Дело № 11а-10235/2021 Судья Кулматова Э.Ф.
Дело № 2а-43/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2021 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: Смолина А.А.,
судей: Аганиной Т.А., Магденко А.В.,
при секретаре: Перепечиной В.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области на решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 10 марта 2021 года по административному исковому заявлению прокурора Аргаяшского района к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Комитету по управлению имуществом Аргаяшского района Челябинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоотведения - канализационных колодцев,
Заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Аргаяшского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнения исковых требований к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Комитету по управлению имуществом Аргаяшского района Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоотведения - канализационных колодцев, расположенных в с. Аргаяш, о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоотведения, колодцев, расположенных в с. Аргаяш.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о водоотведении. В ходе проверки установлено, что на территории с. Аргаяш во дворах многоквартирных домов по адресам: ул. Октябрьская, д. 4 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 8 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 10 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 14 - 3 колодца, ул. Октябрьская, д. 16 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 25 - 1 колодец, ул. Октябрьская, д. 27 - 3 колодца, ул. Механизаторов д.1 - 1 колодец; ул. Механизаторов д.2 - 1 колодец; ул. Механизаторов д.3 - 1 колодец; ул. Северная д.3 - 1 колодец; ул. Северная, д. 5 а - 3 колодца; ул. Республиканская, д.4 - 2 колодца; ул. Республиканская, д. 6 - 2 колодца, ул. Республиканская, д.8 - 2 колодца, пл. СПТУ 126, д. 1 - 1 колодец, расположены колодцы, балансовая принадлежность которых не установлена, колодцы не поставлены на государственный кадастровый учет, право собственности на указанные объекты не зарегистрировано. Между управляющей организацией ООО УК «Вертикаль» и ресурсоснабжающей организацией Аргаяшское МУП «ВКХ» соглашение о границах эксплуатационной ответственности и акт разграничения балансовой принадлежности сетей водоотведения не подписаны. Обслуживание наружных участков водоотведения не относится к эксплуатационной ответственности управляющей организации, так как внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества собственников жилых помещений многоквартирных домов, является внешняя граница стены многоквартирного дома. Администрацией Аргаяшского муниципального района меры по обращению в органы государственной регистрации с заявлением о постановке на учет вышеуказанных объектов водоотведения в качестве бесхозных не приняты. Вместе с тем, бесхозяйное имущество в настоящее время фактически никем не обслуживается, на баланс какой-либо организации не передано, в связи с чем создается угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан. Сложившаяся ситуация создает препятствия собственникам жилых помещений в многоквартирных домах с. Аргаяш в надлежащем обслуживании их имущества, ведет к возникновению у собственников расходов, не связанных с обслуживанием общего имущества.
Решением Аргаяшского районного суда Челябинской области от 10 марта 2021 года административные исковые требования прокурора Аргаяшского района Челябинской области удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Челябинской области выразившееся в неприятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоотведения канализационных колодцев расположенных по адресам: ул. Октябрьская, д. 4 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 8 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 10 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 14 - 3 колодца, ул. Октябрьская, д. 16 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 25 - 1 колодец, ул. Октябрьская, д. 27 - 3 колодца, ул. Механизаторов д.1 - 1 колодец; ул. Механизаторов д.2 - 1 колодец; ул. Механизаторов д.3 - 1 колодец; ул. Северная д.3 - 1 колодец; ул. Северная, д. 5 а - 3 колодца; ул. Республиканская, д.4 - 2 колодца; ул. Республиканская, д. 6 - 2 колодца, ул. Республиканская, д.8 - 2 колодца, пл. СПТУ 126, д. 1 - 1 колодец. На администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Комитет по управлению имуществом Аргаяшского района Челябинской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоотведения канализационных колодцев расположенных по адресам: ул. Октябрьская, д. 4 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 8 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 10 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 14 - 3 колодца, ул. Октябрьская, д. 16 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 25 - 1 колодец, ул. Октябрьская, д. 27 - 3 колодца, ул. Механизаторов д.1 - 1 колодец; ул. Механизаторов д.2 - 1 колодец; ул. Механизаторов д.3 - 1 колодец; ул. Северная д.3 - 1 колодец; ул. Северная, д. 5 а - 3 колодца; ул. Республиканская, д.4 - 2 колодца; ул. Республиканская, д. 6 - 2 колодца, ул. Республиканская, д.8 - 2 колодца, пл. СПТУ 126, д. 1 - 1 колодец.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 02 августа 2021 года по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Челябинской области принят отказ прокурора Аргаяшского района от административного искового заявления к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Комитету по управлению имуществом Аргаяшского района Челябинской области в части признания незаконным бездействия администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Челябинской области выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоотведения канализационных колодцев, расположенных по адресам ул. Октябрьская, д. 4 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 8 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 10 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 14 - 3 колодца, ул. Октябрьская, д. 16 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 25 - 1 колодец, ул. Октябрьская, д. 27 - 3 колодца, ул. Северная, д.5 «а» - 3 колодца, ул. Республиканская, д.8 – 2 колодца; возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоотведения канализационных колодцев, расположенных по адресам ул. Октябрьская, д. 4 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 8 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 10 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 14 - 3 колодца, ул. Октябрьская, д. 16 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 25 - 1 колодец, ул. Октябрьская, д. 27 - 3 колодца, ул. Северная, д.5 «а» - 3 колодца, ул. Республиканская, д.8 – 2 колодца. Решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 10 марта 2021 года в указанной части отменено, производство по делу прекращено.
В остальной части это же решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Челябинской области – без удовлетворения.
В апелляционной жалобе администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требованиях отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в случае если септик обслуживает несколько помещений в многоквартирном доме и находится на земельном участке прилегающей к этому дому территории, то данный объект относится к имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Обращает внимание, что многоквартирные дома, указанные в решении суда первой инстанции не подключены к централизованной системе водоотведения, а также, что колодцы являются хозпостройками, как выгребная яма. Кроме того, прокурор Аргаяшского района Челябинской области, обратился в суд по жалобе управляющей компании ООО УК «Вертикаль». Общее собрание собственников помещений в многоквартирных домах не наделяло управляющую организацию правом на обращение с жалобой в прокуратуру. Кроме того, в многоквартирных домах есть собственники (определенный круг лиц) в связи с чем, администрация считает, что прокуратура по данному иску является ненадлежащим истцом, поскольку правом на обращение в суд обладают только собственники многоквартирного дома.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Аргаяшского района Челябинской области просит решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 10 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Аргаяшского района Челябинской области без удовлетворения.
Прокурор Гиззатуллин Д.З. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал заявленный прокурором Аргаяшского района Челябинской области частичный отказ от исковых требований, в остальной части доводы апелляционной жалобы считал необоснованными.
Представители администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Челябинской области, администрации Аргаяшского сельского поселения, Аргаяшского МУП «ВКХ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ООО УК «Вертикаль» - директор Орлов А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы считал необоснованными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 КАС РФ, а также с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 02 августа 2021 года, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Аргаяшского района Челябинской области проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В ходе проверки установлено, что на территории Аргаяшского сельского поселения во дворах многоквартирных домов, обслуживаемых ООО УК «Вертикаль», расположены колодцы, балансовая принадлежность которых не установлена. Указанные колодцы расположены по адресам: ул. Октябрьская, д. 4 (2 колодца); ул. Октябрьская, д. 8 (3 колодца); ул. Октябрьская, д. 10 (2 колодца); ул. Октябрьская, д. 14 (3 колодца), ул. Октябрьская, д. 16 (3 колодца); ул. Октябрьская, д. 25 (1 колодец), ул. Октябрьская, д. 27 (3 колодца), ул. Механизаторов д.1 (1 колодец); ул. Механизаторов д.2 (1 колодец); ул. Механизаторов д.3 (1 колодец); ул. Северная д.3 (1 колодец); ул. Северная, д. 5а (3 колодца); ул. Республиканская, д.4 (2 колодца); ул. Республиканская, д. 6 (2 колодца), ул. Республиканская, д.8 (2 колодца), пл. СПТУ 126, д. 1 (1 колодец). Всего 31 канализационный колодец, расположенные во дворах многоквартирных жилых домов с. Аргаяш. В собственности Аргаяшского муниципального района находится канализационная сеть протяженностью 17832 м. кадастровый №. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Проверка показала, что в составе канализационной сети с кадастровым №, канализационные колодцы, расположенные по вышеуказанным адресам, отсутствуют. Канализационные колодцы на государственный кадастровый учет не поставлены, право собственности на указанные объекты не зарегистрировано.
Между управляющей организацией ООО УК «Вертикаль» и ресурсоснабжающей организацией Аргаяшское МУП «ВКХ» соглашение о границах эксплуатационной ответственности и акт разграничения балансовой принадлежности сетей водоотведения не подписаны.
Доказательств, подтверждающих, что спорная канализационная сеть значится в Реестре федерального имущества, либо имеется право на указанное имущество третьих лиц, материалы дела не содержат.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и действующее законодательство носит императивный характер по предписанию в обязательном порядке постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции считает такие выводы суда правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделаны при правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Вопросы местного значения сельского поселения перечислены в части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно части 4 данной статьи организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 19.3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях: организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (с пунктом 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Исходя из содержания вышеприведенных норм права, орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, обязан выявлять бесхозяйные канализационные сети, принимать их на учет, и до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления - определить соответствующую организацию, сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями, или гарантирующую организацию в системе водоснабжения и (или) водоотведения, в которую входят указанные бесхозяйные сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей.
