Судья: Левина Т.А.
Докладчик: Савинцева Н.А. Дело № 33-4003/2023
(№2-1/2022)
УИД 42RS0003-01-2020-000432-83
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«27» апреля 2023 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Савинцевой Н.А.,
и судей: Дуровой И.Н., Пастухова С.А.,
при секретаре Амосовой Т.С.,
с участием прокурора Фроловой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Савинцевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента лесного комплекса Кузбасса Конюшенко Екатерины Владимировны на решение Березовского городского суда Кемеровской области от 17 ноября 2022 года по исковому заявлению Прокурора г. Березовский к Администрации Березовского городского округа, МКУ по УЖКХ о понуждении к совершению действий,
установила:
Прокурор г. Березовский после утонения искового заявления обратился в суд с иском к администрации Березовского городского округа, Муниципальному казенному учреждению по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа, Департаменту лесного комплекса Кузбасса о понуждении к совершению действий, в котором просил: обязать администрацию Березовского городского округа, муниципальное казенное учреждение по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа в срок до 31.12.2025 организовать ликвидацию свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в районе второго километра автодороги Березовский -Анжеро-Судженск на земельных участках с кадастровыми номерами №, № (а также выходящей за их пределы) своими силами или путем заключения договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Обязать администрацию Березовского городского округа, в срок до 31.12.2026 обеспечить рекультивацию нарушенных земельных участках с кадастровыми номерами №, №, занятых твердыми коммунальными отходами, на основании разработанного проекта рекультивации.
Обязать администрацию Березовского городского округа осуществить финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в районе второго километра автодороги Березовский - Анжеро-Судженск на земельных участках с кадастровыми номерами №, № (а также выходящими за их пределы), в случае недостаточности у муниципального казенного учреждения по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа денежных средств на указанные мероприятия.
Обязать Департамент лесного комплекса Кузбасса в срок до 31.12.2025 организовать ликвидацию свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в районе второго километра автодороги Березовский-Анжеро-Судженск на земельном участке с кадастровым номером № (а также выходящей за их пределы) своими силами или путем заключения договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Обязать Департамент лесного комплекса Кузбасса в срок до 31.12.2026 обеспечить рекультивацию нарушенного земельном участке с кадастровым номером №, занятого твердыми коммунальными отходами, на основании разработанного проекта рекультивации.
Требования мотивированы тем, что на территории Березовского городского округа в районе второго километра автодороги Березовский - Анжеро-Судженск на земельных участках с кадастровыми номерами №,№, № (а также выходящими за их пределы) имеются несанкционированные размещения твердых коммунальных отходов, объем которых ориентировочно составляет 3 755 000 м3.
Свалка твердых коммунальных отходов расположена на территории Березовского городского округа в районе второго километра автодороги Березовский - Анжеро-Судженск, объем мусора составляет ориентировочно 3 755 000 м3. Дата образования свалки - приблизительно 1970-1980 годы.
Складирование отходов производится на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, а также за пределы данных участков на земельный участок, границы которого не установлены. Общая площадь земельных участков, занятых отходами составляет около 5 га.
Земельный участок № расположен по адресу <адрес>, кадастровый квартал №: участок №, вид разрешенного использования: для размещения полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, площадь 6093 кв.м., комитетом по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа предоставлен по договору аренды № от 23.05.2016 ООО «Чистый город» для размещения полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов (на срок с 23.05.2016 по 23.05.2021).
Земельный участок № расположен по адресу <адрес>, кадастровый квартал № участок №, вид разрешенного использования: для размещения полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, площадь 406 кв.м., комитетом по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа предоставлен по договору аренды № от 23.05.2016 ООО «Чистый город» для размещения полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов (на срок с 23.05.2016 по 23.05.2021).
Указанные земельные участки относятся к землям, государственной собственность на которые не разграничена, с категорией земель - земли населенных пунктов.
Земельный участок № расположен по адресу <адрес>, категория земель: земли лесного фонда, площадью 39 618 кв.м., вид разрешенного использования: для размещения временной городской свалки. Расположен участок в границах муниципального образования Березовский городской округ. Указанный участок не передавался кому-либо во временное владение и пользование.
ООО «Чистый город» на земельных участках №, № полигон отходов не создавался. Общество до настоящего времени не имеет проектной и разрешительной документации для использования указанных земельных участков, что подтверждается актом от 24.03.2020 № проверки Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу.
До настоящего времени на территории Березовского городского округа отсутствуют объекты размещения твердых коммунальных отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов.
Кроме того, территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления Кемеровской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 №367, размещение, перегрузка, сортировка твердых коммунальных отходов в городе Березовский не предусмотрена.
ООО «Чистый город» на земельных участках №, № полигон отходов не создавался. Общество до настоящего времени не имеет проектной и разрешительной документации для использования указанных земельных участков, что подтверждается актом от 24.03.2020 № проверки Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу.
До настоящего времени на территории Березовского городского округа отсутствуют объекты размещения твердых коммунальных отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов.
Кроме того, территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления Кемеровской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 №367, размещение, перегрузка, сортировка твердых коммунальных отходов в городе Березовский не предусмотрена.
В соответствии с постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 02.04.2020 № 195 исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере лесных отношений на территории Кемеровской области - Кузбасса в пределах предоставленных ему полномочий является Департамент лесного комплекса Кузбасса (далее - Департамент)
Департамент осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, структурными подразделениями Администрации Правительства Кузбасса, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, иными организациями. Место нахождения Департамента: 650036, г. Кемерово, ул. Мирная, д. 5.
Задачами Департамента является осуществление государственной политики в сфере лесных отношений. Обеспечение государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории Кемеровской области - Кузбасса (пункты 3.1, 3.2 Положения).
Осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти Кемеровской области - Кузбасса в сфере лесных отношений, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета; осуществляет разработку и реализацию государственных программ Кемеровской области - Кузбасса в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории Кемеровской области - Кузбасса (пункты 4.1.1., 4.1.3 Положения).
Учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, действующие положения Лесного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, обязанность по проведению мероприятий по защите земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия должна быть возложена на Департамент лесного комплекса Кузбасса.
Определением Березовского городского суда от 30.04.2020 в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) привлечены КУМИ Березовского городского округа, ООО «Чистый город», ООО «Спецсервис».
В судебном заседании прокурор Оглезнева С.В. поддержал исковые требования, просил обязать администрацию Березовского городского округа, в срок до 31.12.2026 года провести мероприятия по рекультивации свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в районе второго километра автодороги Березовский - Анжеро-Судженск на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, а также за их пределами, обязать Департамент лесного комплекса Кузбасса в срок до 31.12.2026г. провести мероприятия по рекультивации свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в районе второго километра автодороги Березовский -Анжеро-Судженск на земельных участках с кадастровым номером №.
Представитель администрации Березовского городского округа с требованиями согласилась частично.
Представитель МКУ по УЖКХ требования не признал.
Представитель Департамента лесного комплекса Кузбасс Е.В. Конюшенко требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса Тактаева Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.
Представитель третьего лица администрации Кемеровского муниципального района Терехин Р.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица КУМИ Березовского городского округа Пилюгина Т.В., действующая на основании доверенности, требования не признала.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса Мирошник Е.В., действующий на основании доверенности, требования не признал.
Решением Березовского городского суда Кемеровской области от 17 ноября 2022 года постановлено:
«Обязать Администрацию Березовского городского округа, в срок до 31.12.2035 года провести мероприятия по рекультивации свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в районе второго километра автодороги, Березовский - Анжеро-Судженск на земельных участках с кадастровыми номерами №, №
Обязать Департамент лесного комплекса Кузбасса в срок до 3.1.12.2035
провести мероприятия по рекультивации свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в районе второго километра автодороги Березовский -Анжеро-Судженск на земельных участках с кадастровым номером №№
В остальной части в иске Прокурора г. Березовский отказать».
В апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента лесного комплекса Кузбасса Конюшенко Е.В., действующая на основании доверенности, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске в части требований к Департаменту лесного комплекса Кузбасса. Указывает, что выводы в части удовлетворения требований к Департаменту лесного комплекса Кузбасса не основаны на законе, поскольку ответчик действует в рамках ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, при этом функции по ликвидации несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданными полномочиями Российской Федерации в области лесных отношений, поэтому финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу запретов, установленных бюджетным законодательством.
Представителем Министерства жилищно-коммунального комплекса Кузбасса Тактаевой Н.А., действующей на основании доверенности, прокурором г. Березовского на апелляционную жалобу принесены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента лесного комплекса Кузбасса Конюшенко Е.В., действующая на основании доверенности, на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение отменить части требований к Департаменту лесного комплекса Кузбасса, принять в указанной части новый судебный акт об отказе в иске.
Прокурор Фролова Т.Е., поддержав возражения на апелляционную жалобу, просила решение оставить без изменения. Представитель администрации Березовского городского округа Волкова Н.В., действующая на основании доверенности, представитель Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса Мирошник Е.В., действующий на основании доверенности, представитель ООО «Чистый город» Борисенко О.Н., действующая на основании доверенности, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представители третьих лиц Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, администрации Кемеровского муниципального района, КУМИ Березовского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, доказательства уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте Кемеровского областного суда.
Принимая во внимание положения ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика Канюшенко Е.В., прокурора Фролову Т.Е., представителей третьих лиц Волкову Н.В., Мирошник Е.В., Борисенко О.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений ч.1, ч.2 ст. 214 ГК РФ следует, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Пунктом 1 ст. 51 Закона об окружающей среде предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п. 4, п. 6 ч.1 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель... в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению их в оборот.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 ЗК РФ).
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;... выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу части 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Законом об охране окружающей среды и другими федеральными законами.
Согласно пункту 3 указанной статьи охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Законом об охране окружающей среды.
Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена статьей 5.1 Закона об охране окружающей среды со ссылкой на Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в статье 83 ЛК РФ установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается письменными материалами дела, что на территории Березовского городского округа в районе второго километра автодороги Березовский - Анжеро-Судженск на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, № имеются несанкционированные размещения твердых коммунальных отходов, объем которых ориентировочно составляет 3 755 000 м3.
Свалка твердых коммунальных отходов расположена на территории Березовского городского округа в районе второго километра автодороги Березовский - Анжеро-Судженск, объем мусора составляет ориентировочно 3 755 000 м3. Дата образования свалки - приблизительно 1970-1980 годы.
Складирование отходов производится на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, а также за пределы данных участков на земельный участок, границы которого не установлены. Общая площадь земельных участков, занятых отходами составляет около 5 га.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу <адрес>, кадастровый квартал №:, участок №, вид разрешенного использования: для размещения полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, площадь 6093 кв.м., комитетом по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа предоставлен по договору аренды № от 23.05.2016 ООО «Чистый город» для размещения полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов (на срок с 23.05.2016 по 23.05.2021).
Земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу Кемеровская область, г. Березовский, кадастровый квартал №:, участок №, вид разрешенного использования: для размещения полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, площадь 406 кв.м., комитетом по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа предоставлен по договору аренды № от 23.05.2016 ООО «Чистый город» для размещения полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов (на срок с 23.05.2016 по 23.05.2021).
Указанные земельные участки относятся к землям, государственной собственность на которые не разграничена, с категорией земель - земли населенных пунктов.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу <адрес>, категория земель: земли лесного фонда, площадью 39 618 кв.м., вид разрешенного использования: для размещения временной городской свалки. Расположен участок в границах муниципального образования Березовский городской округ. Указанный участок не передавался кому-либо во временное владение и пользование.
ООО «Чистый город» на земельных участках №, № полигон отходов не создавался. Общество до настоящего времени не имеет проектной и разрешительной документации для использования указанных земельных участков, что подтверждается актом от 24.03.2020 № проверки Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу.
Судом первой инстанции также установлено, что на территории Березовского городского округа отсутствуют объекты размещения твердых коммунальных отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов.
Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления Кемеровской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 №367, размещение, перегрузка, сортировка твердых коммунальных отходов в городе Березовский не предусмотрена.
ООО «Чистый город» на земельных участках №, № полигон отходов не создавался. Общество не имело и на момент рассмотрения дела судом не имеет проектной и разрешительной документации для использования указанных земельных участков, что подтверждается актом от 24.03.2020 № проверки Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, пояснениями представителя ООО «Чистый город».
На территории Березовского городского округа отсутствуют объекты размещения твердых коммунальных отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов.
То обстоятельство, что на земельных участках с кадастровыми номерами №, № и № функционирует участок накопления ТКО, расположены на территории Березовского городского округа подтверждается Представлением Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 24.01.2020 № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому 04.12.2019 старшим инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды установлено, что на расстоянии около 3 км от г. Березовский имеется место накопления твердых коммунальных отходов на площади около 5 га, земельные участки, которые используются для накопления отходов имеют кадастровые номера: №, № и №.
Накопление осуществляется на почве, насыпью, обваловка территории, ограждение, защита от осадков отсутствует. На дату проверки зафиксировано горение отходов (открытое пламя), несколько очагов задымления территории. На территории г. Березовский проекты размещения ТКО, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, отсутствует, территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления в Кемеровской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 г. №367 (в редакции от 04.08.2017 № 412, от 23.01.2018 г. №21 и от 10.12.2019 г. № 713) размещения, перегрузки, сортировка ТКО в г. Березовский не предусмотрены.
Администрация Березовского городского округа не приняла исчерпывающие меры для надлежащего создания и содержания мест накопления ТКО в рамках полномочий органами местного самоуправления, что привело к наличию места накопления отходов, функционирующего с нарушением экологических требований и возгоранию отходов. Действия администрации Березовского городского округа квалифицируются по ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Кроме того, что земельный участок, расположенный по адресу <адрес> <адрес> с кадастровым номером № категории земель - земли лесного фонда, площадью 39618 кв.м., расположен в границах муниципального образования Березовский городской округ (т. 1, л.д. 44-48).
Постановлением Департамента Природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 24.01.2020 г., согласно которому Администрация Березовского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 82 КоАП РФ и подвергнута штрафу в размере 100 000 рублей (т.2 л.д.176-179)
Письмами администрации Березовского городского округа от 26.12.2019 № в адрес Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области и Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 24.01.2020 № земельные участки с кадастровыми номерами №, № и № находится в границах муниципального образования «Березовский городской округ». (т. 1 л.д. 51-53 л.д. 57-59).
Актом осмотра территории Березовского городского округа при проверке соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления от 24.04.2020, согласно которого выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления в виде твердых коммунальных отходов в районе второго километра автодороги Березовский - Анжеро-Судженск на земельных участках с кадастровыми номерами №, № и №, а также на земельном участке границы которого не установлены.
Объем мусора составляет ориентировочно 3 755 000 куб.м., Общая площадь земельных участков, занятых отходами составляет около 5 га.
Земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 406 кв.м., № площадью 6093 кв.м. относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена с категорией земель - земли населенных пунктов, земельный участок с кадастровым номером № площадью 39618 кв.м., расположенный в границах муниципального образования Березовский городской округ, для размещения временной городской свалки, не передавался кому-либо во временное владение и пользование (т. 1, л.д. 63-69).
По распоряжению администрации г. Березовского от 28.07.2006 № 571-р согласованы границы земельного участка в районе «ш. Романовская» общей площадью 60 893,3 кв.м. для размещения городской свалки бытовых отходов (т. 1 л.д. 153).
Согласно выписке из Единого государственного реестра земельный участок с кадастровым номером №, расположенный <адрес> относятся к землям лесного фонда (т.1 л.д. 192- 193)
В соответствии с информацией о лесном участке с кадастровым номером №, данный земельный участок расположен <адрес>, <адрес> квартал №, выдел №,№. Назначение лесного участка испрашиваемый часть лесного участка Кемеровское лесничество, Невское участковое лесничество, урочище Кургановское,<адрес>, выдел № расположена в защитных лесах, категория защитности - защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, часть лесного участка <адрес> расположена в эксплуатационных лесах, категории защитных лесов нет, площадь 3,96183 га. (т.1 л.д. 203-205).
Из пояснительной записки КУМИ БГО от 22.04.2021 № с картой-схемой полигона ТБО г. Березовский следует, что полигон ТБО находится в границах нескольких земельных участков, входящих в состав территории муниципального образования «Березовский городской округ», с кадастровыми номерами №, № и №(т.2 л.д. 69-70).
Земельный участок с кадастровым номером № предоставлялся в аренду ФГУ «Барзасский лесхоз», которое было ликвидировано, что подтверждается выпиской из государственного реестра земель от 29.09.2015 (т. 2 л.д.136-144).
Согласно выписке из ЕГРН от 04.08.2021 № на земельный участок с кадастровым номером № (лист 8, раздел 4.1) на указанный земельный участок установлено ограничение (обременение), ввиду аренды данного земельного участка ООО «Дорожник-2», на основании приказа от 27.11.2006 №.
Распоряжением администрации г. Березовский от 07.06.2005 № 466-р «О праве деятельности по вывозу и складированию твердо-бытовых отходов» установлено, что ООО «Дорожник-2» осуществляет деятельность с ТБО на городском отвале, а также выполняет работы по его содержанию.
В соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ ООО «Дорожник-2» (ОГРН: 1044250002543, дата присвоения ОГРН: 24.06.2004, ИНН: 4250000836, КПП: 425001001) прекратило свою деятельность 07.06.2011, что подтверждается копией землеустроительного дела (т.3 л.д.69-80).
Разрешая заявленные требования и частично удовлетворяя исковые требования прокурора, и в том числе, и возлагая на Департамент лесного комплекса Кузбасса и администрацию Березовского городского округа обязанность по проведению рекультивации свалки твердых коммунальных отходов на спорных земельных участках, суд первой инстанции, установив, что несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на землях лесного фонда, на основании ч. 1 ст. 8 ЛК РФ, находящихся в федеральной собственности, не переданных по договору аренды, пришел к выводу о том, что выявленный факт несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов свидетельствует о ненадлежащем выполнении возложенных законом на Департамент лесного комплекса Кузбасса и администрацию Березовского городского округа обязанностей, что в свою очередь приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о частичном удовлетворении иска, основанными на тщательной оценке представленных в материалы дела доказательств в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется только в части возложения обязанности на Департамент лесного комплекса Кузбасса по проведению мероприятий по рекультивации свалки твердых коммунальных отходов, с учетом положений ч.2 ст. 237.1 ГПК РФ законность решения в остальной части не судебной коллегией проверяется.
Поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на в том числе и на земельном участке лесного фонда, находящимся в федеральной собственности, не переданным по договору аренды, организация мероприятий по ликвидации установленных мест несанкционированного размещения отходов в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, обоснованно возложена судом на апеллянта.
Судом первой инстанции правильно принято во внимание, что согласно Положению о Департаменте лесного комплекса Кузбасса (далее по тексту Положение о Департаменте), утвержденному постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса 02.04.2020 г. №195, основными задачами Департамента являются обеспечение государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории Кемеровской области - Кузбасса (п.3.2 Положения о Департаменте), в том числе, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (включая осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение (п.4.2.6 Положения о Департаменте).
На территории г. Березовский проекты размещения ТКО, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, отсутствует, территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления в Кемеровской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 г. №367 (в редакции от 04.08.2017 № 412, от 23.01.2018 г. №21 и от 10.12.2019 г. № 713) размещения, перегрузки, сортировка ТКО в г. Березовский не предусмотрены.
Учитывая установленные обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по рекультивации земельного участка с кадастровым номером № должна быть возложена на Департамент лесного комплекса Кузбасса, поскольку совершение таких действий непосредственно относится к его функциям, и которые Департамент не исполняет надлежащим образом.
Так, судом первой инстанции принято во внимание переданные полномочия в области лесных отношений на землях лесного фонда согласно ст. 83 ЛК РФ полностью дублируют полномочия Департамента лесного комплекса Кузбасса, установленные Законом Кемеровской области от 13.06.2007 №75 – ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области-Кузбасса в сфере лесных отношений».
Анализируя в совокупности положения ЛК РФ (ст. ст. 8, 60.12, 83), ЗК РФ (ст. ст. 13, 42), положения Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», учитывая также, что Департамент лесного комплекса Кузбасса проводит государственную политику в сфере лесных отношений на территории Кемеровской области-Кузбасса, являясь ответственным исполнителем государственной программы Кемеровской области-Кузбасса «Охрана, защита, воспроизводство, использование лесов и объектов животного мира Кузбасса» на 2017-2024 годы, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.11.2016 №430, суд первой инстанции, приходя к правильному выводу, что понятие «охрана и защита земель лесного фонда» включает в себя мероприятия по охране и защите земель лесного фонда от загрязнения и иного негативного воздействия в результате размещения на этих землях бытового мусора и отходов, в том числе, работы по ликвидации стихийных и несанкционированных свалок, организатора и собственники которых не установлены, и учитывая, что на Департамент является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области – Кузбасса, проводящим государственную политику в сфере лесных отношений на территории Кемеровской области -Кузбасса, пришел к обоснованному выводу, что обязанность по рекультивации по рекультивации свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в районе второго километра автодороги Березовский -Анжеро-Судженск на земельных участках с кадастровым номером №, должны быть возложена на Департамент.
Принимая во внимание вышеизложенное, доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, в связи с чем, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет субвенций федерального бюджета, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией как основания для отмены решения в обжалуемой части, так как основаны на неправильном толковании закона.
Принимая во внимание, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований, обстоятельства, имеющие правовое значение, и закон, подлежащий применению, определены судом правильно с учетом оснований заявленных требований, выводы основаны на представленных суду первой инстанции доказательствах, оценка которым дана с учетом требований гражданского процессуального закона, оснований для отмены состоявшегося по делу решения по доводам апелляционной жалобы - не имеется.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Березовского городского суда Кемеровской области от 17 ноября 2022 года в обжалуемой части – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента лесного комплекса Кузбасса Конюшенко Екатерины Владимировны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в мотивированной форме составлено 04.05.2023