Решение по делу № 2а-4343/2018 от 25.07.2018

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2018 года                                       <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Хитренко А.И.

при секретаре судебного заседания Лоренц К.А.

с участием представителя административного ответчика Тилилицина Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гатилова С. А. к министерству строительства <адрес> о признании незаконным решения (приказа) и возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Гатилов С.А. обратился в суд с административным иском к министерству строительства <адрес>, просил признать незаконным отказ во включении в реестр пострадавших граждан от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему было отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены. Полагает данный отказ незаконным, поскольку административный истец относится к категории граждан, которые подлежат включению в спорный реестр, так как денежные средства были внесены им в целях строительства многоквартирного дома по <адрес> (стр.).

Административный истец Гатилов С.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика - министерства строительства <адрес>Тилилицин Е.И. в удовлетворении административного иска просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 560/пр от 12 августа 2016 года, устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Пунктом 2 установлено, что критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:

1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;

д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.

Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 560/пр от 12 августа 2016 года, устанавливают порядок формирования и ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.

Формирование и ведение реестра пострадавших граждан в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется (осуществлялось) строительство проблемного объекта (далее - контролирующий орган).

Пункт 5 Правил предусматривает, что решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина.

Согласно пункту 6 Правил к заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); 3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); 4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.

В силу пункта 10 Правил Заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий: 1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу; 2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; 3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; 4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что между ООО «СтройЦентр» и Гатиловым С.А. был заключен предварительный договор о передаче правомочий по договору участия в долевом строительстве в отношении <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по которому Гатилов С.А. уплачивает ООО «СтройЦентр» 1 832 800 рублей, являющуюся вкладом по договору (л.д.8).

Согласно договору цессии от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «Бастион» и Гатиловым С.А., Гатилов С.А. передает ООО «Бастион» 1 832 800 рублей, а сам приобретает право требования к ООО «СтройЦентр» по договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11).

Денежные средства в указанном размере приняты ООО «Бастион» от Гатилова С.А. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается квитанцией (л.д.35).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Гатилов С.А. признан потерпевшим по уголовному делу, установлено, что сотрудники ООО «СтройЦентр» похитили денежные средства, принадлежащие Гатилову С.А. в сумме 1 832 800 рублей, которые на строительство домов по адресу: <адрес> и <адрес> не направили (л.д.39-41).

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, с ООО «СтройЦентр» в пользу Гатилова С.А. взыскано 1 832 800 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 23 611 рублей 06 копеек, судебные расходы (л.д.42-46).

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «СтройЦентр» применены правила параграфа 7 главы IX Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (л.д.47-52).

ДД.ММ.ГГГГ Гатилов С.А. обратился в министерство строительства <адрес> с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, представил пакет документов (л.д. 5-6).

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании реестра пострадавших граждан» Гатилову С.А. было отказано во включении в реестр по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом 560/пр, а именно – непредоставление или предоставление не в полном объеме, а равно предоставление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 правил ведения реестра пострадавших граждан, упреждённых приказом 560/пр.

Указанный отказ изложен в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения Гатилова С.А. в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, не отмененным на дату разрешения настоящего дела, правоотношения между Гатиловым С.А. и ООО «СтройЦентр» квалифицированы как правоотношения из договора поставки. Суд пришел к выводу, что с ООО «СтройЦентр» в пользу Гатилова С.А. подлежат взысканию 1 832 800 рублей по договору поставки, отношения между сторонами суд не расценил как отношения в сфере долевого участия в строительстве, указал, что ООО «СтройЦентр» застройщиком не является.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым в отношении ООО «СтройЦентр» применены правила параграфа 7 главы IX Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не преодолевает законную силу судебного акта, постановленного по делу Гатилова С.А. Октябрьским районным судом <адрес>.

Кроме того, из содержания постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что ООО «СтройЦентр» привлекло денежные средства Гатилова С.А. для строительства многоквартирного дома.

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требование Гатилова С.А. включено в реестр требований кредиторов ООО «СтройЦентр» - 1 832 800 рублей основного долга с отнесением в третью очередь (л.д.121-126).

Таким образом, Гатилов С.А., обратившись в Октябрьский районный суд <адрес> с иском о взыскании с ООО «СтройЦентр» денежных средств в указанном выше размере, реализовал способ гражданско-правовой защиты нарушенного права в рамках возникших между сторонами правоотношений.

Включение Гатилова С.А. в реестр лиц, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома, и чьи права нарушены, предполагающие возникновение в будущем имущественных прав у такого лица, могут привести к неосновательному обогащению истца, денежные требования которого уже включены в реестр требований кредитора – контрагента по сделке.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что Гатиловым С.А. при обращении к административному ответчику нарушены требования подпункта 2 пункта 6 Правил ведения Реестра пострадавших граждан, а именно не представлены необходимые документы, отказ во включении Гатилова С.А. в Реестр пострадавших граждан является законным, оснований для удовлетворения исковых требований не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

р е ш и л:

Административный иск Гатилова С. А. к министерству строительства <адрес> о признании незаконным решения (приказа) и возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                          (подпись)                                           Хитренко А.И.

2а-4343/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Гатилов Сергей Анатольевич
Гатилов С. А.
Ответчики
Министерство строительства Новосибирской области
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирск
Судья
Хитренко Анастасия Игоревна
Дело на сайте суда
centralny.nsk.sudrf.ru
25.07.2018Регистрация административного искового заявления
26.07.2018Передача материалов судье
26.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2018Судебное заседание
24.08.2018Судебное заседание
27.08.2018Судебное заседание
13.09.2018Судебное заседание
14.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2018Дело оформлено
19.12.2018Дело передано в архив
14.05.2020Регистрация административного искового заявления
14.05.2020Передача материалов судье
14.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2020Судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
14.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2020Дело оформлено
14.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее