РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2016 г. г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Павловой Е.А., при секретаре Вафиной И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скосырской га, Малых нф, Курошиной еп к АО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» о признании действий по установке прибора учета электроэнергии незаконной, расчету электрической энергии по общедомовому прибору учета незаконным, понуждении произвести перерасчет оплаты электрической энергии на общедомовые нужды,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились с вышеуказанным иском, исковые требования изменены согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ. Требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ года в их доме по адресу: <адрес> ОАО «Бурятэнерго» установило общедомовой прибор учета на электроэнергию. Данный прибор учета установлен с нарушением действующего законодательства, а именно: в соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 261 ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 г. ответчик в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязан был нам, как собственникам помещений в многоквартирном доме предоставить предложения об оснащении их дома прибором учета энергетических ресурсов, снабжение которыми он осуществляет. Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики РФ от 16.04.2010 года № 178. Однако этого Ответчиком сделано не было; Частью 12 ст. 13 Федерального закона № 261 ФЗ предусмотрено, что Ответчик обязан был в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по оснащению прибором учета наш дом. Однако и это требования законодательства ответчиком в срок не выполнено; Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домов. При этом Правила предусматривают наряду с оснащением дома прибором учета, так и их ввод в эксплуатацию и документальное оформление прибора учета (абзац 2 пункта 81). Согласно п.3,4 приказа Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г. № 149 в качестве заказчика по договору об установке коллективных приборов учета может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников жилых помещений. Никаких договоров ответчик не заключал, акт ввода в эксплуатацию прибора учета с дальнейшей передачей его на ответственное хранение не составлялся, собственники квартир никакого участия в установке прибора учета не принимали; Договора на оплату ОДН, обязательное заключение которых предусмотрено п. 17 Правил оказания коммунальных услуг с ними не заключались. В ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком были предъявлены счета на оплату за электроэнергию по общедомовому прибору учета начиная ДД.ММ.ГГГГ года. Неоднократные обращения в администрацию города и непосредственно к Ответчику о том, что в нашем доме нет мест общего пользования и каждая квартира имеет отдельный вход, а также о многочисленных нарушениях, допущенных ответчиком при установке прибора учета результатов не дали. Считаем, что расчет ОАО «Читаэнергосбыт» платы за электроэнергию, начисленной нам с учетом показаний ОДПУ, установленных ненадлежащими лицами и с нарушением процедуры, а также в связи с отсутствием договоров на оплату ОДН является неправомерным. Просят признать действия ПАО МРСК Сибири «Бурятэнерго» по установке прибора общедомового учета незаконным, признать действия АО «Читаэнергосбыт» по расчету электрической энергии по общедомовому прибору учета незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет оплаты электроэнергии на общедомовые нужды в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истцов - Малых Н.Ф. по доверенности, Скосырской Г.А., Курошиной Е.П. согласно ст. 53 ГПК РФ Рыбалт В.В. исковые требования поддержал согласно доводам, изложенным в иске, просил иск удовлетворить иск в полном объеме, поскольку установка общедомового ПУ была произведена незаконно, в связи с чем и производимые начисления, указанные в уведомлениях, направленных жильцам дома о имеющейся задолженности жильцам дома незаконны.
Скосырская Г.А. поддержала иск, пояснила, что она является потребителем электроэнергии по адресу <адрес>. В доме все квартиры собственности, ими в свое время в администрацию города подавались заявления, что их дом находится на непосредственном управлении. Подтверждает, что общедомовых собраний не проводили, общедомовой комитет не избирался. В ДД.ММ.ГГГГ году ПАО МРСК Сибири на фасаде их дома установили общедомовой прибор учета, считает, что данный прибор учета установлен с нарушениями, разрешения их в то время как собственников жилых помещений никто не спрашивал, договора не заключали. Считает, ПУ не может быть общедомовым прибором учета, счетчик расположен высоко, ПУ им не был передан, ключей от ящика не имеют, в связи с чем не могут посмотреть его показания. Кроме того, полагает, что должны быть какие-то температурные требования по установке ПУ, прибор учета установлен на улице. ПУ не может являться общедомовым прибором учета, и начисление за ОДН незаконно, ответчики не проводят проверку незаконного потребления электроэнергии, сторонних подключений к сетям дома. Был случай, когда в одной из квартир на момент проверки совместно с контролером показаний приборов учета индивидуального потребления, было выявлено, что показания были намного ниже предыдущих, даже по указанному факту ответчиками не было ничего предпринято. Просила иск удовлетворить.
Истец Курошина Е.П. поддержала исковые требования, при этом пояснила, что ей от АО «Читаэнергосбыт» приходят уведомления с указанием задолженности, в том числе и по ОДН, она не согласна с этим, и оплачивает только индивидуальное потребление. По существу, соглашается с доводами стороны ответчиков, что уведомление о имеющейся задолженности по ОДН не нарушает ее прав и интересов, поскольку с нее не взыскивается указанная сумма задолженности.
Третьи лица Федорова Т.В., Полунина Л.П. поддержали исковые требования, также пояснили, что о задолженности по ОДН знают из уведомлений, фактически оплату не производили.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Молдаханова О.С. в судебном заседании считала заявленные исковые требования не обоснованными, суду пояснила, что ОАО «Читаэнергосбыт» с ДД.ММ.ГГГГ был присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Республики Бурятия и организацией были приняты на обслуживание все потребители предыдущего гарантирующего поставщика ОАО «МРСК-Сибири»- «Бурятэнерго». На момент принятия потребителей много квартирный жилой дом, в котором проживают истцы уже был оборудован общедомовым прибором учета, вся информация по его допуску была передана предыдущим гарантирующим поставщиком. Дом по <адрес> является многоквартирным, соответственно на основании ранее установленного прибора учета жителям дома производится начисление оплаты по электроэнергии за общедомовые нужды в соответствии с формулой Правил предоставления коммунальных услуг, так как договор электроснабжения не заключен, с данной просьбой жильцы дома не обращались. Начисление общедомовых нужд до ДД.ММ.ГГГГ года производили по нормативам, после того как при Правительстве республики Бурятия было проведено совещание было распоряжение проводить начисление ОДН по приборам учета, с лета начисления не производится, согласно действующего законодательства. Процедуру установки и допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии выполнил предыдущий гарантирующий поставщик, действующее законодательство не содержит требований о повторной процедуре ввода в эксплуатацию прибора учета в случае смены гарантирующего поставщика. Кроме того, просила обратить внимание суда, что уведомления, направляемые в адрес потребителей энергии, никаким образом не нарушают их законных прав и интересов, поскольку они имеют уведомительный характер.
Представитель ОАО «МРСК-Сибири»-«Бурятэнерго» по доверенности Яроцкая Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что в соответствии с нормами Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» собственники многоквартирных домов обязаны были оснастить дома приборами учета до ДД.ММ.ГГГГ г. в противном случае сетевая или энергоснабжающая организации обязаны были самостоятельно установить и вести приборы учета в эксплуатацию. Дом, в котором проживают истцы является многоквартирным, на основании этого, поскольку в их доме, такой прибор установлен не был, ПАО «МРСК-Сибири» являясь сетевой организацией в ДД.ММ.ГГГГ году произвело установку прибора учета за свой счет. В акте допуска прибора учета была указан представитель УК по «старому» городу– ООО «Система», поскольку на тот момент сведений о том, что дом находится на непосредственном управлении у ПАО не имелось. В настоящее время ПАО является законным владельцем ОДПУ, установленного в <адрес> и несет бремя по его содержанию и эксплуатации, что в принципе никаким образом не нарушает прав и интересов жильцов дома, с целю фиксации фактического потребления коммунального ресурса всем домом, если имеются в доме недобросовестные потребители энергии, то в интересах жильцов дома обращение в сетевую и ресурсоснабжающие организации, для выявления фактов нарушения. Что касаемо установки ОДПУ, прибор установлен согласно предъявляемым требованиям, находится в металлическом ящике. С вопросом о переносе прибора собственники дома не обращались. ПАО «МРСК Сибири» имеет право проверить приборы учета, подсоединение к прибору внутри квартир хозяйственных построек, поскольку каждая квартира имеет земельные участки, с расположенными хозпостройками, только с разрешения собственника. Просила в иске отказать.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг
Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс РФ в пункте 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Установлено, что истцы являются собственниками квартир в многоквартирном доме (8-ми), расположенном в <адрес>
АО «Читаэнергосбыт» с ДД.ММ.ГГГГ является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Республики Бурятия.
ОАО «МРСК-Сибири» является сетевой организацией, а в период до ДД.ММ.ГГГГ являлась также гарантирующим поставщиком электроэнергии.
ДД.ММ.ГГГГ сетевой организацией ОАО «МРСК-Сибири», к чьим сетям присоединено сетевое хозяйство многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета, что подтверждается актом допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании показаний установленного прибора учета истцам как собственникам жилого помещения производилось до ДД.ММ.ГГГГ. начисление оплаты за общедомовое потребление электроэнергии.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединительную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор в силу статьи 540 Кодекса считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединительной сети.
Обязанность абонента производить оплату потребленных энергоресурсов определена в статье 544 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Согласно п. 44 Правил, 44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Однако учитывая, что договор электроснабжения с управляющей компанией, жильцами непосредственно управляющее домом не был заключен, с данной просьбой общедомовой комитет дома не обращался, начисление происходит за общедомовые нужды на основании абз.3 п.44 Постановления Правительства РФ № 344 по формуле № 12.
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ жильцами <адрес> выбрано непосредственное управление, с учетом указанного, решений домом о заключении договора с ресурсоснабжающими организациями принято не было.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ до 01.01.2013 в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
С учетом анализа вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку приборов учета электрической энергии,оформленное в виде соответствующего решения, в случае если собственниками не были выполнены требования, установленные ч.5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Учитывая, что собственниками жилых помещений многоквартирного дома по <адрес> каких либо мер к установке общедомового прибора учета в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. не принималось, требование ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ ими выполнены не были, в силу чего ПАО МРСК Сибири был установлен на многоквартирный дом общедомовой прибор учета с использованием наружной установки на высоте 2 метров, требование истцов о том, что прибор учета общедомового потребления электроэнергии был установлен незаконно, суд находит необоснованным, не подлежащим удовлетворению.
В связи с тем, что не имеется оснований для удовлетворения заявленных исковых требований для признания действий по установке прибора учета, суд не находит оснований для признания незаконными действий ответчиков по расчету электрической энергии по общедомовому прибору учета.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается, в том числе, на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод, законных интересов.
Исходя из данной нормы процессуального права и ст. 11 ГК РФ защите подлежит лишь нарушенное право. Таким образом, в суде может быть оспорено не любое действие или бездействие, а лишь то, которое нарушает конкретные права и законные интересы лица, обратившегося за их защитой.
В ходе судебного разбирательства нарушений прав истцов как потребителей электрической энергии со стороны ответчиков не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Скосырской га, Малых нф, Курошиной еп к АО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» о признании действий по установке прибора учета электроэнергии незаконной, расчету электрической энергии по общедомовому прибору учета незаконным, понуждении произвести перерасчет оплаты электрической энергии на общедомовые нужды, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 28. 11.2016 года.
Судья Н.Г. Рабдаева