Решение по делу № 33-7137/2022 от 25.03.2022

Дело № 2-2530/2021

УИД 03RS0004-01-2021-002620-83

судья Ленинского районного суда адрес ФИО5

ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    № 33-7137/2022

    19 мая 2022 г.                                                                            г. ФИО1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рахматуллина А.А., судей Аюповой Р.Н. и Сагетдиновой А.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шуматбаевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковое заявление Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в интересах Республики Башкортостан к индивидуальному предпринимателю ФИО3, обществу с ограниченной ответственностью «ФИО1», ФИО4, обществу с ограниченной ответственностью «Развитие», обществу с ограниченной ответственностью «Садко-ЛИРА» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.А.,

    УСТАНОВИЛА:

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан обратилось в суд с иском в интересах Республики Башкортостан, с учётом уточнения требований, к обществу с ограниченной ответственностью «ФИО1», обществу с ограниченной ответственностью «Развитие», индивидуальному предпринимателю ФИО3, ФИО4, обществу с ограниченной ответственностью «Садко-ЛИРА» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Истец, с учётом уточнения требований, просил суд: обязать индивидуального предпринимателя ФИО2, Общество с ограниченной ответственностью «ФИО1» демонтировать красно-серые щиты (металлокассеты) – обшивку с фасада здания, примыкающего к помещениям, которым присвоены кадастровые номера №..., находящимся в здании – объекте культурного наследия, расположенном по адресу: г. ФИО1, адрес.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2, Общество с ограниченной ответственностью «ФИО1» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести ремонтно-реставрационные работы по восстановлению историко-архитектурного облика фасада здания, примыкающего к помещениям, которым присвоены кадастровые номера №..., находящимся в здании – объекте культурного наследия, расположенном по адресу: г. ФИО1, адрес.

Обязать ФИО4 демонтировать две надстройки над лестницами, изготовленными из профилированных металлических листов и иных металлических конструкций, расположенных с дворовой части фасада здания, примыкающего к помещению которому присвоен кадастровый №..., находящемуся в здании – объекте культурного наследия по адресу: г. ФИО1, адрес; кондиционеры, расположенные на восточном торцевом фасаде указанного помещения, а также привести форму расстекловки окон цокольного этажа в соответствии с проектной документацией согласованной с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия адрес.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Развитие» демонтировать кондиционер, расположенный на восточном торцевом фасаде здания, примыкающего к помещению, которому присвоен кадастровый №..., находящемуся в здании – объекте культурного наследия, расположенном по адресу: г. ФИО1, адрес.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Развитие» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести ремонтно-реставрационные работы по восстановлению историко-архитектурного облика фасада здания, примыкающего к помещению, которому присвоен кадастровый №..., находящемуся в здании – объекте культурного наследия, расположенном по адресу: г. ФИО1, адрес.

Решением Ленинского районного суда адрес от дата постановлено: «исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ к ИП ФИО3, ООО «ФИО1», ФИО4, ООО «Развитие» об исполнении обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2, Общество с ограниченной ответственностью «ФИО1» демонтировать красно-серые щиты (металлокассеты) – обшивку с фасада здания, примыкающего к помещениям, которым присвоены кадастровые номера №..., находящимся в здании – объекте культурного наследия, расположенном по адресу: г. ФИО1, адрес.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2, Общество с ограниченной ответственностью «ФИО1» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести ремонтно-реставрационные работы по восстановлению историко-архитектурного облика фасада здания, примыкающего к помещениям, которым присвоены кадастровые номера №..., находящимся в здании – объекте культурного наследия, расположенном по адресу: г. ФИО1, адрес.

Обязать ФИО4 демонтировать две надстройки над лестницами, изготовленными из профилированных металлических листов и иных металлических конструкций, расположенных с дворовой части фасада здания, примыкающего к помещению которому присвоен кадастровый №..., находящемуся в здании – объекте культурного наследия по адресу: г. ФИО1, адрес; кондиционеры, расположенные на восточном торцевом фасаде указанного помещения, а также привести форму расстекловки окон цокольного этажа в соответствии с проектной документацией согласованной с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Развитие» демонтировать кондиционер, расположенный на восточном торцевом фасаде здания, примыкающего к помещению, которому присвоен кадастровый №..., находящемуся в здании – объекте культурного наследия, расположенном по адресу: г. ФИО1, адрес.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Развитие» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести ремонтно-реставрационные работы по восстановлению историко-архитектурного облика фасада здания, примыкающего к помещению, которому присвоен кадастровый №..., находящемуся в здании – объекте культурного наследия, расположенном по адресу: г. ФИО1, адрес.».

В апелляционных жалобах ФИО4, ФИО38, ФИО39, ФИО46, ФИО13, ФИО41, ФИО45, ФИО42, ФИО43, ФИО9, ФИО44, ФИО40, ФИО55, ФИО36, ФИО35, ФИО33, ФИО48 и ФИО54 ставился вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права.

В отзыве на жалобы истец полагал решение суда законным.

Определением от дата судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с привлечением к участию в деле: ФИО10, ФИО39, ФИО52, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО44, ФИО38, ФИО37, ФИО53, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО54, ФИО17, ФИО34, ФИО33, ФИО46, ФИО18, ФИО42, ФИО19, ФИО20, ФИО50, ФИО21, ФИО47, ФИО22, муниципальное образование городской округ г. ФИО1, ФИО23, ФИО24, ФИО49, ФИО43, ФИО41, ФИО25, ФИО26, ФИО51, ФИО45, ФИО27, ФИО55, индивидуального предпринимателя ФИО28, индивидуального предпринимателя ФИО29 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в сети Интернет.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приступил к рассмотрению дела, в отсутствии возражений, без участия указанных лиц.

В судебном заседании суда первой инстанции от истца поступило заявление об отказе от заявленных требований к обществу с ограниченной ответственностью «Садко-ЛИРА». Суду апелляционной инстанции представитель истца ФИО30 подтвердила частичный отказ от иска, стороны не возражали против принятия отказа от иска в части.

Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.

Согласно положениям статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, в случае если истец отказался от иска, и отказ принят судом.

Согласно статье 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Принимая во внимание, что заявленный отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), последствия отказа от искового заявления, предусмотренные статьёй 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,                             Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан известны, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан полагает возможным удовлетворить его ходатайство, производство по делу в части требований прекратить.

Изучив в судебном заседании материалы дела, выслушав представителя истца ФИО30, поддержавшую иск к обществам с ограниченной ответственностью «ФИО1», «Развитие», индивидуальному предпринимателю ФИО3, ФИО4, ответчика ФИО4, его представителя ФИО31, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО13ФИО32, возражавших против удовлетворения иска, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан приходит к следующим выводам.

Как следует из иска и усматривается из материалов дела, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в интересах Республики Башкортостан, руководствуясь статьями 40, 45, 47.2 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации», указало, что дата включило в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории адрес, объекты культурного наследия «Усадьба Поповых с воротами: Главный дом» и «Усадьба Поповых с воротами: 3-этажный дом», расположенные по одному почтовому адресу: г. ФИО1, адрес.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от дата№..., №..., в зданиях объектов, зарегистрированных под кадастровыми номерами №..., собственниками (правообладателями) помещений являются: общество с ограниченной ответственностью «Садко-ЛИРА», кадастровый номер помещения: №...; индивидуальный предприниматель ФИО3, кадастровые номера помещений: №..., арендатором данных помещений является общество с ограниченной ответственностью «ФИО1»; общество с ограниченной ответственностью «Развитие», кадастровый №...; ФИО4, кадастровый номер помещения №....

дата истец выдал задания на проведение мероприятий по контролю, по результатам которых на объекте «Усадьба Поповых с воротами: Главный дом» установлен факт наличия обшивки на фасаде здания, размещение перед зданием уличной террасы (веранды), изменение форм оконных проёмов, их первоначальной расстекловки, отсутствие лепнины наличников окон, наличие надписей на фасадах, искажающих внешний облик и не способствующих сохранению и популяризации объекта культурного наследия; на объекте «Усадьба Поповых с воротами: 3-этажный дом» - факт того, что собственниками (правообладателями) при содержании и использовании объекта не приняты меры к его сохранению в части предусматривающей обеспечение поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния, требуется проведение ремонтно-реставрационных работ.

В этой связи истцом в адрес ответчиков 5 и дата направлены предостережения: - по объекту «Усадьба Поповых с воротами: Главный дом» индивидуальному предпринимателю ФИО3 и обществу с ограниченной ответственностью «ФИО1» с требованием демонтировать обшивку фасада здания и провести ремонтно-реставрационные работы по восстановлению историко-архитектурного облика фасадов здания, относящихся к помещениям индивидуального предпринимателя ФИО3 и общества с ограниченной ответственностью «ФИО1» с привлечением организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с предоставлением срока из выполнения в срок до датаг.; - по объекту Усадьба Поповых с воротами: 3-этажный дом» ФИО4 с требованием: демонтировать, примыкающие к заднему дворовому фасаду дома постройки, а также кондиционеры, расположенные на восточном торцевом фасаде, относящиеся к нежилому помещению ФИО4 Очистить стену восточного торцевого фасада от надписей и рисунков и привести стены здания, относящиеся в их помещению в надлежащий вид. Привести форму расстекловки окон цокольного этажа в соответствие с проектной документацией согласованной Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан с предоставлением срока их выполнения в срок до дата; - по объекту Усадьба Поповых с воротами: 3-этажный дом» к обществу с ограниченной ответственностью «Развитие» с требованием: демонтировать, относящийся к помещению общества с ограниченной ответственностью «Развитие» кондиционер, расположенный на восточном торцевом фасаде и организовать работы по приведению фасадов здания, относящихся к помещению общества с ограниченной ответственностью «Развитие», в надлежащий вид с предоставлением срока их выполнения в срок до дата.

По состоянию на дата и до настоящего времени собственниками (правообладателями) здания какие-либо меры, установленные статьями 40, 45, 47.2, пунктом 1 статьи 47.2 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации» и требования выданных предостережений по сохранению выявленных объектов культурного наследия «Усадьба Поповых с воротами: Главный дом», «Усадьба Поповых с воротами: 3-этажный дом» не приняты.

С заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению выявленных объектов культурного наследия собственники (правообладатели) в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан не обращались. Разрешение на проведение работ по сохранению выявленных объектов культурного наследия управлением не выдавалось. Проектная документация на проведение работ по сохранению выявленных объектов культурного наследия в управление не представлялось и не согласовывалось.

    Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на доступ к культурным ценностям, обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 44).

В порядке реализации указанных конституционных требований принят Федеральный закон от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), обеспечивающий сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (преамбула).

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

К объектам культурного наследия понимается (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 ФЗ дата N 73-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ закреплено понятие "сохранение объекта культурного наследия", под которым понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия (абз. 2 п. 1 ст. 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ).

В этой связи, требования истца к ответчикам в части возложения обязанности провести ремонтно-реставрационные работы удовлетворены быть не могут.

Согласно статье 45 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В проведении отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут участвовать добровольцы (волонтеры). Особенности участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия, а также виды работ по сохранению объектов культурного наследия, в которых указанные лица могут участвовать, определяются Правительством Российской Федерации.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.

При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок проведения работ по сохранению объектов археологического наследия, выдачи разрешений на проведение указанных работ устанавливается статьей 45.1 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 47.2 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации» требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

В отношении объекта археологического наследия, включенного в реестр, выявленного объекта археологического наследия устанавливаются требования к обеспечению сохранности объекта археологического наследия (требования к обеспечению неизменности внешнего облика, сохранению целостности, структуры объекта археологического наследия) или требования по организации и финансированию спасательных археологических полевых работ на данном объекте археологического наследия. Лицо (лица), указанное (указанные) в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязано (обязаны) в установленные охранным обязательством сроки:

1) обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) в случае обнаружения при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, незамедлительно приостановить работы и направить в течение трех рабочих дней со дня их обнаружения заявление в письменной форме об указанных объектах в региональный орган охраны объектов культурного наследия. Региональный орган охраны объектов культурного наследия, которым получено такое заявление, организует работу по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится обнаруженный объект культурного наследия. Дальнейшее взаимодействие регионального органа охраны объектов культурного наследия с лицами, указанными в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, в отношении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном статьей 36 настоящего Федерального закона;

3) организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах и таком правовом регулировании судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан считает, что у ответчиков не возникло обязанности провести ремонтно-реставрационные работы, как просит истец, поскольку это прямо запрещено в данном случае в абзаце 2 пункта 1 статьи 47.2 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации».

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца подтвердил отсутствие согласованной проектной документации по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, задания на проведение работ, в связи с чем требования о демонтаже конструкций судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан находит преждевременными, не отвечающими положениям статьи 45 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации» и, в случае удовлетворения, ставящие под угрозу сохранение выявленных объектов культурного наследия, поскольку просимый Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан демонтаж фактически будет осуществляться без применения правового режима, установленного Федеральным законом от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации», что недопустимо и противоречит части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, содержащей обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В данном случае, произвольные требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан о судебном вмешательстве в облик выявленных объектов культурного наследия в отсутствие подготовленной на основании Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации» проектной документации по существу на данном законе не основаны.

Доводы ФИО4 о том, что суду следует определить объём обязательств каждого собственника помещений в соответствии с размером принадлежащей им доли, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные, поскольку предмет данного охранного обязательства – выявленные объекты культурного наследия - неделимы, и в случае наличия нескольких сособственников и пользователей их обязанность по выполнению требований охранного обязательства является солидарной. Такой является обязанность ФИО4 и общества с ограниченной ответственностью «Развитие» в отношении объекта культурного наследия «Усадьба Поповых с воротами: 3-этажный дом».

При таких обстоятельствах, учитывая бездействие собственников в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия после получения предостережений Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 5 и дата, продолжительность и достаточность полугодового срока для организации подготовки, согласования проектной документации и проведения работ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения по существу спора с возложением на индивидуального предпринимателя ФИО3 обязанности в течение 6 месяцев организовать подготовку, согласование проектной документации и проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Усадьба Поповых с воротами: Главный дом», расположенного по адресу: адрес, г. ФИО1, адрес.

Также суд апелляционной инстанции считает необходимым возложить на ФИО4 и общество с ограниченной ответственностью «Развитие» солидарную обязанность в течение 6 месяцев организовать подготовку, согласование проектной документации и проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Усадьба Поповых с воротами: 3-этажный дом», расположенного по адресу: адрес, г. ФИО1, адрес.

В удовлетворении остальной части исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в интересах Республики Башкортостан к индивидуальному предпринимателю ФИО3, ФИО4 и обществу с ограниченной ответственностью «Развитие» следует отказать.

В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «ФИО1» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре также следует отказать по следующим основаниям.

В пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ определён круг лиц (собственников или иных законных владельцев объекта культурного значения), которые обязаны выполнять охранное обязательство: физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора; унитарные предприятия или учреждения, которым объект предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления; юридические лица, которым объект передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора; федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества, если объект не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование.

В названный перечень лиц, обязанных выполнять охранное обязательство, арендатор объекта культурного наследия не включен.

Согласно пункту 11 статьи 48 Закона N 73-ФЗ распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 настоящего Закона, между сторонами договора устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьей 47.6 настоящего Закона.

Следовательно, арендаторы несут обязанность по сохранению объекта культурного наследия только в том случае, если это прямо установлено договором между собственником и арендатором. Договором от дата №..., дополнительным соглашением к нему от дата на общество с ограниченной ответственностью «ФИО1» обязанности в сфере в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия не возложены.

Поскольку общество с ограниченной ответственностью «ФИО1» владеет и пользуется объектом возмездно на основании договора аренды недвижимого имущества от дата №..., дополнительного соглашения к нему от дата, обязанность по выполнению требований охранного обязательства в силу закона несет собственник объекта культурного наследия – индивидуальный предприниматель ФИО3

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от дата №...-КГ17-23190 по делу №...

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда адрес от дата отменить. Принять по делу новое решение.

Принять отказ истца Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в интересах Республики Башкортостан от исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Садко-ЛИРА» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Производство по делу в части исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в интересах Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Садко-ЛИРА» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре прекратить.

Разъяснить сторонам, что отказ от исковых требований лишает права на повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в интересах Республики Башкортостан к индивидуальному предпринимателю ФИО3, ФИО4, обществу с ограниченной ответственностью «Развитие» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре удовлетворить частично.

Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО3 обязанность в течение 6 месяцев организовать подготовку, согласование проектной документации и проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Усадьба Поповых с воротами: Главный дом», расположенного по адресу: адрес, г. ФИО1, адрес.

Возложить на ФИО4 и общество с ограниченной ответственностью «Развитие» солидарную обязанность в течение 6 месяцев организовать подготовку, согласование проектной документации и проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «адрес, расположенного по адресу: адрес, г. ФИО1, адрес.

В удовлетворении остальной части исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в интересах Республики Башкортостан к индивидуальному предпринимателю ФИО3, ФИО4 и обществу с ограниченной ответственностью «Развитие» отказать.

В удовлетворении исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в интересах Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «ФИО1» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре отказать.

Председательствующий

судьи

Мотивированное определение изготовлено дата

33-7137/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ
Ответчики
ООО Глобал Фуд Уфа
ООО Развитие
Грицан Ярослав Васильевич
ООО Садко-ЛИРА
ИП Хизриева Анфиса Рашитовна
Другие
Макарова Елена Евгеньевна
Паранькин Д.В.
Алексеев К.В.
Шевелева Е.К.
Скурлыгина Ирина Ивановна
ООО ДЖИЭЛЬ
Исланский Ян Владимирович
Шевелева В.К.
Нуриева Л.Б.
Ишалин Р.Р.
Янковская Камилла Ринатовна
Быкова Лариса Викторовна
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Халмурзин Тимур Вилевич
Сан Роза
Никитин Игорь Ринатович
Шевелева Ирина Сергеевна
Герфанов Р.Р.
Паранькина А.Д.
Павлова А.А.
Яковлева Э.В.
Паранькина Маргарита Альфредовна
Прокудин Александр Михайлович
Шатунова Анастасия Олеговна
Хамаева Гульшат Шариповна
Сакаева Л.А.
Зайнутдинова Ильмира Фардеевна
Даутова Арина Ринатовна
Сакаева А.Т.
ИП Грицан Е.В.
Гордеев Михаил Федорович
Хасанова А.М.
Исламова Татьяна Мухаметовна
Сиренко София Ивановна
Халяпов В.Н.
Щербакова К.В.
Шакирова Зугра Назиповна
Сакаева Раиса Рависовна
Афеки Джэнет Раймондовна
Рахматуллина Э.М.
Сахабиев Рим Тимербаевич
Ларионова Д.А.
Мурзабаева Зульфия Фаритовна
Остапчук Валентина Даниловна
Аминева Р.Р.
Быков Александр Евгеньевич
Хизриева Анфиса Рашитовна
Шульман Элла Михайловна
Шульман М.С.
Семенова Зульфира Гаязовна
Алексеева А.А.
Янбулатова Элида Вахитовна
Филиппова Т.Р.
Федотова А.А.
Халяпов Азат Наилевич
Аскарова А.Т.
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Рахматуллин Азат Асхатович
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
28.03.2022Передача дела судье
21.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
19.05.2022Судебное заседание
09.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2022Передано в экспедицию
19.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее