Дело № 2-128-2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2019 года
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Коберской М.В.,
при секретаре Поляковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Л. С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю и к администрации городского поселения «Атамановское» о регистрации права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Васильева Л.С. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
20.06.1997 между ней и Гевель В.Н. был заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Данный участок принадлежал Гевель В.Н. на основании свидетельства на право собственности на землю. Договор был удостоверен нотариусом по Читинскому району Белых Л.В. 20.06.1997, тогда же сторонами договора был произведен расчет в размере 4 000 000 рублей за данный земельный участок. Затем Гевель В.Н. срочно выехала в другой регион, в связи с чем зарегистрировать свое право на землю вовремя она, Васильева Л.С., не смогла. Затем выяснилось, что Гевель В.Н. умерла. Обратившись 19.12.2012 в Управление Федеральной службы государственной регистрации по Забайкальскому краю с заявлением о регистрации права на спорный земельный участок, она получила отказ в регистрации права.
В связи с этим истец просила суд признать за ней право собственности на земельный участок и обязать Росреестр по Забайкальскому краю произвести государственную регистрацию ее права собственности.
В настоящем судебном заседании истец Васильева Л.С. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что как только купила участок у Гевель В.Н., сразу же огородила его, начала обрабатывать землю, установила теплицу и по сей день занимается посадками на этом участке. Просила суд об удовлетворении иска, уточнив, что целью ее обращения с настоящим иском в суд является оформление права собственности на земельный участок в установленном законом порядке.
Представитель указанного истицей в качестве ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии А.В. Давыдова, действующая на основании доверенности, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Одновременно представила письменный отзыв на исковое заявление, указывая, что Управление является ненадлежащем ответчиком по делу, в связи с чем просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель привлеченной судом к участию в деле в качествве соответчика администрации городского поселения «Атамановское» Бекетова Ю.М., действующая на основании доверенности, в суд не явилась, представив ходатайство о рассмотрения дела в ее отсутствии, одновременно указав, что оставляет разрешение исковых требований на усмотрение суда.
При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения истца, показания свидетелей У. и Л., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст. 432 ГК РПФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или и иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Договор продажи недвижимости, согласно ст. 550 ГК РФ, заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд согласно ст. 551 ГК РФ вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Согласно ч.1 ст. 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше Постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
По смыслу положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено и в том случае, если владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о передаче права собственности на данное имущество, однако по каким-либо причинам такая сделка в надлежащей форме и установленном законом порядке не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Отсутствие надлежащего оформления сделки и прав на имущество применительно к положениям статьи 254 Гражданского кодекса Российской Федерации само по себе не означает недобросовестности давностного владельца. Напротив, данной нормой предусмотрена возможность легализации прав на имущество и возвращение его в гражданский оборот в тех случаях, когда переход права собственности от собственника, который фактически отказался от вещи или утратил к ней интерес, по каким-либо причинам не состоялся, но при условии длительного, открытого, непрерывного и добросовестного владения.
При этом давностное владение недвижимым имуществом, по смыслу приведенных выше положений абзаца второго пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется без государственной регистрации.
В частности, пунктом 60 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда разъяснено, что после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 20.06.1997 между Васильевой Л.С. и Гевель В.Н. был заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 936 кв.м. (л.д. 27-30). Указанный договор был удостоверен нотариусом.
Гевель В.Н. спорный земельный участок, общей площадью 0,0936 га, принадлежал на праве собственности, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю от 25.11.1996 № 9554 (см. л.д.19-22).
Как указывает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, при проведении правовой экспертизы было установлено, что правообладателем земельного участка указана Гевель В. Н.. А право собственности на земельный участок у истца не возникло, поскольку должным образом сделка купли-продажи не была удостоверена.
Согласно п. 5.1 вышеназванного договора купли-продажи, договор вступает в силу с момента регистрации районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству нотариально удостоверенной купчей.
Между тем, такая регистрация договора не производилась.
Гевель В.Н. умерла 23.02.2005, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.9).
Как следует из пояснений истицы Васильевой Л.С., подтвержденных показаниями свидетелей, она владеет и пользуется спорным земельным участком открыто, непрерывно и добросовестно с 1997 года и по настоящее время. На участке имеются теплица, небольшой сарайчик и каждый год Васильева Л.С. высаживает на этом участке картофель.
Оценив представленные истицей доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Васильева Л.С. вступила во владение спорным земельным участком с согласия его предыдущего собственника.
Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Иной подход ограничивал бы применение положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу только случаями его самовольного завладения и побуждал бы давностного владельца к сокрытию непротивоправного по своему содержанию соглашения с собственником, что, в свою очередь, противоречило бы требованию закона о добросовестности участников гражданских правоотношений (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наличие возможности предъявить иные требования, в частности о понуждении к заключению сделки, о признании сделки действительной, о регистрации сделки или права собственности, о признании права собственности на основании сделки и т.п., само по себе не исключает возможности приобрести право собственности в силу приобретательной давности при наличии соответствующих условий. Статья 234 ГК РФ таких ограничений не содержит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу указанных положений закона при наличии одновременно нескольких предусмотренных законом оснований для приобретения права собственности или нескольких способов защиты гражданских прав гражданин или юридическое лицо вправе по своему усмотрению выбрать любое из них. Иное означало бы не предусмотренное законом ограничение гражданских прав.
При таких обстоятельствах суд, учитывая то обстоятельство, что фактическая передача земельного участка его предыдущим собственником к истице состоялась, полагает, что признание за Васильевой Л.С. права собственности на этот земельный участок не противоречит основным принципам земельного законодательства.
Что касается предъявленных истцом требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о понуждении к регистрации права собственности на земельный участок, то в их удовлетворении следует отказать, поскольку требования об обязании произвести какие-либо действия могут быть заявлены к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю только в порядке административного судопроизводства.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.03.2019