Дело № 2а-7518/2018
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 августа 2018 года город Казань
Советский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Гатауллина Р.А.,
при секретаре судебного заседания Перемечевой А.О.,
с участием:
от административного истца – ФИО3, доверенность от <дата изъята>,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Казани к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан о признании информации размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет» запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Казани (далее – административный истец) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (далее – административный ответчик, Роскомнадзор), указав, что в ходе мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» выявлен сайт с адресом: http://kazan.prava-online.org/, на котором размещена информация о продаже поддельных водительских удостоверений, медицинских справок с использованием имитации зарегистрированных товарных знаков; доступ к указанному сайту свободный, не требует регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием, скопировать информацию в электронном виде может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний, ограничений на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Считая, что нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации о возможности приобретения не законным путем водительских удостоверений и иных документов является нарушением законодательства, обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайте http://kazan.prava-online.org/, информацией запрещенной к распространению, обязать Роскомнадзор включить указанный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании представитель административного истца вопрос о направлении дела по подсудности оставил на усмотрение суда.
Ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечил.
Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу положений части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
В отношении видов информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VIII КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо.
Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа (часть 2 статьи 24 КАС РФ).
Как усматривается из материалов дела, настоящие требования заявлены к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, территориальный орган которого находится по адресу: <адрес изъят>, то есть Приволжский район муниципального образования г. Казани.
В соответствии с частью 1 статьи 27 КАС РФ административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
На основании изложенного, учитывая, что место нахождения административного ответчика не относятся к территории Советского района г. Казани, суд приходит к выводу, что настоящий административный иск принят к производству суда с нарушением правил подсудности, в связи с чем дело подлежит направлению для рассмотрения в Приволжский районный суд г. Казани.
Место выявления (обнаружения) запрещенной информации, здание прокуратуры Советского района г. Казани по адресу: <адрес изъят>, не свидетельствует о необходимости рассмотрения административного дела в Советском районном суде г. Казани, поскольку из разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата изъята>, следует, что административное исковое заявление о признании информации размещенной в сети «Интернет» запрещенной подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 27, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Казани к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан о признании информации размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет» запрещенной передать для рассмотрения в Приволжский районный суд г. Казани по подсудности.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение пятнадцати дней через Советский районный суд г. Казани.
Судья