Решение по делу № 2а-134/2022 от 28.01.2022

Дело № 2а-134/2022

УИД 02RS0009-01-2022-000113-08

номер строки в статистическом отчете 3.027

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2022 года                  с. Чемал

    Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                   Иваныш И.В.,

при секретаре                                  Поповой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главы Администрации Чемальского района об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, подлежащего взысканию на основании постановления Чемальского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Алтай от 21 января 2022 года по исполнительному производству № 47648/21/04003-ИП от 10 января 2022 года,

УСТАНОВИЛ:

Глава Администрации Чемальского района Алисов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, подлежащего взысканию на основании постановления Чемальского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Алтай от 21 января 2022 года по исполнительному производству № 47648/21/04003-ИП от 10 января 2022 года. Требования административного истца мотивированы тем, что административный истец является должником по указанному исполнительному производству. 21 января 2022 года административным ответчиком было принято Постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением решения суда. Администрацией района был разработан проект Реестра мест сбора и накопления ТКО на территории МО «Чемальский район» в новой редакции, учитывающей изменения, внесенные в Территориальную схему обращения с отходами в Республике Алтай и предоставляющей право муниципальному образованию применять на своей территории бесконтейнерный способ накопления ТКО. Поскольку Приказ Министерства регионального развития Республики Алтай от 29.12.2021 № 408-Д «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами в Республике Алтай и признании утратившим силу приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от 25 декабря 2019 года № 703-Д» вступил в силу в январе 2022 года, администрация не могла исполнить решение суда в установленный срок. Ссылаясь на ч. 7 с. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Представитель административного истца по доверенности Четвернина А.И. поддержала требования по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Четвернину А.И., оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 17.03.2021 года, с учетом Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 20 мая 2021 года, на администрацию МО «Чемальский район» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда утвердить в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Чемальского района, содержащий: данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, отходов в части сведений об объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов; создать на территории населенных пунктов Чемальского района Республики Алтай по адресам, указанным в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Чемальского района, утверждённом постановлением администрации МО «Чемальский район» в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с оборудованными контейнерами с соблюдением требований к количеству контейнеров и расстоянию от таких мест (площадок) до жилых домов, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом. Решение суда вступило в законную силу.

10 января 2022 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Чемальского РОСП УФССП по Республике Алтай возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации МО «Чемальский район».

21 января 2022 года в отношении должника - Администрации МО «Чемальский район» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

27 января 2022 года должник обратился в суд с административным иском об освобождении его от взыскания исполнительского сбора, указывая, что решение суда не исполнено в срок в связи с вступлением в законную силу Приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от 29.12.2021 № 408-Д «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами в Республике Алтай и признании утратившим силу приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от 25 декабря 2019 года № 703-Д» в январе 2022 года.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Указание в административном иске на то, что Приказ Министерства регионального развития Республики Алтай от 29.12.2021 № 408-Д «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами в Республике Алтай и признании утратившим силу приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от 25 декабря 2019 года № 703-Д» вступил в силу в январе 2022 года, в связи с чем администрация не могла исполнить решение суда в установленный срок, не является основанием для освобождения последнего от исполнительского сбора, поскольку обстоятельств, затрудняющих исполнение вступившего судебного акта в срок, установленный для его исполнения, не имеется, поскольку исполнение указанного выше решения суда не было обусловлено фактом принятия Приказа Министерства регионального развития РФ от 29.12.2021 года.

Доказательств принятия исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа должником не представлено.

Руководствуясь положениями ст. ст. 30, 105, 112 Закона об исполнительном производстве, установив, что административным истцом не принимались исчерпывающие меры для надлежащего исполнения решения суда, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований об освобождении администрации от взыскания исполнительского сбора.

Исследовав и оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд полагает возможным уменьшить размер подлежащего уплате исполнительского сбора на одну четверть в соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», принимая во внимание характер материального спора, с учетом статуса должника, бюджетного финансирования обязательств, порядка исполнения решения.

Исходя из изложенного, исполнительский сбор по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 21.01.2022, вынесенному в рамках исполнительного производства 47648/21/04003-ИП от 10 января 2022 года, подлежит уменьшению на одну четверть до 37 500 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Главы Администрации Чемальского района об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, подлежащего взысканию на основании постановления Чемальского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Алтай от 21 января 2022 года по исполнительному производству № 47648/21/04003-ИП от 10 января 2022 года, оставить без удовлетворения.

Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Администрации Чемальского района Республики Алтай на основании постановления заместителя начальника Чемальского районного отдела судебных приставов Республики Алтай – заместителя старшего судебного пристава Чемальского районного отделения судебных приставов УФССП по Республики Алтай Кужлековой Н.В. от 21 января 2022 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера, вынесенного в отношении Администрации Чемальского района Республики Алтай по исполнительному производству № 47648/21/04003-ИП от 10 января 2022 года до 37500 рублей.

Решение суда в части уменьшения размера исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья     И.В. Иваныш

Мотивированное решение принято судом 21 февраля 2022 года.

2а-134/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Чемальского района
Ответчики
Чемальское районное отделение судебных приставов УФССП России по РА
Суд
Чемальский районный суд Республики Алтай
Судья
Иваныш Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
chemalsky.ralt.sudrf.ru
28.01.2022Регистрация административного искового заявления
28.01.2022Передача материалов судье
31.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2022Судебное заседание
18.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее