Мировой судья судебного участка № 5
Ленского судебного района г. Перми
Першина М.Ю.
11-108/2024 (дело №2-715/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28.08.2024 г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Сероваевой Т.Т., при секретаре судебного заседания Быстровой А.Д., с участием истца ФИО6, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ Военный комиссариат по Пермскому краю на решение мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ФИО6 обратился в суд к мировому судье судебного участка № Ленинского судебного района г. Перми с иском к ФКУ Военный комиссариат по Пермскому краю о взыскании денежных средств на проезд к месту отдыха и обратно в 2023 году в размере <данные изъяты>
Требования мотивированы тем, что истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, подполковником в отставке. Общая продолжительность военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации составляет <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ истец не смог воспользоваться правом на льготное обеспечение санаторно-курортным лечением в санаториях Министерства обороны Российской Федерации по причинам, от него не зависящим. В целях выбора организованного места отдыха воспользовался услугами <данные изъяты> которым в качестве места организованного отдыха его семье было предложено проживание и 3-разовое питание в санатории <данные изъяты> расположенного по адресу: <Адрес>, в 2- местном 1-комнатном улучшенном номере корпуса <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Военный комиссариат Индустриального и Дзержинского районов г. Перми, где состоит на воинском учете, с заявлением о возмещении расходов, связанных с проездом к месту организованного отдыха и обратно, а именно авиаперелетом по маршруту Пермь - Сочи, Сочи-Пермь, с приложением необходимых документов. Впоследствии указанное заявление было передано для рассмотрения в Военный комиссариат Пермского края, письмом которого от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то, что офицеры, уволенные с военной службы и члены их семей пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту отдыха в санатории, дома отдыха, базы отдыха, находящиеся в ведомстве Министерства обороны Российской Федерации, по медицинским показаниям, и только по территории Российской Федерации. В письме Военной прокуратуры Пермского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным по результатам его обращения, предложено дополнительно к имеющимся документам предоставить договор об оказании гостиничных услуг. Представленный договор возмездного оказания услуг, заключенный с <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает, что в комплекс услуг входит размещение в отеле, санатории, пансионате (п. 1.2 договора). Условия проживания оговариваются в путевке-ваучере и в счете <данные изъяты> Компенсацию стоимости проживания в данном санатории истец не требует. Полагает, что отказ в компенсации проезда к месту организованного отдыха и обратно в сумме <данные изъяты> является неправомерным, нарушает его права, предусмотренные п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ.
Решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ с ФКУ Военный комиссариат Пермского края в пользу ФИО6 взысканы денежные средства в размере <данные изъяты> в качестве расходов на проезд к месту отдыха и обратно. С ФКУ Военный комиссариат Пермского края взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты> (л.д. 60-62).
Ответчик ФКУ Военный комиссариат Пермского края обратился в суд с апелляционной жалобой, просит решение мирового судьи отменить, в связи с нарушением норм материального права, принять новое решение об отказе в удовлетвроении требований истца в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что ФИО6 заключил договор с туроператором <данные изъяты> о покупке путевок в базу отдыха (санаторий) <данные изъяты> <Адрес>, <Адрес>. Вместе с тем, право на проезд один раз в год в санаторно-курортные организации или к указанным местам организованного отдыха и обратно имеют члены семей офицеров, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. Законом не предусмотрена оплата военнослужащим по туристическим путевкам. Указывает, что при рассмотрении заявлений о возмещении расходов по проезду в дома отдыха, базы отдыха, пансионаты и туристические базы с целью однозначного подтверждения видов указанных мест организованного отдыха, необходимо предоставить договор об оказании гостиничных услуг. Истец представил документы, согласно которым <данные изъяты> предоставлена туристическая услуга, реализован туристический продукт, в стоимость которого вошли 2-х местный улучшенный номер, однокомнатный, корпус <данные изъяты> (1-20 кв.м., балкон, кондиционер, т/в, холодильник, душ/туалет), трехразовое питание. О том, что истец проходил в санатории (базы отдыха) «<данные изъяты> оздоровительные мероприятия договор с <данные изъяты> сведений не содержит. Таким образом, ответчик считает, что отсутствуют сведения о том, что санаторий (база отдыха) <данные изъяты> является ведомственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации либо относится к другому органу государственной власти Российской Федерации. <данные изъяты> не входит в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, предоставляющие потребителю гостиничные услуги. В отношении санатория <данные изъяты> отсутствуют сведения о том, что он является медицинской организацией, либо санаторно-курортной организацией, либо оздоровительно организацией. Учитывая вышеизложенное, расходы на проезд в санатрно-курортное и оздоровительные организации, в том числе, предоставляющие туристические услуги, расположенные за пределами территории Российской Федерации, возмещаются исключительно в случаях, если указанные санаторно-курортные и оздоровительные организации являются структурными подразделениями органов государственной власти российской Федерации либо функционируют на основании лицензии и свидетельств, выданных в соответствии с законодательством российской Федерации, либо гражданин был направлен в санаторно-курортную организацию в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Суд также решил, что истец просит оплатить расходы на проезд к месту отдыха в пределах Российской Федерации, тогда как место отдыха было за пределами Российской Федерации. Согласно решению суда отдых должен быть в <Адрес>, а не в <Адрес>. Также уд проигнорировал вывод военной прокуратуры Пермского гарнизона, которые проводили проверку по жалобе ФИО6, и которые не нашли нарушений в действиях должностных лиц.
Представитель ответчика в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал. Дал пояснении, аналогичные доводам апелляционной жалобы.
Истец в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился. Считает решение мирового судьи законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, заслушав пояснения явившихся сторон, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений), офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:
- в медицинские (военно-медицинские) организации на лечение в стационарных условиях и обратно в соответствии с заключениями врачебных (военно-врачебных) комиссий на основании направлений военно-медицинских организаций, а в случае отсутствия по месту их жительства военно-медицинских организаций - в соответствии с заключениями врачебных комиссий медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения на основании направлений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
- в санаторно-курортные организации или к местам организованного отдыха (домам отдыха, базам отдыха, пансионатам, детским оздоровительным лагерям и туристским базам) и обратно один раз в год. Такое же право на проезд один раз в год в санаторно- курортные организации или к указанным местам организованного отдыха и обратно имеют члены семей указанных в абзаце первом настоящего пункта офицеров, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы, которых составляет 20 лет и более.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:
- офицеров, уволенных с военной службы (за исключением офицеров, уволенных с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) или из внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - внутренние войска) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более независимо от основания увольнения;
- в санаторно-курортные организации или к местам организованного отдыха (домам отдыха, базам отдыха, пансионатам, детским оздоровительным лагерям и туристским базам) и обратно один раз в год, а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные организации или к указанным местам организованного отдыха и обратно (один раз в год) (п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
При использовании воздушного транспорта для проезда лиц, указанных в пунктах 1 и 1(2) настоящего постановления, к избранному месту жительства при увольнении с военной службы, месту служебной командировки, новому месту военной службы, месту отдыха или использования отпуска, месту лечения, месту санаторно-курортного лечения, месту нахождения больного военнослужащего в случае его тяжелой болезни, месту погребения военнослужащего-гражданина в случае его гибели (смерти), а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - и (или) обратно проездные и перевозочные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если эти авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к указанным местам следования либо если оформление (приобретение) проездных и перевозочных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к указанным местам следования, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - и (или) обратно (п. 1(1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Как следует из материалов дела ФИО6 является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, подполковник в отставке.
Общая продолжительность военной службы истца в Вооруженных силах Российской Федерации составляет <данные изъяты>.
В целях выбора организованного места отдыха ФИО6 воспользовался услугами туроператора <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ФИО6 был заключен договор №, в соответствии с которым туроператор по заданию заказчика обязуется оказать услуги по бронированию и оплате входящих в туристический продукт услуг, на условиях и в сроки, установленные договором, потребительские свойства которого указаны в листе бронирования и туристической путевке-ваучере (являющимися неотъемлемой частью договора и оформлены в виде приложения к договору), а заказчик обязуется оплатить полную цену договора, принять туристический продукт (п. 1.1 договора).
В комплекс услуг, входящих в туристический продукт, могут входить, в том числе размещение в средстве размещения (отеле, санатории, пансионате) (п. 1.2 договора).
На основании вышеуказанного договора от ДД.ММ.ГГГГ истцом был приобретен туристический продукт, а именно: проживание в 2-местном 1-комнатном улучшенном номере в санатории <данные изъяты>, <Адрес>, с трехразовым питанием, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на состав семьи из двух человек ФИО6 и ФИО4 (супруга), стоимостью <данные изъяты>.
Проезд к месту отдыха - санаторию <данные изъяты> и обратно был осуществлен истцом и членом его семьи (супругой) воздушным транспортом рейсами российской авиакомпании «Победа» по маршруту Пермь - Сочи ДД.ММ.ГГГГ, Сочи-Пермь ДД.ММ.ГГГГ, стоимость перелета составила <данные изъяты>, что подтверждается посадочными талонами, электронными билетами, кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился к ответчику с заявлением о возмещении расходов, связанных с проездом к месту отдыха, по результатам рассмотрения которого письмом Военного комиссариата Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ отказано, со ссылкой на то, что офицеры, уволенные с военной службы и члены их семей, пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения, который обусловлен медицинскими показаниями и связан с получением курортного лечения или оздоровления для профилактики заболеваний на территории Российской Федерации. Санаторий «<данные изъяты> находится в ведении <Адрес>, в связи с чем Военный комиссариат Пермского края не усмотрел оснований для удовлетворения заявления ФИО6
Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, руководствуясь вышеприведенными положениями норм материального права, суд первой инстанции удовлетворяя требования истца, исходил из того обстоятельства, что представленные суду проездные документы бесспорно свидетельствуют о том, что истцом понесены расходы на проезд к месту отдыха.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной инстанции не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Оценивая доводы ФКУ Военный комиссариат по Пермскому краю об отсутствии правовых оснований для взыскания с него стоимости проезда к месту отдыха, поскольку офицеры, уволенные с военной службы, и члены их семей, пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту отдыха в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации, который обусловлен медицинскими показаниями и связан с получением или лечения или оздоровления для профилактики заболеваний, а не к любому месту отдыха, суд исходит из следующего.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», с ДД.ММ.ГГГГ в пункт 5 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, и на момент возникновения между сторонами спорных правоотношений законодатель предусмотрел, что офицеры, уволенные с военной службы, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, имеют право на проезд на безвозмездной основе в том числе воздушным транспортом к местам организованного отдыха (домам отдыха, базам отдыха, пансионатам, детским оздоровительным лагерям и туристским базам) и обратно один раз в год (такое же право на проезд один раз в год в санаторно-курортные организации или к указанным местам организованного отдыха и обратно имеют члены семей указанных в абзаце первом настоящего пункта офицеров), суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на возмещение за счет Военного комиссариата расходов на проезд к месту организованного отдыха и обратно один раз в год как на себя так и на члена своей семьи (супругу).
При этом положениям пункта 5 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», нет указания на то, что право на возмещение расходов на проезд возникает только к местам организованного отдыха связанного с получением лечения или оздоровления организациях являющимися ведомственными учреждением Министерства Обороны Российской Федерации.
Заявленная стоимость проезда (перелета) определена непосредственно в границах территории Российской Федерации, поскольку из данных билетов следует, что пунктом отправления является г. Пермь (Российская Федерация) пункт прибытия г. Сочи (Российская Федерация).
Требования о взыскании стоимости проезда от г. Сочи до территориального расположения санатория «МВО-Сухум» (Абхазия) истцом в адрес ответчика не предъявлялись.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, положенных в основу судебного акта и не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы мирового суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
определил:
решение мирового судьи судебного участка №5 Ленинского судебного района г. Перми от 23.05.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ Военный комиссариат по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий подпись Т.Т. Сероваева
<данные изъяты>
<данные изъяты>