Решение по делу № 33-1604/2023 от 02.03.2023

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

31RS0016-01-2022-010059-17                                                   33-1604/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«04» апреля 2023 года                                                                               г.Белгород

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

- председательствующего                    Переверзевой Ю.А.,

- судей                                                    Фурмановой Л.Г., Тертышниковой С.Ф.,

- при секретаре                                     Елисеевой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисовой Марии Игоревны к ОГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Белгородской области о возложении обязанности выдать рецепты на бесплатное получение изделий медицинского назначения, обеспечивать изделиями медицинского назначения по рецептам, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Белгородской области

на решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 27 декабря 2022 года.

Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., выслушав объяснения представителей ответчика Министерства здравоохранения Белгородской области Ядута С.А., ОГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница» Зорина С.В., судебная коллегия

                          у с т а н о в и л а:

Денисова М.И. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просила суд: возложить на ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» обязанность ежеквартально выдавать ей рецепты на бесплатное получение расходных материалов к инсулиновой помпе - инфузионный набор Medtronic ММТ 397 или ММТ 399 из расчета 40 штук, резервуар для инсулина Medtronic ММТ-332 из расчета 40 штук, сенсор Энлайт Medtronic ММТ 7008 из расчета 15 штук до момента отмены инсулинотерапии; возложить на Министерство здравоохранения Белгородской области обязанность обеспечивать ее изделиями медицинского назначения по рецептам на бесплатное получение вышеуказанного объема расходных материалов к инсулиновой помпе до момента отмены инсулинотерапии; взыскать с ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» и Министерства здравоохранения Белгородской области в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей; решение в части требований о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению ее указанными выше жизненно необходимыми расходными материалами обратить к немедленному исполнению.

Требования мотивированы тем, что Денисова М.И. страдает социально значимым заболеванием <данные изъяты>», несвоевременное обеспечение ее за счет бюджетных средств вышеуказанными расходными материалами к установленной ей по жизненным показаниям инсулиновой помпе может привести к негативным последствиям ее здоровья, отказ ответчиков в обеспечении ее расходными материалами к инсулиновой помпе лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме.

Решением Октябрьского районного суда г.Белгорода от 27.12.2022 г. заявленные Денисовой М.И. исковые требования удовлетворены частично, постановлено: - возложить на ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» обязанность ежеквартально выдавать Денисовой М.И. рецепты на бесплатное получение расходных материалов к инсулиновой помпе: инфузионный набор Medtronic ММТ 397 или ММТ 399 из расчета 40 штук, резервуар для инсулина Medtronic ММТ-332 из расчета 40 штук, сенсор Энлайт Medtronic ММТ 7008 из расчета 15 штук до момента отмены инсулинотерапии; - возложить на Министерство здравоохранения Белгородской области обязанность обеспечивать Денисову М.И. вышеуказанными изделиями медицинского назначения по рецептам на бесплатное получение расходных материалов к инсулиновой помпе; - взыскать с ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» в пользу Денисовой М.И. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей; в удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

В апелляционной жалобе представитель ответчика - Министерства здравоохранения Белгородской области просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное                                      и необоснованное ввиду неправильного определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Денисовой М.И. в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано на то, что в ходе рассмотрения дела установлено, что у истицы в настоящее время имеется две инсулиновой помпы «Medtronic» и «Accu-Chek». При этом, как показала Денисова М.И. инсулиновая помпа марки «Medtronic» для нее является некомфортной, поскольку в ней в отличие от помпы марки «Accu-Chek» отсутствует глюкопункт с помощью которого она может удаленно вводить лекарственный препарат инсулин. Также истица указывала на то, что пользоваться инсулиновыми помпами она не может ввиду функциональной сложности, в связи с чем для измерения уровня сахара в крови исключительно использует шприц-ручки. Кроме того, ранее истица обращалась в суд по вопросу обеспечения ее расходные материалами к инсулиновой помпе «Accu-Chek», в удовлетворении иска было отказано по тем основаниям, что на момент разрешения данного гражданского дела Денисова М.И. имела медицинскую документацию, подтверждающую замену указанной инсулиновой помпы на инсулиновую помпу марки «Medtronic», что, по мнению ответчика, является злоупотреблением права со стороны истицы. Также необоснованным полагает вывод суда о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению истицы рецептами на расходные материалы к инсулиновой помпе. В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 23.10.2010 г. № 351-пп «О мерах по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения», Министерством здравоохранения Белгородской области осуществляется обеспечение пациентов лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания жителям области бесплатной медицинской помощи на основе сформированной сводной заявки с учетом заявок учреждений здравоохранения области. Установка инсулиновой помпы входит в перечень высокотехнологичной медицинской помощи, услуга по обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе не предусмотрена в качестве медицинской помощи за счет средств ОМС. В соответствии с рекомендациями по организации обеспечения граждан, страдающих заболеванием <данные изъяты>, которым установлены инсулиновые помпы, расходными материалами, утвержденные Минздравом России,в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе включить расходные материалы к инсулиновой помпе в перечень медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также по рецептам врачей с 50-процентной скидкой. Судом оставлено без надлежащей правовой оценки то обстоятельство, что в силу положений ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлена категория граждан, имеющих право обратиться за предоставлением набора социальных услуг, включающего обеспечение необходимыми медицинскими изделиями за счет средств федерального бюджета. Между тем, истицей не представлены документы (протокол врачебной комиссии), в подтверждение необходимости оказания высокотехнологичной помощи, а в частности - основания замены инсулиновой помпы. Более того, как следует из писем производителя ООО «Медтроник» функции непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени в инсулиновой помпе данного производителя не представляется возможным, без медицинского изделия «Сенсор для мониторинга глюкозы Энлайт» помпа будет работать исключительно в режиме подачи инсулина. Согласно медицинской документации Денисовой М.И. ей была имплантирована система постоянной подкожной инфузии инсулина (инсулиновая помпа), а не непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени, в связи с чем, истице рекомендованы замеры глюкозы в крови глюкометром, для использования которого, ей выдавались и выдаются тест-полоски из расчета на 10 измерений в сутки. При таком положении является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что сенсоры к инсулиновой помпе являются необходимыми расходными материалами к помпе.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истица, будучи надлежащим образом извещенной о дате, месте и времени слушания дела (согласно детализации смс-рассылки судебное извещение, направленное посредством телефонной связи доставлено абоненту Денисовой М.И. 10.03.2023 г.), не явилась, о причине неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении дела слушанием не представила.

При таком положении, учитывая надлежащее извещение истицы о рассмотрении дела, судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, не усматривает процессуальных препятствий для рассмотрения дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Белгородской области Ядута С.А. полностью поддержала доводы апелляционной жалобы, дополнений не имела.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница» Зорин С.В. также указал на обоснованность доводов апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Белгородской области.

Проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 2008 г. Денисова М.И., 22.08.1998 года рождения, страдает заболеванием «Сахарный диабет 1-го типа», является инвалидом-детства, ежегодно проходила курс стационарного лечения в ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница», получала инсулинотерапию.

В связи с установлением Денисовой М.И. в 2015 г. диагноза - <данные изъяты>, решением комиссии по отбору и направлению жителей Белгородской области в возрасте до 18 лет для оказания высокотехнологичной медицинской помощи от 03.04.2015 г. ей показано оказание высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств областного бюджета и она направлена в ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница», где 08.04.2015 г. ей произведена установка помпы Accu-Chek Combo.

Согласно выписному эпикризу Денисовой М.И. после проведенного лечения, она выписана с клиническим диагнозом: <данные изъяты>. Рекомендована дальнейшая коррекция дозы инсулина под контролем гликемии, введение инсулина через помпу (месячная потребность 5 картриджей хумалога на месяц), контроль за уровнем сахара Accu-Chek до 150 шт.

С данным диагнозом Денисова М.И. состоит на учете в ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ», где ей выписывались рецепты на бесплатное получение тест-полосок Accu-Chek Перформа для ежедневного измерения уровня сахара в крови.

В период с 08.07.2020 г. по 22.07.2020 г. Денисова М.И. находилась на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа», где по результатам лечения в выписном эпикризе ей рекомендовано: частый контроль гликемии до 8-10 раз в сутки (глюкометром); расходный материал (на месяц): игла Accu-Chek Флеке Линк 5 штук, инфузионный набор Accu-Chek Флеке Линк 5 штук, картридж 5 штук, сервисный набор один раз в два месяца.

В связи с <данные изъяты>, вероятно обусловленными некорректно подобранными базальным и болюсным режимами, неисправностью инсулиновой помпы, в эндокринологическом терапевтическом отделении № 1 УКБ № 2 Первого МГМУ имени И.М.Сеченова с целью предотвращения жизнеугрожающих состояний в рамках оказания высокотехнологической помощи, обследования на предмет поздних осложнений <данные изъяты>, терапевтического обучения, Денисовой М.И. 22.09.2020 г. за счет средств ОМС произведена замена инсулиновой помпы Accu-Chek Combo на Accu-Chek Combo серийный номер SN-41348453 глюкопульт и предоставлено устройство для длительного мониторирования гликемии в рамках оказания высокотехнологической помощи.

В период с 24.05.2021 г. по 31.05.2021 г. Денисова М.И. в связи с нарушением <данные изъяты> проходила стационарное лечение в эндокринологическом отделении № 59 Городской клинической больницы имени С.П.Боткина, которым указано на необходимость ежедневного многократного контроля гликемии, не менее 7-8 раз в день. При наличии возможности желателен флеш-мониторинг гликемии с использованием средства суточного мониторирования гликемии в реальном времени, отражена потребность в расходных материалах к инсулиновой помпе (инфузионные наборы Accu-Chek, резервуары, иглы) на месяц: канюли Accu-Chek Флекс Линк № 10 1 упаковка (замена канюли не реже 1 раза в 3 дня); инфузионный наборы Accu-Chek Флекс Линк № 10, 1 упаковка (замена не реже одного раза в шесть дней); картридж система Accu-Chek Spirit для инсулина № 5, тест-полоски Accu-Chek Перформа № 100, 2 упаковки.

03.08.2021 г. Денисова М.И. обратилась с заявлением в ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ», в котором, ссылаясь на установку ей инсулиновой помпы, рекомендации, полученные в Городской клинической больнице имени С.П.Боткина, просила предпринять необходимые меры, направленные на обеспечение ее непрерывным мониторингом глюкозы, расходными материалами к нему; выписывать рецепты на бесплатное получение непрерывного мониторинга глюкозы, расходных материалов к нему в количестве, необходимом для их постоянного использования на срок диагностики и лечения 3 месяца, а именно датчики Freestyle Libre, из расчета 1 датчик на 14 дней.

29.09.2021 г. Денисова М.И. очно была освидетельствована экспертным составом     № 5 ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и по результатам проведенного освидетельствования инвалидность ей не установлена.

На основании направления, выданного ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ», Денисова М.И. с 29.11.2021 г. по 01.12.2021 г. находилась на стационарном лечении в АО «Медицина», где ей за счет средств ОМС имплантирована система постоянной подкожной инфузии инсулина (инсулиновая помпа «Medtronic»), параметры подачи инсулина.

Для функционирования указанной инсулиновой помпы в соответствии с выписным эпикризом № АО «Медицина» требуются следующие расходные материалы: - инфузионный набор Medtronic MMT 397 или ММТ 399 (замена каждые 2-3 суток); - резервуар для инсулина Medtronic MMT 332 (смена каждые 2-3 дня); - сенсоры Энлайт Medtronic MMT 7008 из расчета 5 сенсоров в месяц и Фристайл Либре (2 сенсора в месяц) (в связи с нечувствительностью к гипогликемии и наличием частых бессистемных гипогликемий установлена инсулиновая помпа и рекомендуется использование системы непрерывного мониторирования гликемии).

С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о подтверждении истицей, отвечающими требованиям относимости и допустимости доказательствами (медицинской документацией), факта нуждаемости ее в получении названных расходных материалов и приспособлений в заявленном ею в иске количестве.

Ранее истица обращалась в суд с иском к ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ», Министерству здравоохранения Белгородской области о взыскании расходов на приобретение изделий медицинского назначения, возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, компенсации морального вреда, в котором просила: - обязать ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» выдавать ей рецепты: - на бесплатное получение расходных материалов к инсулиновой помпе - канюли Accu-Chek Флекс Линк 8 из расчета 5 штук в месяц, инфузионные наборы Accu-Chek Флекс Линк 8/60 из расчета 5 штук в месяц, картридж-системы Accu-Chek Spirit для инсулина из расчета 5 штук в месяц на срок лечения 3 месяца; - на бесплатное получение набора сервисного Accu-Chek Spirit Combo - крышки для установки батареи с ключом, 4 батареи АА 1, 5В, адаптера из расчета 1 набор на 2 месяца; датчиков Freestyle Libre из расчета 1 датчик на 14 дней на срок диагностики 3 месяца; взыскать с ОГБУЗ «Яковлевской ЦРБ» в ее пользу расходы на приобретение медицинских изделий в сумме 43 595 рублей 90 копеек и компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей; обязать Министерство здравоохранения Белгородской области обеспечивать ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» рецептами на бесплатное получение расходных материалов к инсулиновой помпе в указанном выше объеме; решение в части обеспечения вышеуказанными жизненно необходимыми расходными материалами обратить к немедленному исполнению.

Решением Октябрьского районного суда г.Белгорода от 18.02.2022 г. в удовлетворении заявленных требований Денисовой М.И. отказано в полном объеме.

Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 21.06.2021 г. (дело № 33-2891/2022) указанное решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований Денисовой М.И. о взыскании расходов, понесенных на приобретение изделий медицинского назначения и компенсации морального вреда. В этой части принято новое решение, которым с Министерства здравоохранения Белгородской области в пользу Денисовой М.И. взысканы расходы, понесенные на приобретение изделий медицинского назначения в размере 43 595 рублей 90 копеек. Также с ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» в пользу Денисовой М.И. взыскана компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей.В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Денисовой М.И. - без удовлетворения.

Указанное апелляционное определение Белгородского областного суда являлось предметом оценки суда кассационной инстанции и определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.10.2022 г. оставлено без изменения.

Отказывая в удовлетворении заявленных Денисовой М.И. исковых требований в части возложения на ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» обязанности по предоставлению постоянно рецептов на бесплатное получение расходных материалов и иных приспособлений для инсулиновой помпы Accu-Chek Combo и возложения обязанности на Министерство здравоохранения Белгородской области по обеспечению данных рецептов, суд при принятии решения от 18.02.2022 г. исходил из того, что истицей не подтверждена нуждаемость в данных материалах и приспособлениях. В связи с чем, что в ходе рассмотрения указанного дела установлено, что в ноябре 2021 г. Денисовой М.И. взамен установленной в 2020 году инсулиновой помпы Accu-Chek Combo имплантирована инсулиновая помпа «Medtronic», для использования которой требуются иные расходные материалы.

Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на злоупотребление истицей правом в рамках вышеуказанного гражданского дела в связи с обращением за обеспечением расходных материалов по инсулиновой помпе, которая фактически заменена на иную модель инсулиновой помпы, не может являться предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.

С учетом вышеуказанных, установленных судебными актами обстоятельств, обращение Денисовой М.И. в суд с настоящим иском (об обеспечении ее расходными материалами к инсулиновой помпе «Medtronic»), является обоснованным, оснований полагать наличие в ее действиях злоупотребления правом в рамках настоящего дела, не имеется, совокупность признаков, предусмотренных п.1 ст.10 ГК РФ ее действия в себе не содержат.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далеепо тексту - Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

В силу ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Пунктом п.5 ч.1 ст.29 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.43 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 г. № 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Данной программой, в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III названной программы указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии c разделом II Программы, в том числе при заболевании сахарный диабет указано на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), с мониторированием гликемии.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (п.66 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе государственных гарантий от 28.12.2020 г. № 2299).

Аналогичные приведенным выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 г. № 1506, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 г. № 1610.

Пунктом 3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Белгородской области постановлением Правительства Белгородской области от 11.01.2021 г. № 5-пп «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», аналогичных постановления Правительства Белгородской области от 30.12.2021 г. № 698-пп (на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов), от 30.12.2022 г. № 851-пп (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов) утверждены Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Белгородской области, которыми предусмотрено оказание гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи (раздел 3 «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно»).

Согласно Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, источниками финансового обеспечения Территориальной программы Белгородской области являются средства федерального бюджета, бюджета Белгородской области и средства обязательного медицинского страхования. За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы ОМС застрахованным лицам помимо прочего оказывается специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 3 Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.

Порядок установления тарифов на оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования предусматривается в Программе Российской Федерации.

За счет бюджетных ассигнований бюджета Белгородской области осуществляются:- обеспечение граждан, зарегистрированных в установленном порядке на территории Белгородской области, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности; - обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации; - обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Сходные положения о предоставлении гражданам бесплатной медицинской помощи закреплены ранее действующих Территориальных программах от 11.01.2021 г. № 5-пп (на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов), от 30.12.2021 г. № 698-пп (на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней (ч.2 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ).

В период оказания Денисовой М.И. высокотехнологичной медицинской помощи в виде имплантации ей инсулиновой помпы Medtronic, она была включена в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 г. № 3053-р.

Указанным распоряжением Правительства Российской Федерации утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 207640) и помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 207650).

В Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.

Денисова М.И. к числу лиц, указанных в ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не относится.

Вместе с тем, согласно ч.15 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п.2 ч.3 ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Белгородской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Данная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации ль 08.08.2020 г. № 58-КГ20-1.

Стандарт оказания медицинской помощи амбулаторно при сахарном диабете 1-го типа взрослым пациентам утвержден Приложением № 1 к приказу Минздрава России от 01.10.2020 г. № 1053н. Согласно стандарту оказания медицинской помощи взрослым пациентам должны оказываться следующие медицинские услуги: Исследование уровня в крови методом непрерывного мониторирования (365 дней в году, то есть постоянно).

Данная услуга может быть оказана 365 дней в году исключительно путем предоставления системы непрерывного мониторинга, расходных материалов к ней пациенту по рецептам врачей бесплатно. Иным способом оказать данную услугу при текущем уровне научно-технического прогресса не представляется возможным.

Данный факт подтверждается клиническими рекомендациями по ведению у взрослых пациентов.

Указанные обстоятельства являются основанием для бесплатного предоставления расходных материалов к помпе на основании ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», стандарта оказания медицинской помощи при заболевании сахарным диабетом.

Право на получение определенных медицинских изделий при наличии заболевания, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890, возникает у пациента в случае выявления лечащим врачом или врачебной комиссией показаний для использования таких медицинских изделий.

Согласно данным производителей непрерывных мониторингов (далее - НМГ), НМГ позволяет отслеживать изменения уровня в круглосуточном режиме, делает измерение с определенной периодичностью (зависит от модели НМГ). В любой момент пользователь может посмотреть график и актуальное значение, он помогает пользователю получить представление о, тенденциях и трендах, что позволяет предотвратить эпизоды.

В связи с чем, непрерывный мониторинг относится к средствам диагностики и должен предоставляться пациентам по рецептам врачей бесплатно.

Отсутствие непрерывного мониторинга глюкозы в Распоряжении Правительства № 3053 от 31.12.2018 г. не лишает пациента права на бесплатное получение непрерывного мониторинга по иным правовым основаниям, в том числе на основании стандарта оказания медицинской помощи, постановления Правительства Российской федерации от 30.07.1994 г. № 890.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, выраженной в апелляционном определении от 18.12.2019 г. № 59-АПА19-11, федеральный законодатель, устанавливая льготное (бесплатно или со скидкой) обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект может только дополнить. Иных полномочий в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан субъекта Российской Федерации федеральным законодательством не предусмотрено.

Порядок назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения установлен приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1181н.

Назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом медицинской организации. Для диагностики и лечения хронических заболеваний рецепты на медицинские изделия выписываются на курс лечения и диагностики до трех месяцев. При выписывании медицинских изделий отдельным категориям граждан, предусмотренным законодательством Российской Федерации и имеющим право на бесплатное получение медицинских изделий, медицинский работник делает в рецептурном бланке пометку «Бесплатно» (п.п.2, 8, 10 Порядка).

Таким образом, обязанность по оформлению рецептов на бесплатное получение расходных материалов к помпе, являющихся медицинскими изделиями, возложена на лечащего врача медицинской организации, в которой Денисова М.И. состоит на учете с диагнозом <данные изъяты> - ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ». Поскольку данное заболевание является хроническим заболеванием, то рецепты могут оформляться на срок лечения три месяца.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Положением о министерстве здравоохранения Белгородской области, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 13.12.2021 г. № 603-пп, закреплено, что Министерство является исполнительным органом, осуществляющим полномочия в сфере здравоохранения, лекарственного обеспечения, координирующим деятельность медицинских организаций Белгородской области всех форм собственности (п.11.). К полномочиям Министерства относится, в частности - организация обеспечения на территории Белгородской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов, граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, в части дополнительного лекарственного обеспечения (п.2.1.4); организация оказания населению Белгородской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (п.2.1.8); реализация на территории Белгородской области единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, лекарственного обеспечения (2.2.1.3).

При этом также следует учесть, что п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» возлагает на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Таким образом, с учетом указанных обстоятельств и приведенных положений закона, вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Денисовой М.И. в части возложения на ответчиков обязанности по обеспечению в рамках программы социального обеспечения бесплатно жизненно необходимыми изделиями медицинского назначения (расходные материалы к инсулиновой помпе), является правильным.

Учитывая, что сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008 назначен по жизненным показаниям и, что для работы установленной истице инсулиновой помпы с системой постоянного мониторирования глюкозы необходим сенсор глюкозы, являющийся расходным материалом, и нуждающийся в периодической замене, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по обеспечению истицы указанным сенсором.

При этом суд учел, что расходные материалы к инсулиновой помпе являются ее составной частью, использование инсулиновой помпы без этих материалов невозможно.

Также судом принято во внимание то обстоятельство, что несвоевременное обеспечение истицы, как гражданина, страдающего социально значимым заболеванием «сахарный диабет», за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами (сенсор для мониторирования глюкозы) к установленной ей по жизненным показаниям инсулиновой помпе, фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Таким образом, разрешая спор и удовлетворяя заявленные Денисовой М.И. требования в части обеспечения медицинскими изделиями и рецептами, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890, пришел к обоснованному выводу о том, что использование системы непрерывного мониторинга глюкозы повлечет положительный эффект на здоровье истицы, непрерывный мониторинг глюкозы осуществляется с помощью работы помпы, сенсора и трансмиттера, в связи с чем истица имеет возможность посмотреть график и актуальное значение глюкозы, что помогает ей получить представление о вариабельности гликемии, тенденциях и трендах, а соответственно, предотвратить эпизоды гипо- и гипергликемии. Из указанного следует, что непрерывный мониторинг относится к средствам диагностики и должен предоставляться пациентам с сахарным диабетом по рецептам врачей бесплатно.

При этом, судом верно указано на то, что само по себе отсутствие в Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении набора социальных услуг, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от31.12.2018 г. № 3053-р, требуемых истцом расходных материалов не является основанием для отказа в бесплатном обеспечении Денисовой М.И. расходными материалами к инсулиновой помпе, назначенной ей по жизненным показаниям.

Пунктом 1 ст.150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч.1 ст.151 ГК РФ).

Исходя из разъяснений, приведенных п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных страданиях - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека, в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции (п.14 указанного постановления Пленума).

Согласно п.49 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 г. № 33, требования о компенсации морального вреда в случае нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, причинения вреда жизни и (или) здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи могут быть заявлены членами семьи такого гражданина, если ненадлежащим оказанием медицинской помощи этому гражданину лично им (то есть членам семьи) причинены нравственные или физические страдания вследствие нарушения принадлежащих лично им неимущественных прав и нематериальных благ. Моральный вред в указанных случаях может выражаться, в частности, в заболевании, перенесенном в результате нравственных страданий в связи с утратой родственника вследствие некачественного оказания медицинской помощи, переживаниях по поводу недооценки со стороны медицинских работников тяжести его состояния, неправильного установления диагноза заболевания, непринятия всех возможных мер для оказания пациенту необходимой и своевременной помощи, которая могла бы позволить избежать неблагоприятного исхода, переживаниях, обусловленных наблюдением за его страданиями или осознанием того обстоятельства, что близкого человека можно было бы спасти оказанием надлежащей медицинской помощи.

В соответствии с п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (ст.ст.1064-1101 ГК РФ) и ст.151 ГК РФ.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст.151 ГК РФ).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п.2 ст.1101 ГК РФ).

В соответствии с п.п.25-27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из ст.ст.151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав (п.25).

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (п.26).

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни (п.27).

Жизнь и здоровье относится к числу наиболее значимых человеческих ценностей, а их защита должна быть приоритетной (ст.3 Всеобщей декларации прав человека и ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Право гражданина на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, относится к числу общепризнанных основных неотчуждаемых прав и свобод человека, поскольку является непосредственно производным от права на жизнь и охрану здоровья, прямо закрепленных в Конституции Российской Федерации. При этом возмещение морального вреда должно быть реальным, а не символическим.

Исходя из того обстоятельства, что необеспечение истицы рецептами на бесплатное получение расходных материалов к инсулиновой помпе имело место по вине ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ», то суд обоснованно пришел к выводу о привлечении к гражданско-правовой ответственности по компенсации истице морального вреда указанной медицинской организации.

Вывод суда относительно размера компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей мотивирован, принят в соответствии с действующим нормами права, регулирующими основания, способ и размер такой компенсации, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела. При этом судом учтено то обстоятельство, что необеспечение истицы расходными материалами к инсулиновой помпе в требуемом ей объеме, являющимися для нее жизненно необходимыми, повлекло причинение ей нравственных и физических страданий. При этом невозможность своевременного и в полном объеме самоконтроля гликемии ставило под угрозу здоровье Денисовой М.И., в связи с чем, она испытывала волнение и переживание, понимая опасность прогрессирования заболевания.

Данная сумма компенсации морального вреда, по мнению судебной коллегии, способствует восстановлению баланса между последствиями нарушения прав истицы и степенью ответственности, применяемой к ответчику.

Вопреки мнению апеллянта, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судом первой инстанциине допущено. Судом правильно определены юридически значимые по делу обстоятельства и применены нормы материального права, регулирующие спорные правовые отношения, оценка доказательств по делу произведена в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, выводы суда мотивированны и не противоречат установленным по делу обстоятельствам.

В целом доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Белгородской области по своей сути, повторяют основания возражений относительно рассматриваемого иска и выражают несогласие с выводами суда. Обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение и влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в апелляционной жалобе не приведено. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства; установил фактические обстоятельства дела, которые подтверждены исследованными доказательствами по делу; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно; нарушений норм процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу ч.4 ст.330 ГПК РФ, не допущено.

В связи с чем, оснований для отмены оспариваемого решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

        о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 27 декабря 2022 года по делу по иску Денисовой Марии Игоревны (паспорт ) к ОГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница» (ИНН ), Министерству здравоохранения Белгородской области (ИНН ) о возложении обязанности выдать рецепты на бесплатное получение изделий медицинского назначения, обеспечивать изделиями медицинского назначения по рецептам, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Белгородской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Октябрьский районный суд г.Белгорода.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 18.04.2023 г.

Председательствующий

Судьи

33-1604/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Денисова Мария Игоревна
Ответчики
ОГБУЗ "Яковлевская центральная районная больница"
Министерство здравоохранения Белгородской области
Другие
Теняева Елизавета Александровна
Ядута Светлана Алексеевна
Исаева Ирина владимировна
Суд
Белгородский областной суд
Судья
Фурманова Лариса Григорьевна
Дело на сайте суда
oblsud.blg.sudrf.ru
03.03.2023Передача дела судье
04.04.2023Судебное заседание
19.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2023Передано в экспедицию
04.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее