44RS0026-01-2024-000297-59
(2- 354 /2024)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2024 года г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Моховой Н.А., при секретаре Куприяновой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лебедевой Л.Л, к ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» о признании права на специальную социальную выплату, возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Лебедева Л.Л. обратилась в суд с иском к ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» (далее - ОГБУЗ «КОДБ») о признании права на специальную социальную выплату, возложении обязанности совершить определенные действия. Требования мотивированы тем, что истец работает в клинико-диагностической лаборатории на должности фельдшера-лаборанта в ОГБУЗ «КОДБ». Истцом в 1971 году окончен полный курс Костромского медицинского училища по фельдшерско-лаборантской специальности, присвоена квалификация «фельдшер-лаборант». В 2022 году пройдена периодическая аккредитация специалиста по специальности «бактериология», действительная до 21.06.2027 года. Ответчик является медицинской организацией – детской больницей, входящей в государственную систему здравоохранения Костромской области, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. В состав ОГБУЗ «КОДБ» входят детская больница № 5 и центр медицинской реабилитации для детей. Бактериологический отдел клинико-диагностической лаборатории ОГБУЗ «КОДБ» обслуживает пациентов, находящихся в круглосуточном и дневном стационарах, а также детской поликлиники № 5. Доля исследований поликлинических пациентов составляет 30% от общего числа выполняемой истцом работы. В нарушение трудового законодательства и Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» истец не была включена работодателем в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. Просили признать за Лебедевой Л.Л. право на получение специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 с 01.01.2023 года, обязать ОГБУЗ «КОДБ» в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить Лебедеву Л.Л. в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 с 01.01.2023 года, взыскать с ОГБУЗ «КОДБ» компенсацию морального вреда в размере 80 000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб.
В судебном заседании истец Лебедева Л.Л. и ее представитель Некрасова Т.П. исковое заявление поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОГБУЗ «КОДБ» Королева Т.Ю. исковые требования не признала, представила суду возражения, согласно которым на основании п. 1.1. трудового договора № 76 от 30.11.2021 года Лебедева Л.Л. является фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории ОГБУЗ «КОДБ». Клинико-диагностическая лаборатория является подразделением круглосуточного стационара, а в Детской поликлинике № 5 отсутствуют штатные единицы фельдшеров лаборантов. Согласно п. 12 выписки из формы № 30 сведения о медицинской организации за 2023 год, Федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата от 20.12.2021 года № 932 доля исследований по Детской поликлинике № 5 составляет 9% от общего количества проводимых лабораторией исследований. Три сотрудника бактериологической лаборатории выполняют исследования для амбулаторно-поликлинических пациентов менее чем 0,25% ставки. В Детской поликлинике № 5 согласно штатному расписанию отсутствуют штатные единицы клинико-диагностической лаборатории. В случае исполнения сотрудниками лаборатории нагрузки в 25% и более, возможно введение 0,25 штатной единицы совместителя, фельдшера-лаборанта на базе Детской поликлиники № 5. Даже при наличии должности совместителя, исполняющего обязанности с минимальной нагрузкой 0,25% ставки, и назначения на данную вакантную должность Лебедеву Л.Л., не обеспечит ей возможность получения социальной выплаты, так как для работников, проводящих исследования, являющихся совместителями, указанная выплата на основании Постановления № 2568 не предусмотрена. Введение в штат Детской поликлиники № 5 дополнительных штатных единиц согласовывается с Министерством здравоохранения РФ, на основании проведенной оценки обоснованности такого изменения, с учетом численности прикрепленного населения и нагрузки на медицинских работников. Работники больницы, осуществляющие медицинскую деятельность в условиях амбулаторно-поликлинического звена по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, могут получать социальную выплату только на основании п.п. «б», «е» п. 2 Постановления № 2568, то есть при условии осуществления медицинской деятельности на полную ставку и по основному месту работы.
Третье лицо Департамент здравоохранения Костромской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представив отзыв по существу заявленных требований, согласно которого считают исковые требования Лебедевой Л.Л. не подлежащими удовлетворению. Перечень категорий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, и имеющих право на установление специальных социальных выплат, а также максимальные месячные размеры специальных социальных выплат утверждаются ОГБУЗ «КОДБ». В перечень категорий медицинских работников, имеющих право на установление специальных социальных выплат, должность, которую занимает истец Лебедева Л.Л., не включена. Работниками ОГБУЗ «КОДБ», имеющими право на социальную выплату в связи с осуществлением медицинской деятельности в условиях амбулаторно-поликлинического звена, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, являются врачи структурного подразделения ОГБУЗ «КОДБ» Детской поликлиники № 5. Должность, которую занимает Лебедева Л.Л., включена в штатное расписание клинико-диагностической лаборатории, которая является подразделением круглосуточного стационара. Основанием для отказа Лебедевой Л.Л. в назначении социальной выплаты является исполнение ею обязанностей по совместительству. Право у истца на назначение социальной выплаты отсутствует, так как Лебедева Л.Л. не работает в структурном подразделении больницы – Детской поликлиники № 5, не оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленного населения в амбулаторных условиях, работает в должности фельдшера-лаборанта, то есть не относится к категории врачей либо специалистов со средним медицинским образованием, работающие с врачами, к которым обращаются граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, указанных в п.п. «б» и «е» п. 2 Постановления № 2568, осуществляет медицинскую деятельность не на полную ставку и на условиях совместительства.
Третье лицо Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представив отзыв, согласно которому в соответствии с постановлением Правительства от 31.12.2022 года № 2568 с 01.01.2023 года осуществляется специальная социальная выплата категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Вышеуказанным постановлением утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования РФ специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования. В соответствии с п. 8 Правил специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования РФ в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Выслушав участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по гражданскому делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами.
В силу положений ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 3 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абзацы второй и шестой части 2 статьи 22 ТК РФ).
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу чч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из п. 5 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Реализуя, с учетом предписаний статьями 7 и 37 Конституции Российской Федерации, свои дискреционные полномочия в этой сфере, Правительство Российской Федерации постановлением от 31.12.2022 года № 2568 установило дополнительные меры социальной поддержки медицинским работникам медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» на федеральном уровне установлены меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 01.01.2023 года устанавливается специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Аналогичные категории медицинских работников, которые имеют право на получение специальной социальной выплаты, указаны в Разъяснениях Министерства здравоохранения Российской Федерации по применению постановления Правительства от 31.12.2022 года № 2568, утвержденных приказом Минздрава России от 10.03.2023 года № 99н.
Согласно данным Разъяснениям должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определяются в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 года № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (п. 3 Разъяснений).
Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:
- указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;
- указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);
- указанным в подпунктах «б» и «е» пункта 2 постановления № 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
В соответствии с п. 17 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» в случаях, когда в I квартале 2023 года специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно- техническим и иным причинам, то она подлежит выплате ему в полном объеме во II квартале 2023 года за период со дня возникновения права на нее.
Размер специальной социальной выплаты определен п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования». В зависимости от категории работника и работодателя он составляет (при условии, что работник отработал полный месяц) от 4 500 руб. до 18 500 руб. в месяц.
В подп. «а» и «б» п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» установлено, что специальная социальная выплата медицинским работникам, указанным в пункте 2 настоящего постановления и занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также впервые пришедшим в 2023 году и последующих годах на вакантные должности в медицинские организации, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении медицинских организаций, а также муниципальных организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, формируют и ежемесячно, до 20-го числа месяца, представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации утвержденные в установленном порядке перечни организаций, в которых работают медицинские работники, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 настоящего постановления с указанием наименования организации, адреса юридического лица в пределах его местонахождения, идентификации номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет и основного государственного регистрационного номера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.
Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).
Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, ИНН, КПП, ОГРН), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику (п. 6 Правил):
1) категория, должность (профессия);
2) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения и СНИЛС;
3) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты:
- в случае перечисления на счет работника - наименование банка, банковский идентификационный код и номер счета;
- в случае перечисления на банковскую карту работника, являющуюся национальным платежным инструментом, - номер банковской карты;
- в случае перевода через организацию почтовой связи - адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания) (для работников медицинских организаций, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей);
4) размер специальной социальной выплаты с округлением до рублей;
5) суммарное отработанное время по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце;
6) число рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной в соответствии с п. 3 Правил;
7) соотношение отработанного времени и числа рабочих часов, по норме, с округлением до двух знаков после запятой.
Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС «Соцстрах» СФР либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (п. 5 Правил).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 32 и чч. 1 - 4 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (п. 5 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
В ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Из материалов дела следует, что истец Лебедева Л.Л. состоит с ОГБУЗ «КОДБ» в трудовых отношениях, работает в клинико-диагностической лаборатории на должности «фельдшер-лаборант». Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца.
ОГБУЗ «КОДБ» является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения Костромской области и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, о чем свидетельствует перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования. В состав ОГБУЗ «КОДБ» входит, в том числе и детская поликлиника № 5. Бактериологический отдел клинико-диагностической лаборатории ОГБУЗ «КОДБ» обслуживает пациентов, находящихся в круглосуточном и дневном стационарах, а также детской поликлиникой № 5, что не оспаривалось сторонами.
Порядками оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому и детскому населению в амбулаторных условиях, предусмотренных приказами Минздрава № 543н от 15.05.2012 года, № 366н от 16.04.2012 года, № 92н от 07.05.2012 года регламентировано оказание медицинской помощи населению, в том числе путем проведения лабораторно-диагностического исследования.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.05.2021 года № 464н утверждены правила проведения лабораторных исследований, в соответствии с которыми лабораторные исследования проводятся, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи (п. 3); лабораторные исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих условиях: амбулаторно, в дневном стационаре, вне медицинской организации (п. 5), направление на лабораторное исследование пациента осуществляется лечащим врачом или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача (п. 7).
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось сторонами, что в клинико-диагностической лаборатории ОГБУЗ «КОДБ» производится исследование по направления врачей стационарного и амбулаторного профиля по территориально-участковому принципу, работники лаборатории проводят исследования по всем поступившим направлениям независимо от профиля врача, выдавшего направление. Сотрудники лаборатории выполняют исследования как для стационарных пациентов, так и для амбулаторно-поликлинических по направлению врачей амбулаторной службы.
Лаборанты, фельдшера-лаборанты осуществляют прием граждан для забора анализов по направлениям врачей, работающих в медицинской организации, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу.
Профессиональным стандартом «Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием», утвержденным Приказом Минтруда России от 31.07.2020 года № 473н, установлено, что фельдшеры-лаборанты медицинских и патологоанатомических лабораторий относятся к среднему медицинскому персоналу здравоохранения, не входящему в другие группы.
Трудовые функции фельдшера-лаборанта включают в себя: взятие, прием, предварительная оценка и обработка биологических материалов, приготовление проб и препаратов, выполнение клинических лабораторных исследований первой и второй категории сложности, первичную интерпретацию результатов клинических лабораторных исследований, проведение контроля качества клинических лабораторных исследований, ведение медицинской документации, организацию деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала, обеспечение санитарно-противоэпидемического режима медицинской лаборатории, ведение медицинской документации, организацию деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала, оказание медицинской помощи в экстренной форме.
В силу п. 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 года № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях. В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан, установленной пунктом 18 настоящего Положения (п. 15).
Из анализа представленной суду документов, в том числе должностной инструкции фельдшера-лаборанта следует, что истец Лебедева Л.Л. оказывает, в том числе первичную медико-санитарную помощь (п. п. 1 ч. 2 ст. 32 и части 1 - 4 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ).
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что истец Лебедева Л.Л., как сотрудник клинико-диагностической лаборатории ОГБУЗ «КОДБ», осуществляющая первичную медико-санитарную помощь, имеет право на специальную социальную выплату медицинским работникам, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».
Между тем, в нарушение требований действующего законодательства, специальная социальная выплата истцу не назначена, он не включен в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, направляемый ОГБУЗ «КОДБ» для назначения выплаты в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Следовательно, на ОГБУЗ «КОДБ» возлагается обязанность включить истца в реестр работников, имеющих право на получение специальной выплаты со дня возникновения права на ее назначение - с 01.01.2023 года.
Выплата компенсации морального вреда является мерой ответственности работодателя за нарушение прав работника.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума ВС РФ от 15.11.2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (п. 26).
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 27).
Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (п. 28).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 15.11.2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (ст. 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в случаях нарушения трудовых прав работников, суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Таким образом, в силу прямого указания закона при установлении факта неправомерных действий или бездействий работодателя предусмотрено взыскание компенсации морального вреда в пользу работника. При этом от истца не требуется доказательств, подтверждающих степень и глубину нравственных страданий, причинно-следственную связь между ними и невыплатой заработной платы.
В судебном заседании нашло подтверждение нарушение ответчиком трудовых прав истца, что влечет за собой материальную ответственность работодателя в соответствии со ст. 237 ТК РФ.
Определяя размер суммы подлежащей взысканию с ответчика ОГБУЗ «КОДБ» в пользу истца Лебедевой Л.Л. в счет компенсации морального вреда, суд приходит к следующему. Соглашением сторон трудового договора размер компенсации морального вреда не определен. Исходя из изложенных выше обстоятельств, учитывая объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, период с которого истец имел право на специальную социальную выплату медицинским работникам, а также требований разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 10 000 руб.
Разрешая требования истца о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.
Из статьи 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (ч. 1), закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.
В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав и с учетом принципа максимальной защиты имущественных интересов заявляющего обоснованные требования лица, правам и свободам которого причинен вред, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как указано в разъяснениях абз. 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст.ст. 2, 35 ГПК РФ, ст.ст. 3, 45 КАС РФ, ст.ст. 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ лицо, требующее возмещения расходов, в том числе на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Договором на оказание юридических услуг от 16.01.2024 года предусмотрено, что Некрасова Т.П. оказывает Лебедевой Л.Л. юридические услуги по спору с ОГБУЗ «КОДБ» о назначении социальной выплаты по Постановлению Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568, а именно: изучает имеющиеся у клиента документы, относящиеся к предмету спора, а также предоставляемые впоследствии сторонами спора; проводит работу по подбору, изучению и анализу документов и других материалов, обосновывающих позицию клиента, составляет заявления в суд, консультирует, оказывает иные услуги. Факт понесенных Лебедевой Л.Л. расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб. подтвержден распиской от 19.02.2024 года.
Как видно из материалов дела, интересы истца Лебедевой Л.Л. в суде представляла Некрасова Т.П., которая изучила представленные заказчиками документы, подготовила исковое заявление, правовую позицию по делу с учетом возражений участников процесса 03.04.2024 года, 16.04.2024 года, принимала участие в опросе по обстоятельствам дела 11.03.2024 года, в двух судебных заседаниях: 03.04.2024 года, 16.04.2024 года, по окончании которого было постановлено решение по делу.
Суд учитывает, что предусмотренная ст. 100 ГПК РФ обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя. Таким образом, суд обязан установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Исходя из обстоятельств дела, характера и категории спора, объема проделанной представителем в интересах доверителей работы, представляющей определенную сложность, количества судебных заседаний с участием представителя в суде, принятого решения, применяя принцип разумности и справедливости, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 года № 382-О-О, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в п. 11 Постановления от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», отсутствие возражений со стороны ответчика, с целью сохранения баланса интересов сторон, суд находит заявление о возмещении расходов на оплату услуг представителя подлежащим удовлетворению в полном объеме – 5 000 руб. Указанная сумма подлежит взысканию со стороны, проигравшей спор.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
На основании указанной нормы закона истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска, поэтому госпошлина в вышеуказанной сумме подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома.
По правилам расчета, указанного в п.п. 1, 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, госпошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Кострома.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лебедевой Л.Л. (паспорт № № выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД Заволжского круга г. Костромы) к ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» (ИНН 4401004553) о признании права на специальную социальную выплату, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.
Признать за Лебедевой Л.Л. право на специальную социальную выплату медицинским работникам, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».
Обязать ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу включить Лебедеву Л.Л. в реестр работников, имеющих право на получение специальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», со дня возникновения права на ее назначение - с 01.01.2023 года.
Взыскать с ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» в пользу Лебедевой Л.Л. компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Взыскать с ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» в пользу Лебедевой Л.Л. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» в бюджет городского округа город Кострома государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.А. Мохова
Мотивированное решение изготовлено 23.04.2024 года.