Решение по делу № 33-2913/2024 от 13.02.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

дело                                       Председательствующий    судья первой инстанции           Кундикова Ю.В.

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 марта 2024 года                                                        гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи – Сафонцевой Ю.А.,

судей – Готовкиной Т.С., Заболотной Н.Н.

     при секретаре – Руденко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению М.М.А. к Министерству здравоохранения Республики Крым, третье лицо: Министерство здравоохранения Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2023 года,

УСТАНОВИЛА:

В августе 2023 года М.М.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Крым, в котором просила обязать ответчика организовать бесплатное обеспечение лекарственными препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (Кафтрио) + ивакафтор (Калидеко), назначенными по жизненным показаниям на постоянной основе до отмены препаратов.

В обоснование заявленных требований М.М.А. указала, что имеет тяжелое заболевание и ей установлен диагноз: <данные изъяты> М.М.А. является <данные изъяты>, страдает редким генетическим заболеванием - <данные изъяты>, которое включено в перечень редких (орфанных) заболеваний. ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России был проведен консилиум, по результатам которого, по жизненным показаниям ей назначены препараты элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (Кафтрио) + ивакафтор (Калидеко). Однако, в обеспечении лекарственными средствами ей было отказано, так как источник финансирования закупки незарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата не определен. С такими действиями ответчика истец не согласна, считает, что ее права нарушены.

Протокольным определением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, привлечено: Министерство здравоохранения Российской Федерации (л.д. 74).

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2023 года исковые требования М.М.А. удовлетворены.

На Министерство здравоохранения Республики Крым возложена обязанность организовать бесплатное обеспечение М.М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на постоянной основе жизненно необходимыми препаратами элексакафтор 100 мг/тезакафтор 50 мг/ивакафтор 75 мг + ивакафтор 150 мг - КАФТРИО 730 таблеток в год + Калидеко 365 таблеток в соответствии с рекомендациями врачебного консилиума до отмены препаратов за счет средств бюджета Республики Крым. Решение обращено к немедленному исполнению.

Не согласившись с таким решением суда, 24 ноября 2023 года Министерство здравоохранения Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований М.М.А. в полном объеме.

Доводы жалобы сводятся к тому, что лекарственные препараты «элексакафтор+тезакафтор+ивакафтор» (Кафтрио) и «Ивакафтор» (Калидеко) не зарегистрированы на территории Российской Федерации. В соответствии с действующим Порядком назначения лекарственных препаратов медицинским работникам запрещается оформлять рецепты на незарегистрированные лекарственные препараты. Поскольку источник финансирования закупки незарегистрированной формы лекарственных препаратов «элексакафтор+тезакафтор+ивакафтор» (Кафтрио) и «Ивакафтор» (Калидеко) нормативно-правовыми актами не определен, осуществить его закупку, как за счет средств обязательного медицинского страхования, так и за счет средств федерального и регионального бюджетов, не представляется возможным.

Кроме того, в материалах дела отсутствует заключение (решение) региональной врачебной комиссии или консилиума, а также консультация внештатного специалиста Министерства здравоохранения Республики Крым.

Определением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 декабря 2023 года Министерству здравоохранения Республики Крым восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2023 года.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, а именно почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток.

В Верховный Суд Республики Крым от представителя Министерства здравоохранения Республики Крым М.Л.Н. поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.

Заслушав докладчика, исследовав материалы дела, принятые судебной коллегией в качестве новых доказательств поступивших на запрос судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым из Государственного бюджетного учреждения здравоохранения г. Москвы «Городская клиническая больница Д.Д. Плетнева Департамента здравоохранения г. Москвы»: копию выписного эпикриза из медицинской карты -С от ДД.ММ.ГГГГ; копию выписного эпикриза из медицинской карты -С от ДД.ММ.ГГГГ стационарного больного М.М.А.; копию выписного эпикриза из медицинской карты -С от ДД.ММ.ГГГГ стационарного больного М.М.А.; копию выписного эпикриза из медицинской карты -С от ДД.ММ.ГГГГ стационарного больного М.М.А., и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ М.М.А. установлена <данные изъяты> (общее заболевание), на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МСЭ-2020 (л.д. 18).

Согласно данных протокола консилиума врачей от ДД.ММ.ГГГГ Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства», назначенного в связи с нуждаемостью в назначении лекарственных препаратов, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, М.М.А. поставлен диагноз: <данные изъяты>

В связи с установленным диагнозом консилиум принял решение о назначении М.М.А. препарата элексакафтор 100 мг/тезакафтор 50 мг/ивакафтор 75 мг + ивакафтор 150 мг - КАФТРИО 730 таблеток в год + Калидеко 365 таблеток или Трикафта 1095 таблеток в год по жизненным показаниям длительно на постоянной основе и замене не подлежит. Указано, что в отсутствие лечения вышеуказанным препаратом жизнеугрожающее состояние больной может развиться в короткие сроки (л.д. 19-21).

В связи с этим М.М.А. обратилась в Министерство здравоохранения Республики Крым по вопросу обеспечения лекарственными препаратами «Кафтрио» и «Трикафта», по результатам рассмотрения которого Министерством здравоохранения Республики Крым сообщено об отсутствии источника финансирования для обеспечения незарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами и невозможности осуществить их закупку.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные М.М.А. исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что наличие у М.М.А. редкого (орфанного) заболевания, наличие <данные изъяты> вследствие этого заболевания, нуждаемости М.М.А. по жизненным показаниям в обеспечении лекарственными препаратами «элексакафтор+тезакафтор+ивакафтор» (Кафтрио) и «Ивакафтор» (Калидеко), не зарегистрированным на территории Российской Федерации, назначение указанного препарата как единственно возможного варианта, свидетельствует о наличии оснований к удовлетворению заявленных истцом к Министерству здравоохранения Республики Крым требований.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, принятого на основании правильного применения норм материального и процессуального права, считает его обоснованным и соответствующим установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 февраля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.

Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу пункта 2 части 3 статьи 80 данного федерального закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 2497 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что источниками финансового обеспечения программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средства обязательного медицинского страхования.

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение, в частности, закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных муковисцидозом, по перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном порядке и утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе, в отношении взрослых в возрасте 18 лет и старше - за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из приведенных нормативных положений действующего законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Крым) не зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Доводы жалобы о том, что назначенные М.М.А. лекарственные препараты не зарегистрированы на территории Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчик оставил без внимания то обстоятельство, что не зарегистрированные на территории Российской Федерации препараты были назначены М.М.А. по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.

То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата Министерством здравоохранения Республики Крым за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым.

Отсутствие заключения (решения) региональной врачебной комиссии или консилиума, консультация внештатного специалиста Министерства здравоохранения Республики Крым не может умалять право инвалида на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства» по жизненным показаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Для установления юридически значимых обстоятельств по делу, судебной коллегией приняты дополнительно полученные доказательства на запрос судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым из Государственного бюджетного учреждения здравоохранения г. Москвы «Городская клиническая больница Д.Д. Плетнева Департамента здравоохранения г. Москвы»: копия выписного эпикриза из медицинской карты -С от ДД.ММ.ГГГГ стационарного больного М.М.А., из которого следует, что пациент в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в пульмонологическом отделении для больных <данные изъяты>, при выписке ей установлен диагноз: <данные изъяты>; копия выписного эпикриза из медицинской карты -С от ДД.ММ.ГГГГ стационарного больного М.М.А., из которого следует, что пациент в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в пульмонологическом отделении для больных <данные изъяты>, при выписке ей установлен диагноз: <данные изъяты>; копия выписного эпикриза из медицинской карты -С от ДД.ММ.ГГГГ стационарного больного М.М.А., из которого следует, что пациент в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в пульмонологическом отделении для больных <данные изъяты>, при выписке ей установлен диагноз: <данные изъяты>; копия выписного эпикриза из медицинской карты -С от ДД.ММ.ГГГГ стационарного больного М.М.А., из которого следует, что пациент в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в пульмонологическом отделении для больных <данные изъяты>, при выписке ей установлен диагноз: <данные изъяты>л.д. 148-170).

По результатам изучения и оценки доказательств содержащихся в материалах дела и дополнительных доказательств, судебной коллегией установлено, что М.М.А., имеющая <данные изъяты> и страдающая орфанным заболеванием, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

При этом суд первой инстанции правильно учел, что непринятие Министерством здравоохранения Республики Крым с учетом его компетенции мер по обеспечению М.М.А. лекарственными препаратами по жизненным показаниям нарушает её право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному выше правовому регулированию.

Отсутствие обеспечения М.М.А. указанными лекарственными препаратами может повлечь развитие у неё тяжелых жизнеугрожающих осложнений и создает реальную угрозу её жизни и здоровью.

        Учитывая вышеизложенное, исходя из имеющегося у М.М.А. заболевания, наличия решения консилиума врачей о применении лекарственных препаратов элексакафтор 100 мг/тезакафтор 50 мг/ивакафтор 75 мг + ивакафтор 150 мг - КАФТРИО 730 таблеток в год + Калидеко 365 таблеток или Трикафта 1095 таблеток в год, не подлежащих замене при лечении и не зарегистрированных на территории Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное судом решение принято в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона, подлежащими применению в возникших правоотношениях, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

    С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течении трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 марта 2024 года.

Председательствующий судья                                       Ю.А. Сафонцева

    Судьи:                                                                               Т.С. Готовкина

                                                                                               Н.Н. Заболотная

33-2913/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мятка Мария Андреевна
Ответчики
Министерство Здравоохранения РК
Другие
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
13.02.2024Передача дела судье
20.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2024Передано в экспедицию
20.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее