Дело №2а-2182/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.
при помощнике Гудилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Балаклавского района города Севастополя в защиту интересов неопределенного круга лиц, третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Балаклавского района города Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать информацию, размещенную на интернет-страницах информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю включить страницы сайтов в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены факты размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-странице: <адрес> запрещенной информации о возможности приобретения справки, подтверждающей факт установления инвалидности.
Вход на интернет-страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет- пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Установить владельцев указанных интернет-страниц не представляется возможным.
Сведения, размещенные на данном Интернет-ресурсе, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования справки об инвалидности без прохождения медико-социальной экспертизы, не содержит указаний на противоправность данный действий и установленную ответственность в случае их совершения.
В представленном суду заявлении истец требования поддержал.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, судья считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
(далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ
в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее- \В?23-Ф3), основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, ответственность должностных лиц медицинских т организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст. 5 Закона №323-Ф3, мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Статьей 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
Установлено, что на интернет странице <адрес> в нарушение указанных требований законодательства размещена информация о продаже справки инвалидности без прохождения медико-социальной экспертизы в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Вход на интернет-страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет- пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Установить владельцев указанных интернет-страниц не представляется возможным.
Сведения, размещенные на данном Интернет-ресурсе, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования справки об инвалидности без прохождения медико-социальной экспертизы, не содержит указаний на противоправность данный действий и установленную ответственность в случае их совершения.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также различными организациями.
Получение указанной справки подтверждает факт установления инвалидности.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети Интернет", запрещенной.
В целях защиты основ конституционного строя, жизни и здоровья, прав и. законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства предусмотрена возможность ограничения доступа к информации.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения сайта в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, может являться вступившее в законную силу решение суда о признании распространяемой посредством сети «Интернет» информации запрещенной к распространению.
Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Одним из способов защиты гражданских прав в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, доступ к информации о возможности приобретения справки об инвалидности без прохождения медико-социальной экспертизы, в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», нарушает охраняемые законодательством Российской Федерации права граждан в сфере охраны их здоровья.
При указанных обстоятельствах суд полагает необходимым возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю обязанность включить заявленные в иске страницы сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Балаклавского района города Севастополя удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-странице: <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю (<адрес>) включить страницы сайтов в сети «Интернет»: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 27 декабря 2021 года.