Дело № 2а-2235/2018
Мотивированное решение
изготовлено ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 24 сентября 2018 года
Фрунзенский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,
при секретаре Аббасалиевой Р.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Епанешникова Андрея Васильевича к исполняющей обязанности прокурора г. Ярославля Созиновой Л.А. о признании незаконным и отмене предостережения о недопустимости нарушения закона,
установил:
Заместитель генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» Епанешников А.В. обратился в суд с административным иском к и.о. прокурора г. Ярославля Созиновой Л.А. о признании незаконным предостережения о недопустимости нарушения закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование исковых требований в заявлении указано, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» (поставщик) и ООО «ТЭК-1» (покупатель) были заключены договоры поставки газа НОМЕР, НОМЕР. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» (поставщик) и АО «ЯГК» (покупатель) заключены договоры поставки газа НОМЕР, НОМЕР. По условиям договора поставщик принял на себя обязательство поставлять природный газ, а покупатели - отбирать газ и оплачивать его. Поставщик надлежащим образом исполнил свои обязательства по указанным договорам, однако покупатели свою обязанность по оплате исполняют ненадлежащим образом. Общая задолженность ООО «ТЭК-1» составляет ...руб., АО «ЯГК» - ... руб. В рамках действующих в 2018 г. договоров поставки газа Обществами произведена частичная оплата. Поставщиком ведется постоянная судебная работа и имеются судебные решения о взыскании долга с ООО «ТЭК-1» и АО «ЯГК». Наличие задолженности явилось основанием для направления в адрес руководителей ООО «ТЭК-1» и АО «ЯГК» уведомлений от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о введении режима полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА соответственно. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и.о. прокурора г. Ярославля Созиновой Л.А. в адрес заместителя генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» Епанешникова А.В. было вынесено предостережение о недопустимости нарушения законодательства, регулирующего жилищно-коммунальные отношения, в связи с возможным введением режима полного ограничения подачи (поставки) газа в отношении объектов ООО «ТЭК-1» и АО «ЯГК». По мнению административного истца, предостережение и.о. прокурора г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА является незаконным. Прокурор, вынося оспариваемое предостережение, не доказал наличия обстоятельств, препятствующих введению в отношении должников режима ограничения потребления газа. Пункты 3.3, 9.5 договоров поставки газа предоставляют поставщику право ограничить и (или) полностью прекратить поставку газа покупателям, что соответствует ст. ст. 486, 523, 546 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», Правилам поставки газа в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №162. Сам по себе факт направления уведомительных писем в адрес должников не может являться поводом для вынесения предостережения, поскольку действия поставщика правомерны, предусмотрены нормами законодательства и причинно обусловлены. Интересы добросовестных потребителей учтены. Также указано, что при вынесении предостережения были нарушены конституционные нормы о недопустимости вмешательства в законную деятельность лиц и основанные на них ведомственные акты, положения гражданского законодательства о свободе договора и недопустимости и защиты злоупотреблений, процессуальные нормы о равенстве сторон. Вынесенное предостережение нарушает права и свободы административного истца, поскольку незаконно и нормативно необоснованно возлагает обязанность не реализовывать права на ограничение поставки с учетом интересов добросовестных потребителей под угрозой привлечения к ответственности. Также нарушается гарантированные Конституцией РФ права административного истца на участие в управлении обществом, защиту имущественных интересов, на свободу и личную неприкосновенность и посягает на деловую репутацию, на доброе имя и защиту своей чести, поскольку ставится под сомнение законность решений и действий, принимаемых административным истцом. Все вынесенные в отношении истца поставщика акты реагирования учитываются учредителем поставщика при принятии решений о продлении отношений с данным лицом. В связи с этим незаконные предостережения могут негативно сказаться на характеристике административного истца при принятии решения учредителем.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена прокуратура Ярославской области.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, направил в суд представителя по доверенности Сулеманову Н.А., которая исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Представитель административных ответчиков прокуратуры г.Ярославля, и.о. прокурора г.Ярославля Созиновой Л.А., представитель заинтересованного лица прокуратуры Ярославской области по доверенностям Казанков А.П. возражал по заявленным требованиям, пояснив, что предостережение вынесено в соответствии с нормами закона. В судебном заседании представлен отзыв на иск.
Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, надзорное производство №-263-2018, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действиями (бездействием) прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Согласно Указаниям Генеральной прокуратуры РФ от 06.07.1999 №39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях; основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность; применению предостережения должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Таким образом, цель предостережения - предостеречь должностное лицо от возможного в будущем нарушения закона, указать на недопустимость такого нарушения. Для применения предостережения должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Прокурор при проведении проверки может объявить предостережение лишь при наличии веских задокументированных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение.
Судом установлено, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» (поставщик) и ООО «ТЭК-1» (покупатель) были заключены договоры поставки газа НОМЕР, НОМЕР. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» (поставщик) и АО «ЯГК» (покупатель) заключены договоры поставки газа НОМЕР, НОМЕР. По условиям данных договоров поставщик принял на себя обязательство поставлять природный газ, а покупатели - отбирать газ и оплачивать его.
ООО «ТЭК-1» и АО «ЯГК» являются поставщиками коммунального ресурса (тепловая энергия и горячее водоснабжение) для жителей многоквартирных домов, газ приобретается для целей производства тепловой энергии.
Письмами заместителя генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» Епанешникова А.В. от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ООО «ТЭК-1» и АО «ЯГК» были уведомлены о введении режима полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа с 10.00 час. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и 10.00 час. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА соответственно в связи с неисполнением обязательств по оплате поставленного газа, непогашением задолженности в установленные сроки.
Письмами от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ООО «ТЭК-1», от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА АО «ЯГК» за подписью этого же лица было сообщено о переносе срока прекращения подачи газа на 10.00 час. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, впоследствии 10.00 час. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, и 10.00 час. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА соответственно.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в прокуратуру Фрунзенского района г.Ярославля поступило заявление ООО «ТЭК-1» о проведении прокурорской проверки по вопросу соблюдения законодательства РФ со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по вопросу возможного ограничения поставки газа, в связи с поступившим в адрес Общества уведомления от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о введении ограничения подачи (поставки) газа вследствие неисполнения обязательств по установленным договорами срокам оплаты поставки природного газа за текущий период, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Также в заявлении указано на то, что согласно Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа», утв. Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР, ООО «ТЭК-1» относится к категории потребителей, ограничение режима потребления газа, которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. В соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ ресурсоснабжающая организация обязана предоставлять коммунальный ресурс в объеме и качестве позволяющим обеспечивать надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, а так же оказания коммунальных услуг по отоплению и ГВС собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах.
Прокуратурой Фрунзенского района г.Ярославля данное обращение ООО «ТЭК-1» направлено в прокуратуру г.Ярославля. По результатам проведенной проверки ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и.о. прокурора г. Ярославля Созиновой Л.А. вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона в адрес заместителя генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» Епанешникова А.В. Предостережение мотивировано тем, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по полному ограничению подачи (поставки) и отбора газа ООО «ТЭК-1» и АО «ЯГК», при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов добросовестным абонентам, могут повлечь за собой нарушение прав граждан и других потребителей (добросовестных плательщиков) на своевременное и качественное получение тепловой энергии и горячей воды, что недопустимо. Указанное предостережение вручено административному истцу ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА после получения от него письменных объяснений.
В силу п. 3.3. договоров поставки газа поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа покупателю в соответствии с п. 34 Правил поставки газа в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Пункт 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №162 предусматривает, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «е» п. 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 №1245, основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа. В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
Пунктом 2 Приложения к Правилам к категории потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов.
Согласно п. 10 Правил ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11-13 настоящих Правил.
В силу п. 11 Правил потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Согласно п. 12 Правил исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте «б» настоящего пункта.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте «в» пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
По смыслу указанных положений отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав добросовестных абонентов.
По состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА соглашение о подаче топливно-энергетических ресурсов добросовестным абонентам между ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» и АО «ЯГК», ООО «ТЭК-1» отсутствовало. Несмотря на это, уведомления о прекращении подачи газа были направлены в ООО «ТЭК-1» и АО «ЯГК» с указанием времени и даты ограничения поставки газа.
Поскольку у административного ответчика имелись сведения о том, что ООО «Газпром газораспределение Ярославль» в отсутствие соглашения о порядке поставки газа для выработки ресурса добросовестным абонентам ООО «ТЭК-1», АО «ЯГК» уведомило о введении ограничения подачи (поставки) газа, которое могло повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, то у и.о. прокурора г.Ярославля имелись основания для вынесения предостережения в адрес должностного лица о недопустимости нарушения законодательства, регулирующего жилищно-коммунальные отношения.
Процедура вынесения оспариваемого предостережения административным ответчиком соблюдена.
Довод административного истца о том, что оспариваемое предостережение является вмешательством в хозяйственную деятельность ООО «Газпром газораспределение Ярославль» отклоняется судом, поскольку деятельность административного истца, связанная со снабжением потребителей газом, не относится только к коммерческой деятельности, поскольку сопряжена с обеспечением жизнедеятельности потребителей.
Нарушение прав административного истца оспариваемым предостережением не установлено.
Учитывая, что при вынесении оспариваемого предостережения нарушение требований закона и.о. прокурора г.Ярославля Созиновой Л.А. не допущено, доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца отсутствуют, оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Епанешникову Андрею Васильевичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Г. Сингатулина