В соответствии с пунктом 18 Положения «О комитете по управлению имуществом Аргаяшского района», утвержденном постановлением администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 16 ноября 2016 года № 1076 основной целью деятельности Комитета является осуществление в пределах своей компетенции от имени муниципального образования Аргаяшский муниципальный район функции по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальной имуществом. В силу подпункта 21 пункта 20 Положения именно Комитет выявляет бесхозяйное имущество и принимает меры по признанию права муниципальной собственности на него в установленном законом порядка.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о том, что обязанность по выявлению в границах муниципального образования бесхозяйных канализационных сетей, расположенных на территории Аргаяшского муниципального района и имеющих признаки бесхозяйной недвижимой вещи, лежит на администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Комитете по управлению имуществом Аргаяшского района Челябинской области, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам и нормам материального права. Указанная обязанность административным ответчиком не исполнена, что свидетельствуют о допущенном бездействии при решении вопросов местного значения, относящихся к компетенции городского округа.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с решением суда, учитывает, что непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйные объекты водоснабжения или водоотведения, установлению их владельца может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права граждан и юридических лиц.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в случае если септик обслуживает несколько помещений в многоквартирном доме и находится на земельном участке прилегающей к этому дому территории, то данный объект относится к имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Комитетом по управлению имуществом Аргаяшского района в суд апелляционной инстанции представлено заключение специалиста № ООО «Техноком - Инвест» от 13 июля 2021 года, в обоснование вышеуказанных доводов. Из заключения специалиста следует, что на основании результатов проведенного исследования, установлено, что объекты водоотведения Аргаяшского сельского поселения Челябинской области – канализационные колодцы, расположенные по адресам: Октябрьская, д. 4 (2 колодца); ул. Октябрьская, д. 8 (3 колодца); ул. Октябрьская, д. 10 (2 колодца); ул. Октябрьская, д. 14 (3 колодца), ул. Октябрьская, д. 16 (3 колодца); ул. Октябрьская, д. 25 (1 колодец), ул. Октябрьская, д. 27 (3 колодца), ул. Механизаторов д.1 (1 колодец); ул. Механизаторов д.2 (1 колодец); ул. Механизаторов д.3 (1 колодец); ул. Северная д.3 (1 колодец); ул. Северная, д. 5а (3 колодца); ул. Республиканская, д.4 (2 колодца); ул. Республиканская, д. 6 (2 колодца), ул. Республиканская, д.8 (2 колодца), пл. СПТУ 126, д. 1 (1 колодец), относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных жилых домах на основании следующих факторов:
исследуемые канализационные колодцы представляют собой локальные (обособленные) очистные сооружения (сооружения или устройства, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации)), предназначенные для сбора сточных вод многоквартирных домов, не имеющие подключения к централизованной системе водоотведения Аргаяшского сельского поселения;
исследуемые канализационные колодцы представляют собой выпуски внутренней системы канализации исследуемых многоквартирных жилых домов, (согласно Постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома). Эксплуатация внутренней системы канализации осматриваемых многоквартирных жилых домов не возможна без использования осматриваемых канализационных колодцев.
Данные доводы апелляционной жалобы, а также заключение специалиста № ООО «Техноком - Инвест» от 13 июля 2021 года не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в виду нижеследующего.
Исходя из положений части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491 собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 5 Правил).
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома (пункт 8 Правил).
Для возложения оплаты по вывозу (откачке) жидких бытовых отходов на собственников помещений в многоквартирных домах необходимо установить факт признания выгребных ям общим имуществом собственников помещений, что, в свою очередь, возможно в том случае, если они расположены в многоквартирном доме либо в границах земельного участка, на котором расположен данный дом.
Судом установлено и подтверждается представленными материалами дела, что септик (выгребная яма) не относятся к общему имуществу многоквартирных домов, а является частью системы канализации, при помощи которой жильцам дома оказывается услуга по водоотведению.
В Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области сведения об общедомовом имуществе вышеуказанных многоквартирных домов, отсутствуют.
Кроме того, ООО УК «Вертикаль» в суд апелляционной инстанции представлены протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирных домов Аргаяшского сельского поселения о принятии решений о заключении прямых договоров водоснабжения и водоотведения с гарантирующей организацией – Аргаяшским МУП «Водоканализационное хозяйство».
Таким образом, спорные колодцы, расположенные за пределами внешней границы стены многоквартирных домов, не могут, включаться в состав общего имущества указанных жилых объектов, а следовательно, не имеется оснований для возложения на собственников квартир домов бремени содержания указанного имущества.
Кроме того, административным истцом в суд апелляционный инстанции представлены:
акт № 1 обследования многоквартирных домов по адресу: с. Аргаяш, ул. Республиканская, д.8, ул. Северная, д.5а от 20 июля 2021 года, утвержденный заместителем главы Аргаяшского муниципального района И.А.З., согласно которому было проведено обследование данных домов, при обследовании установлено, что в квартирах внутридомовые инженерные системы водоснабжения, водоотведения есть, водоотведение централизованное осуществляется в центральной самотечный канализационный коллектор по ул. Труда с. Аргаяш сети водоотведения;
акт № 2 обследования многоквартирных домов по адресу: с. Аргаяш, ул. Октябрьская, д. 8, 10, 12, 14, 25, 27, 29 от 26 июля 2021 года, утвержденный заместителем главы Аргаяшского муниципального района И.А.З., согласно которому было проведено обследование данных домов, при обследовании установлено, что в квартирах внутридомовые инженерные системы водоснабжения, водоотведения есть, водоотведение (локальное) осуществлялось в выгребные ямы. На 28 июля 2021 года выгребные ёмкости демонтированы, ведутся работы по прокладке центральной самотечной канализационной сети до канализационной насосной станции по ул. Октябрьской. Данные работы ведутся на основании муниципального контракта № заключенного между администрацией Аргаяшского муниципального района и ООО «Яшма».
На основании указанных обстоятельств, проведенных обследований многоквартирных домов указанных в актах, прокурор Аргаяшского района представил отказ от части административных исковых требований в связи с демонтажем спорных объектов в рамках исполнения муниципального контракта от 01 марта 2021 года № по строительству канализационно-насосной станции, канализационного напорного коллектора, канализационного самотечного коллектора в с. Аргаяш Челябинской области, который был принят судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия также находит несостоятельными доводы ответчика об отсутствии у прокурора права на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению причиненного ущерба.
Обращаясь в суд с настоящим иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом, прокурор ссылался на нарушение ответчиком требований действующего законодательства и заявил требования об их устранении.
Довод ответчика о том, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, возможно определить, необоснован.
Допущенными, по мнению прокурора, нарушениями могут быть затронуты как права жильцов указанных домов, проживающих в настоящее время по спорным адресам, так и будущих жильцов и иных лиц.
Таким образом, заявленные прокурором требования направлены на обеспечение прав и законных интересов круга лиц, индивидуализировать которых не представляется возможным, и установление точного количества таких лиц не требуется.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и сделанных выводов, ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить поводом для отмены или изменения правильного по существу решения.
Иных правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия признает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 02 августа 2021 года, которым принят отказ прокурора Аргаяшского района от административного искового заявления к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Комитету по управлению имуществом Аргаяшского района Челябинской области в части признания незаконным бездействия администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Челябинской области выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоотведения канализационных колодцев, расположенных по адресам ул. Октябрьская, д. 4 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 8 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 10 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 14 - 3 колодца, ул. Октябрьская, д. 16 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 25 - 1 колодец, ул. Октябрьская, д. 27 - 3 колодца, ул. Северная, д.5 «а» - 3 колодца, ул. Республиканская, д.8 – 2 колодца; возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоотведения канализационных колодцев, расположенных по адресам ул. Октябрьская, д. 4 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 8 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 10 - 2 колодца; ул. Октябрьская, д. 14 - 3 колодца, ул. Октябрьская, д. 16 - 3 колодца; ул. Октябрьская, д. 25 - 1 колодец, ул. Октябрьская, д. 27 - 3 колодца, ул. Северная, д.5 «а» - 3 колодца, ул. Республиканская, д.8 – 2 колодца, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено; юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно; оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ; установленные по делу обстоятельства доказаны собранными по делу доказательствами; положения статьи 180 КАС РФ при принятии решения соблюдены; доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 10 марта 2021 года в части признания незаконным бездействия администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Челябинской области выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоотведения канализационных колодцев, расположенных по адресам: ул. Механизаторов, д. 1 – 1 колодец; ул. Механизаторов, д.2 – 1 колодец; ул. Механизаторов, д. 3 – 1 колодец; ул. Северная, д. 3 – 1 колодец; ул. Республиканская, д. 4 – 2 колодца; ул. Республиканская, д. 6 – 2 колодца; пл. СПТУ-126, д. 1 – 1 колодец; возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоотведения канализационных колодцев, расположенных по адресам: ул. Механизаторов, д. 1 – 1 колодец; ул. Механизаторов, д.2 – 1 колодец; ул. Механизаторов, д. 3 – 1 колодец; ул. Северная, д. 3 – 1 колодец; ул. Республиканская, д. 4 – 2 колодца; ул. Республиканская, д. 6 – 2 колодца; пл. СПТУ-126, д. 1 – 1 колодец оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи