ДЕЛО № 2-2078/2021
УИД 92RS0004-01-2021-002249-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2021 года город Севастополь
Резолютивная часть оглашена 16 августа 2021 года.
Полный текст решения составлен 20 августа 2021 года.
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Чан В.П.,
при секретаре судебного заседания Маннаповой И.А.,
с участием представителя истца Сморчкова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2078/2021 по иску Соседко О.А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права на завершение оформления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Соседко О.А. обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просила признать за ней право на завершение оформления права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ решением Качинского поселкового Совета № Соседко О.А. предоставлено согласие на составление проекта землеустройства по отводу с установлением границ и площади земельного участка в натуре (на местности) ориентировочно <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. ДД.ММ.ГГГГ с целью завершения оформления земельного участка в собственность, Соседко О.А. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно. Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в передаче земельного участка в собственность. Не согласившись с принятым Департаментом решением, истец обратилась в суд с административным исковым заявлением, решением Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Соседко О.А. удовлетворен частично. Решение Департамента об отказе в передаче земельного участка в собственность, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, признано незаконным и отменено. Указанным решением суда на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Соседко О.А. земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно. Апелляционным определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменено. В удовлетворении административного иска Соседко О.А. отказано. По мнению истца, ее право на завершение оформление земельного участка может быть защищено путем признания права на завершение оформления в собственность земельного участка, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим иском.
Истец Соседко О.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Сморчков В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, дав пояснения, аналогичные содержанию искового заявления, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учётом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением 6 сессии 6 созыва Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № истцу предоставлено согласие на составление проекта землеустройства по отводу с установлением границ и площади земельного участка в натуре (на местности) ориентировочно <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
В соответствии с пунктом 2 решения Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ № Соседко О.А. установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения проекта землеотвода с установлением границ и площади в натуре (на местности) указанного земельного участка и предоставления соответствующих материалов в Качинский поселковый совет для принятия решения в установленном порядке. Решением Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении почтового адреса земельным участкам для индивидуального строительства в составе жилого квартала в <адрес> согласно прилагаемого списка» присвоен почтовый адрес земельному участку Соседко О.А. для индивидуального строительства в составе жилого квартала с неполным комплексом общественного обслуживания в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ земельному участку присвоен кадастровый №.
В соответствии с частью 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины проект землеустройства по отводу земельного участка разрабатывается по заказу граждан субъектами хозяйствования, являются исполнителями работ по землеустройству согласно закону, в сроки, обусловленные соглашением сторон.
Также установлено, что на исполнение Решения Качинского поселкового Совета № от ДД.ММ.ГГГГ Соседко О.А. в установленный срок был выполнен проект отвода земельного участка с установлением границ и площади в натуре (на местности).
В соответствии с частью 8 статьи 118 Земельного кодекса Украины проект отвода земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 Земельного кодекса Украины.
В соответствии с частью 1 статьи 186-1 Земельного кодекса Украины проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере земельных отношений.
ДД.ММ.ГГГГ проект землеустройства был согласован Главным управлением Государственной санитарно-эпидемиологической службы в городе Севастополе (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №). ДД.ММ.ГГГГ Государственным управлением охраны окружающей природной среды в городе Севастополе Министерства экологии и природных ресурсов Украины было предоставлено заключение № о согласовании материалов проекта землеустройства по отводу и установлению границ земельного участка в натуре (на местности) по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации Соседко О.А. было предоставлено заключение о согласовании проекта землеустройства по проекту землеустройства (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Как следует из заключения по проекту землеустройства срок действия определен в три года.
Таким образом ДД.ММ.ГГГГ разработанный истцом проект землеустройства был согласован.
21 марта 2014 года принят Федеральный конституционный закон РФ № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон 6-ФКЗ).
Согласно статье 12 Закона 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя определены Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон 46-ЗС).
Статья 12 Закона 46-ЗС определяет порядок завершения оформления права на земельные участки, начатое до принятия Закона 6-ФКЗ.
Завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (часть 1 статьи 12 Закона 46-ЗС).
Завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Земельному участку присвоен кадастровый №.
Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № категория земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., приведена в соответствие со статьей 5 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» земельный участок отнесен к категории земель «Земли населенных пунктов».
