Решение по делу № 12-149/2022 от 07.04.2022

Дело № 12-149/2022                             24 мая 2022 года

УИД 29MS0052-01-2022-001586-81

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Северодвинского городского суда Архангельской области
Попова Дарья Владимировна, рассмотрев дело по жалобе начальника Контрольного управления Администрации Северодвинска Хлусова Вадима Владимировича и жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Топаз» Трофимова Дмитрия Николаевича на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Северодвинского судебного района Архангельской области от 23.03.2022 по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Северодвинского судебного района Архангельской области от 23.03.2022 общество с ограниченной ответственностью «Топаз» (далее - ООО «Топаз», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе начальник Контрольного управления Администрации Северодвинска Хлусова В. В. просит указанное постановление отменить, ссылаясь на неверную переквалификацию мировым судьей совершённого Обществом административного правонарушения с части 24 на часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Жалобу мотивирует тем, что на основании главы XXII закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» Администрация Северодвинска осуществляет переданные государственные полномочия по региональному государственному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В жалобе директор ООО «Топаз» Трофимов Д. Н. просит указанное постановление мирового судьи отменить, ссылаясь на недоказанность в действиях Общества состава вменённого административного правонарушения.

ООО «Топаз», Контрольное управление Администрации Северодвинска, надлежаще извещённые, в суд своих представителей не направили (л. д. 77, 78).

Изучив доводы жалоб, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с пунктами 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, текущий и капитальный ремонт, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.

В соответствии с пунктами 4.2.1.1, 4.10.2.1, 4.10.5.1, 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.

Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).

Теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий следует устраивать в соответствии с действующими нормативными документами.

Теплозащиту дефектных участков стен и крыш необходимо осуществлять путем: устранения неисправностей в ограждающих конструкциях, способствующих увлажнению атмосферной (особенно через стыки панелей), бытовой и грунтовой влагой и повышению инфильтрации; просушки отсыревших участков стен и крыш; утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем, устройством вертикальных скосов в местах сопряжения наружных стен между собой и с чердачными перекрытиями (покрытиями), установки стояков отопления в наружных углах и др.; просушки или замены (в случае целесообразности) отсыревшего утеплителя на более эффективный; восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен; ремонта кровельного покрытия.

Согласно пунктам 3, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, работами, выполняемыми для надлежащего содержания стен многоквартирных домов являются: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.

Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов включают в себя: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

В соответствии с разделом 5 СП 50.13330.2012 «Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003», утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 265, теплозащитная оболочка здания должна отвечать установленным требованиям. Согласно таблице 5 нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции в жилых зданиях для наружных стен должен составлять не более 4,0 °С.

Согласно пункта 1 предписания Отдела муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации Северодвинска от ....., ООО «Топаз» в срок до 01.02.2022 предписано устранить выявленное нарушение – восстановить теплотехнические свойства наружных ограждающих конструкций (стен) в районе наименьшей по площади жилой комнаты квартиры <адрес> в г. Северодвинске.

Данное предписание было получено ООО «Топаз» 25.11.2021, о чем имеется соответствующая расписка в предписании о его получении.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Топаз» зарегистрировано 20.06.2008 в Едином государственном реестре юридических лиц и располагается по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Адмирала Нахимова, д. 2а, является управляющей организацией многоквартирного дома <адрес> в г. Северодвинске Архангельской области.

20.04.2015 Государственной жилищной инспекцией Архангельской области ООО «Топаз» выдана лицензия № 000064 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В ходе внеплановой выездной проверки, проведённой Контрольным управлением Администрации Северодвинска в отношении ООО «Топаз» установлено, что Обществом в установленный срок до 01.02.2022 пункт 1 законного предписания Отдела муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации Северодвинска от ..... не выполнен.

В установленном законом порядке предписание Отдела муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации Северодвинска от ..... незаконным не признано.

Рассматривая дело, мировой судья переквалифицировал деяние ООО «Топаз» по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, придя к выводу о том, что Обществом не исполнено предписание Отдела муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации Северодвинска, то есть органа, осуществляющего муниципальный жилищный контроль, а не региональный государственный жилищный надзор.

Вместе с тем, судья не может согласиться с произведённой мировым судьёй переквалификацией совершённого ООО «Топаз» деяния с части 24 на часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ по следующим основаниям следующее.

Законом Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления в Архангельской области не наделены соответствующим государственным полномочием.

Постановлением Правительства Архангельской области от 29.09.2021 № 531-пп утверждено Положение о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Постановление № 531-пп), разработанное в соответствии со статьей 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - государственный контроль) на территории Архангельской области (пункт 1).

Согласно части 3 Постановления № 531-пп государственный контроль осуществляется:1) государственной жилищной инспекцией Архангельской области (далее - инспекция): на всей территории Архангельской области, за исключением территорий городских округов Архангельской области «Город Архангельск» и «Северодвинск»;

на территориях городских округов Архангельской области «Город Архангельск» и «Северодвинск» - в части осуществления полномочий контрольного (надзорного) органа, не переданных для осуществления органам местного самоуправления городских округов Архангельской области "Город Архангельск" и «Северодвинск» в соответствии с главой XXII областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями»;

2) органами местного самоуправления городских округов Архангельской области «Город Архангельск» и «Северодвинск» (далее - органы местного самоуправления) - на территориях соответствующих городских округов Архангельской области в части осуществления полномочий контрольного (надзорного) органа, переданных для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с главой XXII областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями».

Как установлено пунктом 5 Постановления № 531-пп от имени органов местного самоуправления государственный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - инспекторы): 1) руководитель органа (структурного подразделения органа) местной администрации, к компетенции которого отнесено осуществление полномочий по государственному контролю (далее - руководитель уполномоченного органа местной администрации); 2) заместители руководителя органа (структурного подразделения органа) местной администрации, к компетенции которого отнесено осуществление полномочий по государственному контролю; 3) главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты первой категории органа (структурного подразделения органа) местной администрации, к компетенции которого отнесено осуществление полномочий по государственному контролю.

Инспекторы осуществляют все полномочия по осуществлению государственного контроля, установленные федеральными законами и настоящим Положением, независимо от своего должностного положения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

При проведении профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий полномочия по осуществлению государственного контроля осуществляют только те инспекторы, которые уполномочены на проведение соответствующего мероприятия решением инспекции или органа местного самоуправления (пункт 6).

Как следует из пункта 7 Постановления № 531-пп объектом государственного контроля является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, по соблюдению лицензионных требований.

В силу положений главы ХХII указанного закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области осуществляют государственные полномочия по региональному государственному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Статья 129 закона № 84-5-ОЗ устанавливает, что государственными полномочиями, указанными в статье 130 настоящего закона, наделяются органы местного самоуправления городских округов Архангельской области «Город Архангельск» и «Северодвинск».

Статья 130 закона № 84-5-ОЗ определяет государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления муниципальных образований.

В силу части 3 статьи 130 закона № 84-5-ОЗ при осуществлении государственного контроля должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 24 статьи 19.5, статьей 19.7 КоАП РФ.

Изложенное свидетельствует о том, что Отдел муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрация Северодвинска в силу закона правомочен осуществлять региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Таким образом, диспозиция части 24 статьи 19.5 КоАП РФ охватывает более узкий круг правового регулирования, чем диспозиция части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и касается только органов, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Следовательно, часть 24 статьи 19.5 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к норме, содержащейся в части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ является общей нормой и применяется, если нет специальной нормы.

С учётом вышеизложенного, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в действиях (бездействии) ООО «Топаз» отсутствует.

Переквалифицировать действия (бездействие) Общества с части 1 статьи 19.5 КоАП РФ на часть 24 статьи 19.5 КоАП РФ невозможно, так как это приведёт к ухудшению положения юридического лица, что не допускается законом.

Отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.1 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу начальника Контрольного управления Администрации Северодвинска Хлусова Вадима Владимировича удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Северодвинского судебного района Архангельской области от 23.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ООО «Топаз» отменить.

Производство по административному делу, предусмотренному частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Топаз» на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.12-30.14 КоАП РФ в Третьем кассационном суде общей юрисдикции.

Судья                                          Д. В. Попова

12-149/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "ТОПАЗ"
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Попова Д.В.
Статьи

19.5

Дело на странице суда
seversud.arh.sudrf.ru
07.04.2022Материалы переданы в производство судье
24.05.2022Судебное заседание
24.05.2022Вступило в законную силу
04.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2022Дело оформлено
24.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее