№ 16-2468/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владивосток 19 сентября 2024 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Санниковой Е.Г. и ее защитника Акимова Е.Г., действующего на основании ордера № 08-24 от 12 августа 2024 года в защиту Санниковой Е.Г., на вступившие в законную силу постановление административной комиссии городского округа «город Якутск» № 588/24 от 28 марта 2024 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2024 года, решение судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.23 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Санниковой Елены Гавриловны,
у с т а н о в и л а:
постановлением административной комиссии городского округа «город Якутск» № 588/24 от 28 марта 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2024 года и решением судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2024 года, индивидуальный предприниматель Санникова Е.Г. (далее – ИП Санникова Е.Г.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.23 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Санникова Е.Г. и защитник Акимов Е.Г. просят постановление административного органа и судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1 статьи 6.23 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований требований по содержанию информационных конструкций, не являющихся рекламными конструкциями, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда и не подпадающее под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 30 июня 2021 года № 477-НПА Правила благоустройства территории городского округа «город Якутск», принятый решением Якутской городской Думы от 30 июня 2021 года № РЯГД-30-1 (далее – Правила благоустройства), в статье 36 указывает, что к средствам наружной рекламы и информации (далее - СНРИ) относятся средства, предназначенные для распространения рекламных и информационных сообщений, установленные на территориях общего пользования, других земельных участках, зданиях, сооружениях на территории города и ориентированные на визуальное восприятие потребителями информации (часть 1).
СНРИ подразделяются на следующие виды: 1) средства наружной рекламы (рекламные конструкции); 2) средства наружной информации (информационные конструкции); 3) средства городской информации (часть 2 статьи 36 Правил благоустройства).
В соответствии с частью 4 статьи 38 Правил благоустройства в случае утверждения администрацией Архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц и территорий городского округа (далее - Архитектурно-художественные концепции) размещение информационных конструкций на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений данных улиц и территорий городского округа осуществляется согласно соответствующей Архитектурно-художественной концепции. Разработка и утверждение Архитектурно-художественных концепций осуществляются в порядке, установленном администрацией.
Архитектурно-художественная концепция утверждена постановлением Окружной администрации г. Якутска от 29 августа 2022 года № 256п.
В соответствии с пунктом 5.1.3 Архитектурно-художественной концепции на многоквартирных жилых домах, административно-офисных, торговых, культурно-развлекательных и спортивных объектах допустимо по согласованию с администрацией размещение следующих видов информационных конструкций: - настенная конструкция с подложкой, высотой не более 500 мм, шириной не более 12 м, глубиной не более 80 мм. С отступом от фасада не более 50 мм.
Пунктом 6.1.54 Архитектурно-художественной концепции запрещено использовать подложки ярких цветов.
Согласно оспариваемому постановлению административной комиссии городского округа «город Якутск» № 588/24 от 28 марта 2024 года, 20 февраля 2024 года в 17 часов 27 минут ведущим специалистом «Управы Строительного округа» МКУ ГО «город Якутск» ФИО4 обнаружено, что на внешней поверхности фасада магазина разливного пива «Балыксыт», расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), <адрес> без согласования с Окружной администрацией города Якутска, не надлежаще установлены принадлежащие ИП Санниковой Е.Г. следующие информационные конструкции: - настенная конструкция с подложкой синего цвета высотой 1,5 м, длиной 7 м, с подложкой синего цвета и с надписью: «Больше Меньше у дома Разливные напитки» и сверху расположена настенная рекламная конструкция с надписью следующего содержания: «магазин Балыксыт».
Данные фактические обстоятельства, о чем должностным лицом был составлен протокол № 588/24 от 28 марта 2024 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.23 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, явились основанием для привлечения ИП Санниковой Е.Г. к административной ответственности по указанной норме, с чем согласились судебные инстанции.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Привлекая ИП Санникову Е.Г. к административной ответственности по части 1 статьи 6.23 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях и, излагая событие вмененного ей административного правонарушения как: установление без согласования с Окружной администрацией города Якутска информационных конструкций, административный орган и суды оставили без внимания, что данная норма административной ответственности за это не предусматривает.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.23 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, состоит в нарушении установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований требований по содержанию информационных конструкций, не являющихся рекламными конструкциями.
При таких обстоятельствах предметом вменения в вину лицу, в отношении которого осуществлено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.23 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, могло быть нарушение требований по содержанию информационных конструкций.
Однако, вынесенные в отношении ИП Санниковой Е.Г. акты об этом не свидетельствуют, формулируя исключительно нарушения применительно к установке информационной конструкции.
Кроме того, отклоняя доводы ИП Санниковой Е.Г. об отсутствии вины во вмененном ей административном правонарушении, судья городского суда указал на то, что представитель Санниковой Е.Г. адвокат Акимов Е.Г. не заявил возражений в той части, что магазин «Балыксыт» принадлежит Санниковой Е.Г. Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) сослался на выписку из единого государственного реестра недвижимости от 22 декабря 2023 года, копии соглашения о расторжении договора аренды здания от 20 января 2020 года и акта возврата имущества от 18 апреля 2022 года.
Вместе с тем в присутствующей в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости правообладателями объекта недвижимости – магазина «Балыксыт» кадастровый № значатся: ФИО5 и ФИО6 (л.д.75-76).
Документы о правах Санниковой Е.Г. на данный объект недвижимости – магазин «Балыксыт» в материалы дела не представлены.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости за Санниковой Е.Г. зарегистрировано право собственности на земельный участок кадастровый №, вид разрешенного использования – под магазин (л.д.62-64).
Между тем из процессуальных документов, вынесенных в отношении Санниковой Е.Г. по настоящему делу, не следует, что событие административного правонарушения возникло вследствие обнаружения информационной конструкции на земельном участке с кадастровым номером № Из буквального содержания вынесенных по делу процессуальных актов следует, что информационная конструкция «Больше Меньше у дома Разливные напитки» располагалась на внешней поверхности фасада магазина разливного пива «Балыксыт», о чем и составлен протокол об административном правонарушении.
Из копии соглашения о расторжении договора аренды здания № 5/20-ЗА от 20 января 2020 года от 18 апреля 2022 года (л.д.77), копии акта возврата имущества от 18 апреля 2022 года, на которые сослался в решении 6 августа 2024 года судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия), также следует, что правообладателем нежилого помещения с кадастровым № является ФИО7. Право пользования Санниковой Е.Г. на указанное помещение данные документы не подтверждают.
Таким образом, наличие правовых оснований, позволяющих признать информационные конструкции принадлежащими ИП Санниковой Е.Г. либо установленными на магазине, принадлежащем ИП Санниковой Е.Г., по материалам дела установить невозможно.
По изложенному, привлечение ИП Санниковой Е.Г. к административной ответственности по части 1 статьи 6.23 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях за установленные без согласования с Окружной администрацией города Якутска на внешнем фасаде магазина разливного пива «Балыксыт» информационные конструкции, принадлежащие ИП Санниковой Е.Г., нельзя признать правомерным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Элементами состава административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Неустановление по настоящему делу данных, достоверно и полно подтверждающих объективную сторону и субъект административного правонарушения, свидетельствует об отсутствии в действиях Санниковой Е.Г. состава вмененного в вину административного правонарушения.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии городского округа «город Якутск» № 588/24 от 28 марта 2024 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2024 года и решение судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.23 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Санниковой Е.Г. подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление административной комиссии городского округа «город Якутск» № 588/24 от 28 марта 2024 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2024 года, решение судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.23 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Санниковой Елены Гавриловны отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалобу Санниковой Е.Г. и защитника Акимова Е.Г. – удовлетворить.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева