УИД: 77RS0014-02-2024-001702-67
№ 12-263/2024
РЕШЕНИЕ
08 апреля 2024 года адрес
Судья Лефортовского районного суда адрес Каргальцев Антон Игоревич, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу: Москва, адрес, зал № 11 жалобу Пименовой Елены Вячеславовны на вынесенное в отношении нее постановление начальника Отдела МВД России по адрес от 15 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Отдела МВД России по адрес от 15 января 2024 года Пименова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, Пименова Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит о его отмене, ссылаясь на отсутствие в ее действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
В судебное заседание Пименова Е.В. явилась, доводы жалобы поддержала.
Выслушав Пименову Е.В., ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Из оспариваемого постановления начальника Отдела МВД России по адрес от 15 января 2024 года следует, что 28 декабря 2023 года в 21 час 00 минут по адресу: Москва, адрес была выявлена гражданка Пименова Е.В., которая не исполнила обязанности принимающей стороны, а именно: предоставив жилое помещение иностранному гражданину фио, не поставила его на миграционный учет, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Данное постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 376-ФЗ) наступает за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их передвижением по адрес при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Частью 1 ст. 20 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 27 июня 2018 года № 163-ФЗ) предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 08 июня 2020 года № 182-ФЗ и от 28 апреля 2023 года № 156-ФЗ) уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных ч.ч. 3 – 3.5 и 4 ст. 22 указанного Федерального закона.
На основании ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 08 июня 2020 года № 182-ФЗ и от 24 февраля 2021 года № 22-ФЗ) срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания либо со дня получения временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, если иностранный гражданин: 1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания; 2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; 3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства; 4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 27 июня 2018 года № 163-ФЗ и от 08 июня 2020 года № 182-ФЗ) под стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (принимающая сторона), понимается гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на адрес и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства.
Как следует из представленных материалов дела, 28 декабря 2023 года в 21 час 50 минут в принадлежащей Пименовой Е.В. квартире, расположенной по адресу: Москва, адрес, сотрудниками полиции был выявлен гражданин адрес, который, прибыв на адрес в порядке, не требующем получения визы, был постановлен на миграционный учет по адресу: адрес, однако, фактически проживал по адресу: Москва, адрес.
15 января 2024 года участковым уполномоченным полиции ОУУП Отдела МВД России по адрес по факту невыполнения Пименовой Е.В. как принимающей стороной обязанности по постановке гражданина адрес на миграционный учет в отношении нее (Пименовой Е.В.) составлен протокол серии адрес № 0708783 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
В тот же день (15 января 2024 года) начальником Отдела МВД России по адрес вынесено постановление о назначении Пименовой Е.В. административного наказания по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Между тем, в ходе производства по делу об административном правонарушении Пименова Е.В. последовательно ссылалась на отсутствие в ее действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, указывая на то, что принадлежащее ей жилое помещение, расположенное по адресу: Москва, адрес, было предоставлено на основании договора найма жилого помещения от 26 апреля 2023 года гражданину Российской Федерации фио и членам его семьи, которые также являются гражданами Российской Федерации, гражданину адрес жилое помещение по указанному выше адресу ею (Пименовой Е.В.) не предоставлялось, указанный гражданин находился 28 декабря 2023 года в квартире в качестве гостя нанимателя Сангова фио существу аналогичные доводы Пименова Е.В. приводит и в настоящей жалобе.
В подтверждение своих доводов Пименова Е.В. представила в материалы дела копию договора найма жилого помещения от 26 апреля 2023 года, согласно которому она (наймодатель) предоставляет гражданину Российской Федерации фио (наниматель) жилое помещение, расположенное по адресу: Москва, адрес, во временное пользование для проживания на срок с 01 мая 2023 года по 01 апреля 2024 года.
Пунктом 1.3 указанного договора найма предусмотрено, что в течение срока найма в квартире будут проживать: мать нанимателя, двое братьев, родственники пять человек.
Опровергнуть приведенные Пименовой Е.В. доводы по представленным материалам дела не представляется возможным, поскольку обстоятельства, связанные с нахождением 28 декабря 2023 года гражданина адрес в принадлежащем Пименовой Е.В. жилом помещении по адресу: Москва, адрес, ни при возбуждении дела об административном правонарушении, ни при его рассмотрении должностными лицами Отдела МВД России по адрес надлежащим образом не выяснялись. В частности, не было установлено: кто, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью предоставил гражданину адрес доступ в указанное выше жилое помещение; относится ли гражданин адрес к числу лиц, перечисленных в п. 1.3 договора найма жилого помещения от 26 апреля 2023 года. По указанным обстоятельствам ни наниматель жилого помещения фио, ни гражданин адрес, ни иные лица, в том числе проживающие в квартире по адресу: Москва, адрес, не опрашивались.
При этом должностным лицом административного органа при рассмотрении дела не были учтены положения ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Сверх того, при рассмотрении дела об административном правонарушении начальником Отдела МВД России по адрес не было учтено следующее.
Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в числе прочего, полежит выяснению наличие события административного правонарушения, в том числе время совершения административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 14 и 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока. Невыполнение предусмотренной законом, иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Поскольку согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 08 июня 2020 года № 182-ФЗ и от 24 февраля 2021 года № 22-ФЗ) уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, постольку вмененное в вину Пименовой Е.В. административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, не является длящимся и считается оконченным с момента истечения указанного выше срока, который в силу положений ст. 24.1 и ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ подлежит установлению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Однако время совершения вмененного в вину Пименовой Е.В. административного правонарушения при рассмотрении дела начальником Отдела МВД России по адрес установлено не было. Указанные в оспариваемом постановлении о назначении административного наказания время и дата (21 час 00 минут 28 декабря 2023 года) касаются момента выявления факта нахождения гражданина адрес в жилом помещении по адресу: Москва, адрес, а не времени совершения Пименовой Е.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление начальника Отдела МВД России по адрес от 15 января 2024 года, вынесенное в отношении Пименовой Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене.
Так как на момент рассмотрения в суде настоящей жалобы годичный срок давности привлечения Пименовой Е.В. к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Отдел МВД России по адрес.
При новом рассмотрении дела должностному лицу административного органа надлежит учесть изложенное в настоящем решении и принять меры к выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для полного, всестороннего и объективного разрешения дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 18.9 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 18.9 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.1 – 30.3, 30.9 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
1