Дело № 3а-30/ 2020
УИД21OS0000-01-2019-000149-73
Решение
именем Российской Федерации4 сентября 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Филимоновой И.В., .
при секретаре судебного заседания Семенове Д.А.,
с участием представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В., представителя административного ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кизяниной Татьяны Николаевны к Кабинету Министров Чувашской Республики, Государственной службе Чувашской Республики по делам юстиции, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, равной его рыночной стоимости,
установил:
индивидуальный предприниматель Кизянина Т.Н., действуя через представителя Карымова П.А., обратившись в суд с указанным административным исковым заявлением, с учетом уточнения, просила установить по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость объекта капитального строительства - нежилого здания, общей площадью 256,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2295000 рублей.
В обоснование иска указала, что данный объект недвижимости принадлежит ей на праве собственности и его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 5019923,44 руб., в то время как рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляет 2295 000 руб., что подтверждается отчетом независимого оценщика ООО «...» № 863/02 от 25 февраля 2020 года. Поскольку рыночная стоимость объекта значительно меньше кадастровой стоимости, то результаты определения кадастровой стоимости напрямую затрагивают ее права и обязанности, так как от этого зависит исчисление налога на имущество. Ссылаясь на статью 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ), отчет по определению рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, ИП Кизянина Т.Н. просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 2295000 рублей по состоянию на 1 января 2018 года.
Представители Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В., бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости оставили на усмотрение суда.
От представителя истца ИП Кизяниной Т.Н. - Карымова П.А. поступило письменное ходатайство о рассмотрении заявленного требования в уточненном варианте без участия истца и представителя истца.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики, Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции, представители заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации города Шумерля Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что объект капитального строительства нежилое здание площадью 256,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Кизяниной Т.Н. с 19 февраля 2015 года.
Согласно распоряжению Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года № 913-р, принятому исходя из положений ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ, в 2018 году на территории Чувашской Республики с применением норм, содержащихся в Федеральном законе № 237-ФЗ, Методических указаниях о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226, проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов).
При этом полномочиями по определению кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), расположенных в Чувашской Республике, подлежащие применению с 1 января 2019 года, в том числе утверждена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, по состоянию на 1 января 2018 года, составляющая 5019 923,44 руб.
Сведения об этой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2019 года, а с вышеуказанным административным исковым заявлением ИП Кизянина Т.Н. обратилась в суд 30 сентября 2019 года.
В обоснование заявленных требований административным истцом изначально при подаче иска был представлен отчет независимого оценщика ООО «...» от 21 августа 2019 года № О-0449/2019, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года, то есть на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, составляет 1632400 рублей.
Рассматривая заявленные требования, суд руководствуется положениями следующих норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, по смыслу ч. 1 ст. 245,п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 3, ч. 1, 3, 4, 7 ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ, под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается результат оценки объекта недвижимости, полученный на определенную дату, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, в том числе физическими лицами, если эти результаты затрагивают их права или обязанности, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости обязательным не является.
На дату постановления судом по данному делу решения Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( далее также - Федеральный закон № 269-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон № 237-ФЗ.
В частности ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 269- ФЗ).
При этом, Федеральный закон № 237-ФЗ дополнен ст. 22.1, из ч. 1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. 22, 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости ( далее - решение);
2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст. 22.1 Федерального закона №237-ФЗ не применяются;
3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости; не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.
Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст.22 Федерального закона №237-ФЗ (п. 1, подп. «а» п. 2, подп. «а-в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ).
Из вышеуказанных норм следует, что установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237- ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.
Согласно ст. 400, подп. 6 п. 1 ст. 401, п. 1- 3 ст. 402, п. 1 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которому среди прочего относятся здания, признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц.
Налоговая база в отношении каждого объекта налогообложения, за исключением объектов, указанных в НК РФ, определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 403 НК РФ, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Так, в силу ст. 1, 2 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 1 января 2016 года.
При этом данный Закон вступает в силу с 1 января 2016 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 403, ст. 405, п. 1 ст. 409 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год, а сам налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По общему правилу изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 403 НК РФ.
Вместе с тем, в случае изменения кадастровой стоимостиобъекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению, в том числе суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной указанным решением, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Таким образом, из данных норм следует, что по общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете налога на имущество физических лиц за будущие годы, но в некоторых случаях возможен пересчет внесенных платежей. В частности в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, вступившему в силу после 1 января 2019 года, измененная кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости, в том числе в случае перехода прав на этот объект недвижимости к иному лицу.
Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку от этого напрямую зависит размер налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате административным истцом.
В ходе рассмотрения настоящего дела, в связи с возникшими между лицами, участвующими в деле, разногласий по поводу возможности принятия представленного административным истцом отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости, в качестве надлежащего доказательства, определением Верховного Суда Чувашской Республики от 22 ноября 2019 года по ходатайству представителя административного истца Карымова П.А. по делу была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорного нежилого здания, производство которой поручено ООО «...».
Согласно заключению эксперта ООО «...» № 863/02 от 25 февраля 2020 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2018 года составляет 2295 000 рублей.
В ходе судебного заседания от представителей административных ответчиков: Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В., БУ Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В. замечаний на указанное экспертное заключение не поступило. Административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной с учетом результатов указанной судебной экспертизы, а именно в размере 2 295 000 рублей.
Сомнений в обоснованности заключения эксперта, либо противоречий в выводах эксперта суд не усматривает, поскольку заключение содержит подробное описание проведенного исследования и ответ на поставленный судом вопрос. Как усматривается из материалов дела, заключение подготовлено экспертом, имеющим высшее образование, квалификацию судебного эксперта. Эксперт прошел профессиональную переподготовку по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности «Оценка недвижимости», стаж работы в области оценочной деятельности с 2002 года, ему предоставлено право на ведение профессиональной деятельности в области судебной оценочной экспертизы. Эксперт является членом саморегулируемой организации оценщиков общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». Эксперт об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения предупрежден.
С учетом изложенного суд считает возможным принять в качестве доказательства заключение эксперта № 863/02 от 25 февраля 2020 года, в связи с чем, уточненное административное исковое заявление ИП Кизяниной Т.Н. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 2 295 000 рублей подлежит удовлетворению.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором, в том числе в суд, подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом данные сведения применяются до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики здания будут изменены до указанного момента, - до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.
Поскольку датой подачи заявления об определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости ИП Кизяниной Т.Н. является 30 сентября 2019 года, то сведения о кадастровой стоимости спорного нежилого здания, установленные по настоящему делу, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики здания будут изменены до указанного момента, - до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ 256,9 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 2295 000 ░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.