Дело № 2а-3519/2019
УИД 21RS0023-01-2019-003808-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Елхиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике-Чувашии о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
И.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать информацию, размещенную на Интернет-страницах ------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указал, что на указанных Интернет – страницах размещены предложения о приобретении медицинских документов без посещения медицинских учреждений (больничных листов, медицинской книжки, справок на работу или в институт и т.д.). Продажа медицинских документов осуществляется без прохождения медицинского обследования у специалистов и посещения медицинских учреждений. На сайтах размещены каталоги документов, прайс-листы, электронные бланки для оформления заказа, способы доставки изготовленных документов курьером. Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан.
И.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель административного ответчика Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. Возражений против заявленных требований не представил.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заинтересованное лицо Акимов В.И., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней с помощью Интернет – провайдеров, попадает в сферу регулирования ФЗ № 149.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы – гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15).
Частью 6 статьи 10 указанного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 15 того же Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу части 1 статьи 9 выше указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон №255-ФЗ) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
В силу ст.ст. 1.3, 1.4 Федерального закона № 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности признается временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания.
В соответствии с п.п. 5,9 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 №624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении гражданина в другую медицинскую организацию.
Порядок обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения осуществляется в соответствии с Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 2004 г. №18/29 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения».
Листок нетрудоспособности выдают лечащие врачи медицинских организаций, фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций, лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения.
Листок нетрудоспособности не выдается гражданам, обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности (п. 26 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011№624н).
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от №255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
Наличие листка нетрудоспособности дает определенные права и возлагает обязанности. Так, согласно ст. 183 Трудового кодекса РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности.
Как следует из материалов дела, в нарушение указанных норм законодательства на Интернет-страницах ------ размещены предложения о приобретении медицинских документов без посещения медицинских учреждений (больничных листов, медицинской книжки, справок на работу или в институт и т.д.). Продажа медицинских документов осуществляется без прохождения медицинского обследования у специалистов и посещения медицинских учреждений. На сайтах размещены каталоги документов, прайс-листы, электронные бланки для оформления заказа, способы доставки изготовленных документов курьером.
Вход на сайты свободный, регистрация для просмотра информации, размещенной на страницах сайтов, не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет - пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение материалов, размещенных на сайте, отсутствуют.
Изложенное подтверждается актом осмотра ст. помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики от дата г., а также скриншотами.
Согласно сведениям, представленным ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», администратором доменного имени ------ является Акимов В.И.
Таким образом, имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на указанных сайтах.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 того же закона основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 5.1.7 положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
До настоящего времени сайты ------ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не внесены.
При изложенных обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на страницах:
------
------
------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить его копию в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.В. Архипова
Мотивированное решение составлено 23 августа 2019 года.