№ 2-897/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2022 года | г. Бахчисарай |
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – | Корбут А.О. |
при секретаре – | Таранцовой А.Г. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, ФИО2 к администрации Тенистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, третьи лица: ФИО3, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности в порядке наследования, -
установил:
3 февраля 2022 года ФИО4, ФИО5 обратились в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к ФИО3, о признании права собственности в порядке наследования.
Исковое заявление мотивировано тем, что ФИО6 на основании договора мены жилья, удостоверенного 23 июля 2004 года частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа ФИО11, зарегистрированного в реестре под №, являлся собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, что подтверждалось соответствующей записью в Едином государственном реестре недвижимости.
Истцы указывают, что ФИО6, в соответствии с техническим паспортом на жилой дом от 9 июля 2004 года и сложившимся порядком, владел и пользовался: 1/2 частью жилого дома (лит. «А»); каменным сараем (лит. «Б»); 1/2 частью каменною сарая (лит. «В»); уборной (лит. «Д»); каменным гаражом (лит. «З»); навесом (лит. «з»); деревянным сараем (лит. «И»).
7 февраля 2017 года каменный сарай (лит. «В»), площадью 23,4 кв.м, был поставлен на кадастровый учёт в качестве нежилого здания (сарай) с присвоением кадастрового номера №.
Истцы указывают, что 15 января 2019 ФИО6 умер. Наследниками принявшими наследство являются истцы – ФИО4 и ФИО5
При жизни наследодатель не зарегистрировал право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на нежилое здание (сарай), площадью 23,4 кв.м, кадастровый номер №.
18 октября 2019 года ФИО3 зарегистрировала право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на сарай площадью 23,4 кв.м.
19 февраля 2020 года ФИО4 нотариусом города Севастополь ФИО12 выдано свидетельство о праве собственности по наследству на ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а 4 июня 2020 года ФИО2 нотариусом города Севастополь ФИО12 выдано свидетельство о праве собственности по наследству на ? доли вышеуказанного жилого дома, после смерти ФИО6
Истцы отмечают, что в выдаче свидетельств о праве сосбтвеннсоти на наследство по закону на нежилое здание (сарай) с кадастровым номером № им было отказано нотариусом, поскольку наследодатель при жизни не зарегистрировал надлежащим образом право собственности на данный объект недвижимого имущества.
Ситцы просят признать за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на нежилое здание (сарай), площадью 23,4 кв.м, кадастровый №, в порядке наследования по закону после смерти ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на нежилое здание (сарай), площадью 23,4 кв.м, кадастровый №, в порядке наследования по закону после смерти ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Протокольным определением суда от 4 мая 2022 года, с согласия представителя истцов, произведена замена ненадлежащего ответчика - ФИО3 на надлежащего ответчика - администрацию Тенистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым.
Протокольным определением суда от 4 мая 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО3
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав в их совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
Право наследования включает в себя, как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Пунктом 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что согласно свидетельства о смерти I-КМ № ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78 оборот).
Из материалов наследственного дела № 31/2019 открытого после наступления смерти ФИО6 следует, что в порядке и срок установленный Гражданским кодексом Российской Федерации ФИО5 ФИО8 (дочь ФИО6) и ФИО4 (дочь ФИО6) обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства (л.д. 79, 79 оборот).
В соответствии с ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Из ч. 4 указанной статьи следует, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
19 февраля 2020 года нотариусом города Севастополя ФИО13. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имя ФИО4 к имуществу ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанного свидетельства о праве на наследство по закону наследство, на которое выдано настоящее свидетельство состоит из ? доли в праве собственности на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 108 оборот).
4 июня 2020 года нотариусом <адрес> ФИО13. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имя ФИО2 к имуществу ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанного свидетельства о праве на наследство по закону наследство, на которое выдано настоящее свидетельство состоит из ? доли в праве собственности на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 109 оборот).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также вышеуказанные нормы материального закона суд приходит к выводу о том, что ФИО4 и ФИО5 приняли наследство, открывшееся после наступления смерти отца - ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судом также установлено, что 23 июля 2004 года в городе Севастополе между ФИО7 и ФИО6 заключен договор мены жилища, удостоверенный частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа.
Из содержания указанного договора следует, что предметом договора, в частности, являлись: ? доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, а также ? доли каменного сарая лит. «В» (л.д. 7-8).
Из копии технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> следует, что площадь сарай лит. «В» составляет 23,4 кв.м (л.д. 12-15).
Судом также установлено, что согласно выписке из ЕГРН право собственности на ? доли нежилого здания – сарай лит. «В», с кадастровым номером № зарегистрировано за ФИО3 (л.д. 17).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Установленные судом обстоятельства, а также совокупность всех исследованных по делу доказательств позволяют суду прийти к выводу о том, что ? доли нежилого здания – сарая лит. «В», площадью 23,4 кв.м. с кадастровым номером 90:01:170102:1275, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежала на праве собственности умершему ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, входит в состав наследства и является наследственным имуществом после наступления его смерти.
Признание права как способ защиты гражданских прав (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) в своей основе предполагает правомерность возникновения соответствующего права, в связи с чем, признание судом принадлежности права конкретному лицу как один из способов защиты гражданских прав предполагает исключение возникающих сомнений в наличии у него субъективного права, предотвращение возможных споров в отношении объекта правопритязаний, а также служит основанием для оформления вещных прав на объект правопритязаний.
При изложенных обстоятельствах, учитывая презумпцию разумности действий и добросовестности участников гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ), с учетом фактических обстоятельств данного дела, в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение правовые основания для удовлетворения требований истцов.
Принимая во внимание, что удовлетворение иска не обусловлено установлением факта нарушения или оспаривания прав истца со стороны ответчиков, судебные издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований истца распределению между лицами, участвующими в деле, не подлежат (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковое заявление ФИО4, ФИО2 – удовлетворить.
Признать за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на нежилое здание (сарай), площадью 23,4 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на нежилое здание (сарай), площадью 23,4 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение вынесено 20 июня 2022 года.
Судья: А.О. Корбут