ДД.ММ.ГГГГ Соседко О.А. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., в собственность без проведения торгов бесплатно.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент отказал Соседко О.А. в передаче земельного участка в собственность на том основании, что в предоставленных материалах выявлено разночтение в фамилии: приложенные к заявлению решения Качинского поселкового Совета (№ от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ) выданы ФИО3, тогда как с заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратилась Соседко О.А.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что решение 6 сессии 6 созыва Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, а также решение 18 сессии 6 созыва Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № в части пункта 5 приложения к решению 18 сессии 6 созыва Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № выдано Соседко О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации серия <данные изъяты> №, выданный Федеральной миграционной службой ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Соседко О.А. повторно обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно.
Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в передаче земельного участка в собственность.
Соседко О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просила признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в передаче указанного земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Соседко О.А. удовлетворены частично. Решение Департамента об отказе в передаче земельного участка в собственность, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № признано незаконным и отменено, а на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно.
Апелляционным определением судебной коллегии по администартивным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменено. В удовлетворении административного иска Соседко О.А. к Департаменту о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия отказано. Суд апелляционной инстанции
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что в соответствии с пунктом 2 решения Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ № Соседко О.А. был установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения проекта землеотвода с установлением границ и площади в натуре (на местности) указанного земельного участка и предоставления соответствующих материалов в Качинский поселковый совет для принятия решения в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 решения Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ № при невыполнении данного решения в указанный срок решение считается утратившим силу.
Впоследствии решением Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ № срок действия решения № был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела проект землеустройства был разработан истцом в ДД.ММ.ГГГГ и был подан на согласование в органы государственной власти ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом на проекте землеустройства. Таким образом, истец добросовестно выполнила требование пункта 2 Решения Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с частью 5 статьи 186-1 Земельного кодекса Украины органы исполнительной власти, указанные в частях первой - третьей настоящей статьи, обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения проекта землеустройства по отводу земельного участка (копии такого проекта) безвозмездно предоставить свои выводы о его согласовании или отказе в таком согласовании.
Материалами дела подтверждено, что проект землеустройства был согласован с нарушением сроков, установленных статьи 186-1 Земельного кодекса Украины.
Так, Главным управлением Государственной санитарно-эпидемиологической службы в городе Севастополе проект землеустройства был согласован ДД.ММ.ГГГГ. Государственное управление охраны окружающей природной среды в городе Севастополе Министерства экологии и природных ресурсов Украины согласовало проект землеустройства ДД.ММ.ГГГГ (заключение №). Окончательное согласование проекта землеустройства состоялось лишь ДД.ММ.ГГГГ - Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации Соседко О.А. было предоставлено заключение о согласовании проекта землеустройства по проекту землеустройства (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Как следует из заключения по проекту землеустройства срок действия заключения определен в три года.
При таких условиях суд приходит к выводу, что истец добросовестно в установленный решением Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ № срок разработала проект землеустройства и предоставила его на согласование в органы государственной власти. При этом именно уполномоченные на согласование проекта землеустройства органы государственной власти в нарушение требований действовавшего на тот момент законодательства допустили нарушение сроков согласования проекта землеустройства, что привело к истечению сроков, установленных пунктом 2 решения Качинского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2017 года № 16-П по делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Дубовца А.Н. указал, что публичным властям надлежит действовать своевременно, надлежащим образом и максимально последовательно; ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно при отсутствии иных конфликтующих интересов; риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица (постановления от 5 января 2000 года по делу "Бейелер (Beyeler) против Италии" и от 6 декабря 2011 года по делу "Гладышева против России"). Данная позиция была положена в основу разрешения Европейским Судом по правам человека дел, связанных с истребованием у граждан жилых помещений, поступивших в собственность публично-правовых образований как выморочное имущество (постановления от 13 сентября 2016 года по делу "Кириллова против России", от 17 ноября 2016 года по делу "Аленцева против России" и от 2 мая 2017 года по делу "Клименко против России").
Также суд принимает во внимание, что на основании коллективного обращения граждан, в том числе и истца, решением Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ № срок действия Решения № был продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство свидетельствует о добросовестном поведении истца в реализации своих прав и исполнении своих обязанностей.
Также суд принимает во внимание то обстоятельство, что, несмотря на истечение ДД.ММ.ГГГГ срока действия решения Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, государственные органы Украины, уполномоченные на согласование землеустроительной документации, продолжали согласовывать разработанную истцом землеустроительную документацию и выдавать заключения по проекту землеустройства, при этом в качестве основания для утверждения проекта землеустроства органы государственной власти ссылались на решение Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, с учетом проведения всех необходимых работ по разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка, с учетом присвоения земельному участку почтового адреса и кадастрового номера, с учетом получения положительного заключения всех государственных органов, уполномоченных согласовывать проект землеустройства, в том числе получение согласования Управления градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), Соседко О.А. имела гарантированное Конституцией Украины (статья 14) право на получение испрашиваемого участка в собственность в порядке приватизации. При этом на сегодняшний день истец лишен возможности реализовать свой законный интерес в силу того обстоятельства, что срок действия Качинского поселкового Совета не может быть продлен, и при этом ответчик не признает права истца на завершение оформления земельного участка.
Согласно статье 6 Конституции Украины органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.
Согласно статье 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
В соответствии со статьей 140 Конституции Украины местное самоуправление осуществляется территориальной общиной в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы.
Система и гарантии местного самоуправления в Украине, основы организации и деятельности, правового статуса и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления определены Законом Украины «О местном самоуправлении» (далее – Закон Украины о местном самоуправлении).
В соответствии со статьей 59 Закона Украины о местном самоуправлении Совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и иные акты в форме решений.
Конституционный суд Украины в своем решении от 16 апреля 2009 № 7-рп/2009 по делу об официальном толковании положений части второй статьи 19, статьи 144 Конституции Украины, статьи 25, части четырнадцатой статьи 46, частей первой, десятой статьи 59 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" отметил, что органы местного самоуправления, решая вопросы местного значения, представляя общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов, принимают нормативные и ненормативные акты. К нормативным относятся акты, которые устанавливают, изменяют или прекращают нормы права, имеют локальный характер, рассчитаны на широкий круг лиц и применяются неоднократно, а ненормативные акты предусматривают конкретные предписания, обращенные к отдельному субъекту или юридического лица, применяются однократно и после реализации исчерпывают свое действие. Конституционный суд Украины указал, что ненормативные правовые акты органа местного самоуправления являются актами одноразового применения, исчерпывают свое действие фактом их выполнения, поэтому они не могут быть отменены или изменены органом местного самоуправления после их выполнения.
Конституционный суд Украины отметил, что в Конституции Украины закреплен принцип, согласно которому права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, которое отвечает перед человеком за свою деятельность (статья 3). Органы местного самоуправления несут ответственность за свою деятельность перед юридическими и физическими лицами (статья 74 Закона). Таким образом, органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения. Это "гарантией стабильности общественных отношений" между органами местного самоуправления и гражданами, порождая у граждан уверенность в том, что их существующее положение не будет ухудшено принятием более позднего решения.
Законом Украины от 5 ноября 2009 года № 1702 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения права собственности на землю» статья 151 Земельного кодекса Украины изложена в новой редакции, в которой норма о сроке действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований ее отвода исключена. Данный закон вступил в силу 10 декабря 2009 года.
Анализ вышеперечисленных норм права позволяет сделать вывод, что решение Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ № являлось актом ненормативного характера, то есть актом одноразового применения, исчерпало свое действие фактом своего выполнения и не могло быть отменено или изменено органом местного самоуправления после его выполнения. Следовательно, при принятии ДД.ММ.ГГГГ Качинским поселковым Советом решения № у последнего отсутствовали полномочия по установлению срока его действия в силу вышеприведенных норм действовавшего на момент их принятии законодательства.
Одним из способов защиты гражданских прав, в силу положений статьи 12 ГК РФ, является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Таким образом, поскольку положения названного решения органа местного самоуправления, ограничивающие срок действия решения на составление проекта отвода земельного участка, не соответствовали нормам действовавшего на момент их принятия Земельного кодекса Украины, то указанные положения не подлежат применению для целей исчисления срока действия указанных решений.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Соседко О.А. удовлетворить.
Признать за Соседко О.А. право на завершение оформления права собственности на земельный участок, ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.П. Чан