, которой произведен осмотр и составлен акт, установлено, что несанкционированная свалка размещена на неразграниченном земельном участке с кадастровым , расположенном в <адрес>. Мер по очистке земельного участка от несанкционированного размещения отходов производства и потребления, администрацией не принято.

20.04.2023 с целью систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований в области охраны окружающей среды старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды А. осуществлено выездное обследование, по результатам которого составлен акт. Из справки обследования территории КОГБУ «ВятНТИЦМП» следует, что место несанкционированного размещения отходов имеется на границе неразмежеванных земельных участков в кадастровых Общий объем размещенных отходов составляет 72,2 куб.м, площадью 166,2 кв.м.

Уточнив заявленные исковые требования просят суд обязать администрацию «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» произвести очистку части неразмежеванного земельного участка в кадастровом от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязнённый, грунта при проведении земляных работ и произвести очистку части неразмежеванного земельного участка в кадастровом от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Антюфеев А.Д. заявленные требования поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области по доверенности Потапова А.В. требования иска не признала, суду пояснила, что указанные в исковом заявлении поворотные точки отвала I в кадастровом не расположены в границах <адрес>, поэтому администрация города не является надлежащим ответчиком, просит отказать в иске к администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» по доверенности Двинин В.А. суду пояснил, что действительно данную свалку обязана ликвидировать администрация района, поскольку свалка находится на территории <адрес>, который является <адрес> Поскольку бюджет на 2023 год уже сформирован, просит установить срок для исполнения требований иска до 01.12.2024. Администрации нужно будет провести конкурсные процедуры, найти подрядчика и заключить контракт, это будет возможно только в следующем году, после того, как установится теплая и сухая погода.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Кировской области, администрации Просницкого сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От администрации поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как установлено в ч.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального округа в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно п.1.1 Положения о министерстве охраны окружающей среды Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2015 № 124-П (далее Положение) министерство охраны окружающей среды Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах охраны окружающей среды и природопользования осуществления регионального государственного экологического надзора в соответствии с полномочиями Кировской области, установленными: Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными и областными законами, и в силу п.3.1.41 Положения, имеет право на обращение в суд с требованиями об устранении нарушении законодательства в области размещения отходов производства и потребления, приведении земельных участков, в границах которых допущены нарушения данного Законодательства, в первоначальное состояние.

Как установлено в судебном заседании, 03.11.2022 в Правительство Кировской области поступило обращение гражданина о незаконном размещение отходов производства и потребления на дороге вблизи <адрес> (л.д.12).

11.11.2022 старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды В. осуществлено выездное обследование, по результатам которого составлен акт, из которого следует, что в ходе обследования установлено, что на неразмежеванном земельном участке в кадастровом по адресу: <адрес> выявлено место несанкционированного размещения отходов в точке с GPS координатами: <данные изъяты> (л.д.13-16).

21.11.2022 указанная информация министерством охраны окружающей среды Кировской области направлена в МО МВД России «Кирово-Чепецкий» для установления виновных лиц, допустивших сброс отходов производства и потребления, и возбуждения административного производства (л.д.17), а также в адрес Главы администрации Кирово-Чепецкого района для принятия мер реагирования, в том числе по ликвидации места размещения выявленных отходов (л.д.18).

Из акта осмотра администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области следует, что на территории <адрес> установлена несанкционированная свалка отходов: бетонные отходы с арматурой, ориентировочно 10 куб.м (л.д.20).

Из акта выездного обследования от 20.04.2023 министерства охраны окружающей среды Кировской области следует, что на границе неразмежеванных земельных участков в кадастровых кварталах имеется место несанкционированного размещения отходов. Общий объем размещенных отходов составляет 72,2 куб.м, площадью 166,2 кв.м. Выявленные отходы согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее ФККО) отнесены к следующим кодам: лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код по ФККО 822 201 01215); лом строительного кирпича незагрязненный (код по ФККО 34321001205); отходы грунта при проведении земляных работ (код по ФККО 81110000000) (л.д.22-24).

Согласно справке обследования территории от 02.05.2023 – в районе <адрес> на грунтовой дороге и прилегающей к ней территории имеются отвалы строительных отходов (3 шт.), представленных боем бетонных конструкций, смешанных с грунтом и ПРС. Также указаны координаты поворотных точек части отвала строительных отходов I, II, III, их объем и площадь (л.д.25-33).

Таким образом в судебном заседании установлено, что несанкционированное размещение отходов производства и потребления допущено на территории Кирово-Чепецкого района Кировской области, что не оспаривалось в судебном заседании представителем данного ответчика.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В силу п. 13 ч. 6 ст. 33 Устава муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области, к компетенции администрации района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования (Постановление Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Учитывая, что на администрацию МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, суд считает необходимым заявленные исковые требования министерства охраны окружающей среды Кировской области удовлетворить, обязать администрацию МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» в срок до 01.11.2024 произвести очистку части неразмежеванного земельного участка в кадастровом квартале от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязнённый, грунта при проведении земляных работ объемом 37,8 куб.м, площадью 103,5 кв.м (отвал I) в координатах поворотных точек, указанных в исковом заявлении, а также произвести очистку части неразмежеванного земельного участка в кадастровом от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ объемом 45,8 куб.м, площадью 84,6 кв.м (отвал I), от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ объемом 5,9 куб.м, площадью 13,9 кв.м (отвал II), от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ объемом 18,5 куб.м, площадью 44,3 кв.м (отвал III) в координатах поворотных точек, указанных в исковом заявлении.

В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области необходимо отказать, поскольку несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области в судебном заседании не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» в срок до 01 ноября 2024 года:

1) произвести очистку части неразмежеванного земельного участка в кадастровом квартале от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязнённый, грунта при проведении земляных работ объемом 37,8 куб.м площадью 103,5 кв.м (отвал I) в координатах поворотных точек <данные изъяты>?

2) произвести очистку части неразмежеванного земельного участка в кадастровом квартале от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ объемом 45,8 куб.м, площадью 84,6 кв.м (отвал I) в координатах поворотных точек <данные изъяты> от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ объемом 5,9 куб.м, площадью 13,9 кв.м (отвал II) в координатах поворотных точек <данные изъяты> от отходов бетона в кусковой форме, лома строительного кирпича незагрязненный, грунта при проведении земляных работ объемом 18,5 куб.м, площадью 44,3 кв.м (отвал III) в координатах поворотных точек <данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Зеленкова

Мотивированное решение составлено 13 июля 2023 года

2-1075/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство охраны окружающей среды Кировской области
Ответчики
администрация МО "Кирово-Чепецкий муниципальный район" Кировской области
Администрация МО "Город Кирово-Чепецк" Кировской области
Другие
Администрация Просницкого сельского поселения
Управление Росреестра по Кировской области
Суд
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
Дело на сайте суда
kirovochepetcky.kir.sudrf.ru
25.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2023Передача материалов судье
29.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Судебное заседание
13.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее