Дело № 2-463/2021
21RS0001-01-2021-000409-23
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года город Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Назаровой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Трифонова <данные изъяты> к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике – Чувашии» о восстановлении в очереди на улучшении жилищных условий,
установил:
Трифонов В.В. мотивировал свои требования следующим.
С 27 февраля 1995 года по 14 июля 2006 года он проходил службу в Федеральном государственном учреждении «Исправительная колония <данные изъяты>» (в настоящее время ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии) в должности младшего инспектора отдела охраны. Уволен, в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 14 июля 2006 года составляет 14 лет 07 месяцев 27 дней, в льготном исчислении -20 лет 02 месяца 19 дней.
В 1995 году он был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанная очередность и факт постановки на учет в качестве нуждающегося в
улучшении жилищных условий подтверждалась общим списком очередности на получение жилья сотрудников учреждения ФГУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии. Факт постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подтверждается свидетелями: ФИО1, ФИО2, ФИО3
Между тем, из справки от 29 октября 2018 года стало известно о том, что по состоянию на 29 октября 2018 года он в очереди на улучшение жилищных условий в жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии не состоит.
На сегодняшний день выяснилось, что по неустановленным причинам его очередь была исключена из списков журнала очерёдности на получение жилья сотрудниками ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии. Причина исключения из данного списка ему не известна, учетное дело утеряно.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ., его учетного дела в ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Чувашской Республики - не имеется.
О том, что он исключен из списка и на каком основании его никто не извещал.
В настоящее время его жилищные условия не изменились, какого-либо недвижимого имущества - не имеется.
Просил восстановить его, Трифонова <данные изъяты>, в очереди на улучшение жилищных условий в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии».
В судебном заседании истец - Трифонов В.В. и его представитель – адвокат Ванюков С.В. исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик – Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № УФСИН России по Чувашской Республике - извещены, своего представителя не направили, представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Ранее в судебном заседании представитель ответчика – Шугурова Н.А., исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Третье лицо – Администрация г.Алатырь Чувашской Республики – извещены, своего представителя не направили, представитель – Ковайкина Т.П., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя Администрации г.Алатырь Чувашской Республике.
Свидетель ФИО1 показала, что Трифонов В.В. - ее племянник. В ФКУ ИК № она работала с 1972 года по 2009 год, в отделе кадров - с 1976 года по 2004 год. В 1995 года при поступлении на службу в ФКУ ИК № Трифонов В.В., в ее присутствии, написал заявление о постановке его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Дальнейшая судьба заявления ей не известна.
Свидетель ФИО2 показал, что Трифонова В.В. знает по работе, с конца 1999г. проходил службу в ФКУ ИК № УФСИН. Также как и Трифонов В.В. состоял в списке очередности на получение жилья. Фамилию Трифонов В.В. в списке видел. В настоящее время в списке не состоит, поскольку оформил на себя дом.
Свидетель ФИО3 показал, что он проходил службу в ФКУ ИК № УФСИН по Чувашской Республике с 1995 года по 2003 год. Трифонова В.В. знает по работе, начал проходить службу с 1995 года. При поступлении на работу в 1995 году он вместе с Трифоновым В.В. писал заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Список сотрудников ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты>, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий вывешивался на доске объявлений учреждения.
Заслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно статье 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации.
Статьей 30 ЖК РСФСР (действующей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В силу статьи 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
В соответствии со ст. 30 Закона РСФСР "О милиции", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, лицам, принятым на службу в милицию, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется местными Советами народных депутатов, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями в первоочередном порядке.
Согласно приказу МВД РФ от 05 января 1996 г. N 18 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" в установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее - органы власти) сроки производить перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете для улучшения жилищных условий и обеспечения жильем (п. 1.1). Постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами МВД России и настоящим Приказом (п. 1.2). Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное, внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешиваются в доступном для ознакомления месте (п. 1.2.1 Приказа). Принятые на учет сотрудники, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, включаются в Книгу учета, которая ведется как документ строгой отчетности по установленной форме (п. 1.2.3). Предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивается после рассмотрения соответствующей ЖБК и утверждения протокола начальником органа внутренних дел (п. 1.4.1).
В соответствии со ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, Жилищным Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.
Согласно указанным Правилам для принятия на учет гражданином подается заявление с приложением необходимых документов, свидетельствующих о нуждаемости данного гражданина.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1) (п. 12).
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Согласно п. 12 Примерных Правил для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в установленной форме.
В соответствии с пп. 3 п. 14 Примерных Правил жилищная комиссия на основании заявления гражданина принимает соответствующее решение и в письменном виде сообщает об этом гражданину.
Согласно п. 17 Примерных Правил на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, по смыслу приведенных положений законов, действовавших до 1 марта 2005 г., право на получение жилого помещения могло быть реализовано работником органа внутренних дел в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на жилищный учет по месту своего жительства либо работы. Если это право не было реализовано до 1 марта 2005 г., оно сохраняется за ним и после указанной даты при условии принятия на учет в качестве лица, нуждающегося в жилье.
Согласно Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденной приказом МВД России от 18.03.2003 N 169, сотрудники, поставленные на соответствующий учет, сохраняют свое право состоять на очереди до получения жилого помещения (п. 16), при этом Комиссия ежегодно проводит перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете (п. 15).
Кроме того, согласно приказам МВД России от 05.01.1996 N 18 и 24.05.2003 N 345 данная категория граждан подлежит учету, в соответствующих Книгах, признанных документом строгой отчетности (п. 1.2.3 и п. 7 соответственно).
В судебном заседании установлено, что с 27 февраля 1995 года по 14 июля 2006 года Трифонов <данные изъяты> проходил службу в органах внутренних дел РФ (запись в трудовой книжке №) с 27.02.1995г.; по 14.07.2006г. (запись №) служил в органах уголовно-исполнительной системы (л.д. 22-24).
Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 14 июля 2006 года составляет - 14 лет 07 месяцев 27 дней, в льготном – 20 лет 02 месяца 19 дней (л.д. 9).
Согласно письму ФКУ ИК-2 УФСИН по Чувашской Республике - Чувашии от 14.12.2018г. учетного дела на Трифонова <данные изъяты> на получение жилья в ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> не имеется (л.д. 10).
В ходе судебного разбирательства каких-либо данных о том, что в 1995 году Трифонов В.В. обращался в установленном порядке с рапортом о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в жилищно-бытовую комиссию и признавался нуждающимся в получении жилья на основании соответствующего решения жилищной комиссии, материалы дела не содержат.
Сведений о том, что в отношении Трифонова В.В. было заведено учетное дело, сторонами также не представлено.
В ходе судебного заседания исследовалась книга № учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ФГУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> за период с 29.01.2004г., в ходе которой истец Трифонов В.В. не значится.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Показания свидетелей со стороны истца ФИО2, ФИО1, ФИО3 судом не принимаются, поскольку указанные лица не подтвердили факт обращения Трифонова В.В. с рапортом в жилищно-бытовую комиссию, признания его нуждающимся в получении жилья и постановки его в очередь на получение жилья.
Юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являются не только подача заявления, но и установление факта передачи всех необходимых для постановки на учет документов, а также принятия соответствующего решения о признании истца нуждающимся в получении жилья и постановки его в очередь на получения жилья.
Истцом не доказан факт обращения с рапортом в жилищно-бытовую комиссию и постановки его не учет в качестве нуждающегося в получении жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Трифонова <данные изъяты> о восстановлении в очереди на улучшении жилищных условий в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике – Чувашии» - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, с подачей апелляционной жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составляется в течение пяти дней.
Председательствующий: Н. М. Назарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.